Источник: IFRS
Фото: https://www.ifrs.org
Председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и вице-председатель Сью Ллойд (Sue Lloyd) вместе с постоянным ведущим таких подкастов Мэттом Тиллингом (Matt Tilling) подводят традиционные ежемесячные итоги очередному заседанию. Ключевые темы сегодняшней презентации следующие:
- Назначение двух новых членов в Совет по МСФО
- Отнесение обязательств к категории текущих или долгосрочных
- Вероятные узконаправленные изменения к IAS 1 “Представление финансовой отчетности”
- Дочерние предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, и требования к раскрытию информации для них в случае применения полной версии МСФО
- Новый пересмотр стандарта для малых и средних предприятий (“IFRS for SMEs”)
- Свежие новости по дискуссионному документу по теме финансовых инструментов с характеристиками капитала
- Проект “Основные формы отчетности”
- Узконаправленные корректировки к IFRS 17 “Договоры страхования”
- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, посвященный мартовской встрече Совета по международным стандартам финансовой отчетности, которая прошла в Лондоне 12-14 марта 2019 г. Меня зовут Мэтт Тиллинг, я член технического состава разработчиков в IASB. Сегодня со мной председатель Совета Ханс Хугерворст и вице-председатель Сью Ллойд, чтобы обсудить последнюю встречу и другие новости… Ханс, прежде чем переходить к самой встрече – на этой неделе пришли большие новости о назначении двух новых членов Совета.
- (H.H.) Да. Как известно, в конце июня нас покидают два члена Совета, от Бразилии - Амару Гомеш (Amaro Luiz de Oliveira Gomes), и от Японии - Так Очи (Takatsugu Ochi). Их заменят Тадеу Цендон (Tadeu Cendon) из Бразилии, а Така Очи заменит Рика Сузуки (Rika Suzuki), также из Японии. Тадеу Центон работал директором профессионального развития в Бразильском Институте независимых аудиторов (IBRACON) и пришел к нам из бразильского отделения PwC, где в статусе партнера руководил консалтинговыми услугами для компаний, использующих МСФО. Рика Сузуки работала в составе японского разработчика стандартов, где уделяла больше всего своего внимания внедрению МСФО, а также возглавляла рабочую группу, разрабатывающую модифицированные японские стандарты учета. К нам она пришла также из PwC в Японии. Кроме того, у нее большой опыт работы в Соединенных Штатах. Оба начинают работу в июле, и мы рады приветствовать их у нас.
- (M.T.) Сью, встреча Совета началась с классификации обязательств в качестве текущих или долгосрочных.
- (S.L.) Верно. Совет рассматривал узконаправленные корректировки к IAS 1 – конкретно, по классификации обязательств в качестве текущих или долгосрочных. На встрече в этот раз обсуждалось предлагаемое сегодня руководство по ситуациям, в которых на классификацию обязательств будет влиять наличие выплат на основе инструментов капитала. Возникли вопросы в ответ на предварительную версию руководства, которое оговаривает обстоятельства, когда вы должны принимать в расчет выплаты на основе инструментов капитала, и когда вы этого делать не обязаны. Поэтому мы согласовали некоторые прояснения к нему.
Кроме того, у нас были обсуждения по теме того, что случается, если у компании есть, например, долгосрочный кредит, однако его возврат будет зависеть от дополнительных условий, касающихся финансовых индикаторов на дату составления отчетности, и можно ли отложить выплату обязательств, если расчет индикаторов осуществляется уже после даты составления отчетности. В конечном итоге мы решили не углубляться в детали относительно того, как проводить такую оценку, и оставить все на уровне принципов, то есть организации сами должны решать, есть ли у них такое право об отсрочке.
- (M.T.) Ханс, было два отдельных проекта по теме малых и средних предприятий в этом месяце. Первый охватывает МСП, являющиеся дочерними структурами.
- (H.H.) Касательно МСП, которые являются дочерними структурами – мы здесь смотрим, есть ли возможность снизить для них нагрузку в результате полного применения МСФО. Нам хотелось бы знать, можно ли разрешить им применять полный вариант МСФО, но в соответствии с требованиями к раскрытию в “IFRS for SMEs”, которые намного легче по сравнению с “полными” МСФО. В данный момент разработчики акцентируют основное внимание на свидетельствах, с которыми Совет сможет решить, имеет ли это смысл, и должны ли мы добавить новый проект в свой план работы.
- (M.T.) …а второй проект – это пересмотр самого стандарта “IFRS for SMEs”. Эти обсуждения оказались довольно длинными.
- (H.H.) Действительно. Каждые пару лет мы обязаны рассматривать “IFRS for SMEs” с точки зрения того, не нужно ли его обновить с учетом изменений в “полных” МСФО, которые вышли за эти годы. Наши обсуждения затронули общие принципы, которые мы должны применять при этом. Не думаю, впрочем, что здесь нам удалось прийти к каким-то конкретным заключениям, но в целом обсуждения вращались вокруг того, в какой степени “IFRS for SMEs” должны отражать собой “полные” МСФО. Разработчиков попросили в следующем месяце представить Совету документ с принципами, которые будут касаться специфических стандартов - на примере их мы сможем далее размышлять относительно наилучшего подхода более конкретно и более практично.
- (M.T.) Сью, будут ли какие-то комментарии по новостям о FICE (финансовым инструментам с характеристиками капитала – GAAP.RU)?
- (S.L.) Да. Это была первая встреча по FICE с самой публикации дискуссионного документа в прошлом году. Разработчики представили нам общий обзор полученных комментариев по документу – было очень интересно на это взглянуть. Как обычно, заметен большой разброс во мнениях, но, я думаю, в целом мы получили довольно сильную поддержку нашей работе в данной области. Разброс полученных мнений весьма широкий – начиная с людей, ограничивающих нас довольно узконаправленными корректировками к IAS 32 по теоретическим вопросам, и заканчивая теми, кто предлагает нам начать с самой концепции обязательств и других аспектов “Концептуальных основ”. И все варианты между этими двумя крайностями. Однако в целом мы получили довольно высокую поддержку предложенным требованиям к представлению и раскрытию, но более сильный разброс во мнениях наблюдался по специфическим предложениям в дискуссионном документе, касающимся определения того, что есть долг, а что есть капитал. В скором времени мы начнем более детальное рассмотрение комментариев.
- (M.T.) В этом месяце Совет также обсуждал проект по объединению бизнеса под общим контролем – BCUCC (Business Combinations Under Common Control – GAAP.RU).
- (S.L.) Верно, но это не была сессия принятия решений, а в большей степени просто обсуждение информационных потребностей пользователей. Мы смотрели на информационные потребности различных категорий основных пользователей. Особенно интересными оказались потребности кредиторов и заимодателей, поскольку в прошлом мы в основном интересовались темой неконтролирующего интереса – стало быть, капитальных инвесторов. Было любопытно взглянуть на отличия и посмотреть, можно ли использовать здесь “подход предшественника” (“predecessor approach”) с акцентом на кредиторах и заимодателей вместо неконтролирующего интереса. Обсуждения были интересными, и для тех из вас, кто интересуется данным проектом, есть очень полезный документ, суммирующий все наработки, где мы находимся сегодня, и это хорошая отправная точка для получения информации по проекту. Мы собираемся продолжить обсуждения на будущих встречах и использовать их результаты для определения того, как двигаться с ним дальше.
- (M.T.) Ханс, довольно продолжительные обсуждения касались основных форм отчетности. Здесь были две основные темы. Во-первых, Совет размышлял, нужно ли добавлять дополнительные статьи в отчетность.
- (H.H.) Да, Совет решил потребовать несколько новых дополнительных статей в отчете о финансовом состоянии – конечно, если эти существенны. Организации в будущем должны будут показывать статью гудвилла, который в наши дни часто смешивается с нематериальными активами, что не очень наглядно. Также, в соответствии с нашими представлениями об отчете о доходах, появится дополнительные статьи по инвестициям в интегрированные ассоциированные и совместные предприятия, оцененные на основе метода долевого участия, а также статьи по инвестициям в то, что мы называем “неинтегрированными ассоциированными и совместными предприятиями”, которые бизнес не рассматривает в качестве существенных для своей бизнес-модели.
- (M.T.) …второй вопрос, который вы рассмотрели, касался необычных статей.
- (H.H.) Как известно, сегодня корректировки в то, что называется “необычными статьями” или “неповторяющимися статьями”, очень часто производятся в области “non-GAAP” (то есть той области, которая не оговорена стандартами МСФО – GAAP.RU). Сама по себе эта информация очень важна для инвесторов. Инвесторы пытаются оценить будущие денежные потоки, поэтому они хотят знать, какие доходы или расходы относятся к “случайным” и маловероятно что повторятся в дальнейшем. На практике сегодня у компаний преобладает тенденция акцентировать внимание на необычных расходах вместо выделения “случайных” прибылей. И хотя в реальности никогда не получится идеально определить необычные элементы, мы разработали некоторые определения и кое-какие руководства, которые немного улучшат дисциплину в данной области, так что, я думаю, это станет очень важной частью проекта по основным формам отчетности.
- (M.T.) Сью, не могли бы Вы освежить информацию по проекту страховых контрактов?
- (S.L.) Конечно. На этой встрече мы закончили технические обсуждения потенциальных изменений к IFRS 17, связанных с проблемами внедрения стандарта. На встрече мы проголосовали за два целевых изменения – одно связано с минимизацией риска, в частности, того, как вы осуществляете переход при использовании минимизации риска. А второе касается кредитных карт, которые обеспечивают страхование. Здесь мы обсуждали такие ситуации, когда я, например, покупаю что-то в кредит на 200 фунтов и расплачиваюсь картой, но вдруг оказывается, что с приобретенным товаром что-то не так, и могу ли я тогда потребовать больше 200 фунтов с платежной системы данной карты в соответствии с условиями обслуживания. Мы предлагаем, чтобы такие кредитные карты и такого типа страхование рассматривались в рамках IFRS 9, а не IFRS 17.
Также у нас были довольно долгие обсуждения по теме агрегирования, на основе которого страховые контракты признаются и измеряются. Совет решил сохранить действующие в IFRS 17 требования и не менять их, поскольку считает, что они обеспечивают пользователей полезной информацией, в частности, по трендам прибыльности для групп различных страховых контрактов. И хотя изменений здесь не вносилось, мы все равно рекомендуем людям, которые интересуются IFRS 17, взглянуть на наши документы по теме агрегирования. В дополнение к очень тщательному разбору примера, иллюстрирующего важную, по мнению Совета, информацию, также было два документа с детальной предысторией, показывающей, как мы пришли к тому, где мы сейчас, в плане требований по группировке контрактов в IFRS 17. Это даст исторический обзор и представление о том, какую информацию Совет надеется увидеть в отчетности в результате применения этих требований. Думаю, что это полезно.
Что касается будущих планов по страхованию – на апрельском заседании к Совету обратятся за разрешением выставить все на обсуждение, что для членов группы разработчиков означает начало написания промежуточного документа с предложенными изменениями с целью дальнейшей его публикации. Консультационный процесс мы планируем запустить где-то в конце июня.
- (M.T.) И напоследок, Ханс – не могли бы Вы рассказать нам о новостях по проекту реформы IBOR (Interbank Offered Rate, межбанковская ставка процента – GAAP.RU)?
- (H.H.) Как известно, регуляторы по всему миру собираются заменить сегодняшние ориентиры межбанковских процентных ставок, таких как LIBOR, другими ориентирами – с учетом всех тех злоупотреблений, которые случались в прошлом. Пока что не совсем понятно, как это будет осуществлено, так что точные изменения во многих мировых юрисдикциях пока непонятны, и они могут отличаться. Сегодня идет работа, но вокруг этого преобладает неопределенность. Все это может сказаться на учете банковских соглашений по хеджированию, особенно принимая во внимание то, что учет хеджирования предполагает определенность относительно ориентировочных ставок, которые вы применяете. Если этой определенности больше нет, и если мы ничего не сделаем, банкам, возможно, придется аннулировать свои соглашения по хеджированию.
На прошедшей встрече мы решили предоставить послабления в связи с реформой IBOR, а также оговорить, что применение этих послаблений в связи с реформой IBOR нужно сделать обязательным, а не добровольным, чтобы по максимуму обеспечить сопоставимость. Кроме того, мы также решили, что организации должны будут прекратить использовать эти послабления, как только произойдет что-то из следующего: 1) неопределенность вокруг величин и времени возникновения денежных потоков исчезнет, или 2) прекратится действие хеджирования.
Это было первой частью работы. Будет и вторая фаза, которая касается учета после проведения реформы. Но к этой части мы сможем приступить, лишь когда станет ясно точно, на именно похожа реформа. Поэтому это вопрос будущего.
- (S.L.) Также мы рассмотрели отдельные аспекты стандартного рабочего процесса с учетом реформы IBOR. Совет здесь согласовал более короткий период комментариев в 45 дней - немного короче, чем стандартный, но это исключительно из-за того, что нам очень нужно успеть до конца года представить эти изменения, чтобы вовремя обеспечить организации послаблениями.