Пока что замена страховых взносов на ЕСН уже со следующего года – это просто идея, но правительство готово к ее обсуждению и большей конкретике. Мы спросили представителей российского бизнеса, будет ли это, по их мнению, эффективным средством пополнения бюджета (например, потому что общие поступления от ЕСН хотя бы на примере их компании суммарно превысили бы все страховые отчисления, или все-таки не превысили бы)? Кроме того, страховые отчисления, хоть и будут скоро после реформы собираться Федеральной налоговой службой (а не соцфондами, как сейчас), все равно имеют четкое целевое использование, в то время как поступления от ЕСН можно теоретически направить на ту же оборонку… Мы также поинтересовались, есть ли у кого информация: под “повышением нагрузки на высокие зарплаты свыше 800 тыс. р. в год” имеют ли в виду законодатели только фиксированные оклады, или же бонусы в том числе?
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании “Уверенность”:
ЕСН существовал в России до 2010-го года. Ставка его составляла 26%. В 2010-м году, когда ЕСН был упразднен, и вновь появились взносы в государственные внебюджетные фонды, ставка сохранилась на прежнем уровне. Однако уже с 2011-го года она была повышена до 34%, а затем, в связи с резко возросшим числом ушедших с рынка субъектов малого бизнеса, снижена до 30%. Одновременно с отменой ЕСН произошли и изменения базы для начисления взносов. Например, ЕСН не облагались те выплаты физическим лицам, которые организация не учитывала в составе расходов по налогу на прибыль, а взносами такие расходы облагаются. Существовала также возможность сэкономить на ЕСН, используя т.н. “договоры гражданско-правового характера”, а законы, которыми были введены взносы, эту возможность исключили.
Таким образом, нельзя сказать о том, что только от смены названия доходы бюджета возрастут. Скорее, роста можно ожидать вследствие частичной или полной отмены льгот для сотрудников с большими доходами. Ведь расходы на оплату труда – это не только оклады, это все расходы организации, осуществляемые в соответствии с трудовыми договорами, а значит – и премии, и бонусы и т.п.
Отдельно стоит упомянуть и о том, что если сейчас средства, поступающие в фонды, действительно имеют целевое назначение, то ЕСН, если он все же вновь возродится, скорее всего, будет федеральным налогом - соответственно, деньги будут поступать в федеральный бюджет, и совсем необязательно они должны будут расходоваться на пенсии и медицинское обслуживание.
Ну и не надо забывать о межведомственной борьбе за влияние и ресурсы. ФНС в последнее время забирает все больше и больше полномочий, и передача сбора и администрирования будь-то нынешних взносов, будь-то восставшего из небытия ЕСН налоговикам является следствием лидирующего положения ФНС в этой гонке. Интересны в связи с этим два вопроса: сократятся ли бюджеты ПФР, ФОМС и ФСС в связи с сокращением части функций, и насколько вырастут расходы на содержание ФНС?
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий “Гордейчик и партнеры”:
Возврат к единому социального налогу является логичным продолжением идей концентрации в одном органе функций по сбору и администрированию налоговых и иных обязательных платежей, а также фактического отказа в практике от смешанной пенсионной системы – устранением из нее накопительной части.
Этот шаг теоретически способен привести к унификации и упрощению системы собора фискальных платежей, послужить устранению излишних бюрократических процедур, сокращению “раздутого” государственного аппарата.
В практике же это с большой долей вероятности приведет к увеличению финансовой нагрузки на население и бизнес, например, за счет полновесного обложения единым налогом лиц, которые в настоящее время уплачивают социальные сборы в виде фиксированных платежей. В рамках такой системы соблазн для государства “залезть в карман” фондов значительно увеличится.
Симптоматично, что данная инициатива обнародована 21 декабря – в день смерти “вождя мирового пролетариата”, ведь именно из основанной им социальной группы ведет свою “родословную” практически вся нынешняя политическая элита, уверенная, что путь выхода из любой затруднительной ситуации лежит не через “создать”, а через “забрать”.
Максим Васин, главный экономист, директор методического департамента Национального Рейтингового Агентства:
Я думаю, что это идея пополнения бюджета и одновременно изменение механизма администрирования социальных платежей с фонда заработной платы.
Действительно, при зачислении ЕСН в бюджет деньги будут расходоваться на любые нужды, и таким образом страховой принцип их целевого расходования действовать не будет. Основная часть платежей - это пенсионные накопления и страховая часть пенсии). Если они будут поступать в бюджет, то в любом случае из бюджета будут идти трансферты в пенсионный фонд. Медицина и другие социальные расходы также будут финансироваться из бюджета, но не исходя из поступлений, а по иному принципу, который будет, вероятно, принят в рамках утверждения бюджета. По имеющейся сейчас информации, идея не нашла одобрения в Госдуме, однако все возможно в условиях роста бюджетного дефицита.
Что касается повышения налоговой нагрузки на з/п свыше 800 тыс., то, во-первых, дополнительные взносы с высоких зарплат есть и сейчас, во-вторых, разговоры о возврате к прогрессивной шкале НДФЛ идут постоянно, однако президент, насколько я помню, до 2018 года обещал сохранение уровня налога и плоской шкалы. Насколько я понимаю, имеются в виду любые доходы, полученные от работодателя – и зарплаты, и бонусы.