По материалам: IFRS
Совет по МСФО провел очередную встречу 18 ноября – как и все ежемесячные встречи начиная с марта, она прошла в онлайн-формате. Но кое-что необычное все же было: в этот раз к ней присоединился Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) – организация, с которой когда-то давно интенсивно шла работа над конвергенцией двух важнейших в мире систем стандартов. Впрочем, никаких решений на совместной части они не приняли – этого и не планировалось.
Помимо тем, представляющих для обеих организаций общий интерес (гудвилл и обесценение, изменения в учете аренды, не относящиеся к COVID-19, финансирование линий поставок, коронавирусные послабления), члены IASB также оговорили другие важные конкретно для него направления работы:
- Рабочие планы (изучение практической эффективности стандартов и консультации по долгосрочной рабочей программе)
- Проекты, связанные с улучшением и обеспечением последовательного применения стандартов
- “Инициатива по раскрытиям”: дочерние предприятия в форме МСП
- Практическое руководство PS 1“Комментарии руководства”
- Изучение практической эффективности стандартов IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12
Рабочие планы (изучение практической эффективности стандартов и консультации по долгосрочной рабочей программе)
Совет по МСФО обсудил время старта нового исследования по эффективности применения на практике стандарта по учету финансовых инструментов, IFRS 9. Наши постоянные читатели наверняка в курсе, что самая первая часть данного исследования стартовала буквально на прошлой неделе – там речь идет о тех требованиях, которые касаются классификации и измерения. Однако IASB, конечно же, обязан также изучить эффективность требований по учету обесценения и хеджирования, а кроме того – провести аналогичное исследование по еще одному относительно новому стандарту, IFRS 15 “Выручка по договорам с покупателями”.
Совет по МСФО решил, что прямо спрашивать о стартовых датах начала этих исследований в рамках консультаций по долгосрочной рабочей программе (вариант, который он рассматривал с заседания в прошлом месяце) в действительности необязательно. Все эти исследования (“PIR”, как они называются для краткости) по IFRS 15 и по двум оставшимся частям IFRS 9 начнутся не раньше второй половины следующего года, потому что именно на вторую половину 2021 г. IASB отложил принятие решений относительно сроков.
Проекты, связанные с улучшением и обеспечением последовательного применения стандартов
Это, напомним, общее название ряда проектов, основной задачей которых является повышение эффективности уже действующих стандартов путем внесения в них корректировок. С прошлого раза (октябрьского заседания) близится к плавному завершению работа над стандартом IAS 12 “Налоги на прибыль”. Рассматриваемая здесь тема носит название “отложенные налоги по активам и обязательствам, возникающим в результате единой транзакции”.
Собственно, все изменения (они касаются ограничения охвата действующего сегодня исключения, которое оговорено в параграфах 15 и 24 МСФО (IAS) 12, и которое не будет скоро применяться в отношении транзакций, ведущих к появлению равных по величине, но подлежащих взаимозачету временных разниц) уже были согласованы. В ноябре же принимали решение относительно старта написания документа для будущей публикации техническим персоналом. Как уже известно из представленного на днях описания изменений в рабочих планах, окончательный вариант измененного стандарта – и именно окончательный, просим отметить, поскольку решено не выставлять его в предварительном варианте повторно – выйдет во втором квартале следующего года. А уже вступление измененного стандарта в силу, как предварительно решили участники встречи, состоится 1 января 2023 года, с возможностью досрочного применения.
“Инициатива по раскрытиям”: дочерние предприятия, относящиеся к категории малых и средних
Напомним, суть данного проекта в том, чтобы позволить дочерним предприятиям, которые, как и родительская организация, составляют свою отчетность в соответствии с МСФО, использовать сокращенные требования к раскрытию информации в соответствии “IFRS for SMEs” (отдельным, сокращенным вариантом международных стандартов финансовой отчетности специально для них), но при этом следовать требованиям по признанию и измерению в соответствии с требованиями “полного” комплекта МСФО.
Если малым и средним дочерним предприятиям предстоит использовать сокращенные раскрытия по МСФО, то не стоит ли для них оговорить дополнительные исключения по переходу на новые требования к раскрытию информации, а также условия по переходу на требования к раскрытию в новых или измененных стандартах МСФО? В ходе встречи в этом месяце члены Совета по МСФО обсуждали это, а также пропущенные в “IFRS for SMEs” темы и специализированные направления деятельности.
Предварительно Совет по МСФО пока что решил, что если он все предложит дочерним предприятиям на МСФО-отчетности “стандарт МСФО с сокращенными раскрытиями” (как он сейчас именуется в рабочем варианте), то такой стандарт, в самом деле, должен оговорить для них следующие дополнительные корректировки:
- Освободить от требований к раскрытию информации в параграфах 19D(b) и 19E–19G стандарта МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других организациях” в случае с инвестиционными организациями. 7 из 13 членов Совета по МСФО данное предложение одобрили – т.е. чуть больше половины, мнения разделились.
- Потребовать реконсиляции между балансовыми значениями на дату открытия и закрытия отчетности по обязательствам, возникающим из деятельности по финансированию. Ровно то же число членов Совета данное предложение поддержало.
- Потребовать раскрытий, рекомендованных в Приложении B (не к самому стандарту, а к рабочему документу по этой теме). Там перечислены требования к раскрытию информации в новых и измененных стандартах МСФО, с которыми действующая версия “IFRS for SMEs” пока еще не согласована. Напомним, что полноценный пересмотр стандарта МСФО для малых и средних предприятий еще весьма далек от завершения, а консультации по вышедшему в январе обращению с просьбой поделиться мнениями по поводу будущего пересмотра завершились только в конце октября. Но, несмотря на отсутствие согласования, эти перечисленные требования к раскрытию информации в новых и измененных МСФО предлагается все же включить в стандарт с сокращенными раскрытиями для дочерних предприятий в форме МСП. Девять членов Совета по МСФО с этой идеей согласны.
- Потребовать от дочерних предприятий следовать параграфу 25 стандарта МСФО (IFRS) 6 “Разведка и оценка запасов полезных ископаемых”. С этим согласились 10 человек.
- Потребовать от дочерних предприятий следовать параграфам 20.13(b) и 11.42 действующей редакции “IFRS for SMEs”. Кроме того, IASB принял решение рассмотреть возможность провести согласование всех требований к раскрытию информации по всем финансовым обязательствам в рамках своего проекта по второму пересмотру “IFRS for SMEs” – а не в рамках данного конкретного проекта по дочерним предприятиям в форме МСП.
- Включить расширенную версию параграфа 28.41(e) действующей редакции “IFRS for SMEs” по пенсионным планам с установленными выплатами.
- Напротив, исключить (в смысле, не учитывать) цели раскрытия информации, которые оговорены для полного варианта стандартов МСФО.
По требованиям к раскрытию информации в “IFRS for SMEs”, которых нет в полном комплекте МСФО:
- Исключить требования параграфов 28.41(g) и 15.19(d) действующей редакции “IFRS for SMEs”.
- Потребовать от дочерних предприятий использовать адаптированную версию параграфа 20.14 действующей редакции “IFRS for SMEs”.
- Включить послабления в параграфах 17A и 18A стандарта МСФО (IAS) 24 “Раскрытие информации о связанных сторонах”.
- Потребовать от дочерних предприятий следовать параграфам 28.42, 28.43 (раскрытие информации о прочих долгосрочных вознаграждениях работникам и о выходных пособиях) и адаптированной версии параграфа 3.25 (о представлении информации, не требуемой самим стандартом) действующей редакции “IFRS for SMEs”.
По всем этим решениям свое согласие выразили лишь семь членов Совета по МСФО.
Когда именно принимать в расчет требования к раскрытию информации во всех новых или измененных МСФО? Пока что Совет по МСФО решил выбрать конкретную дату, которая и будет включена в консультационный документ по данному проекту: “моментом отсечения” станет 1 января 2021 года, то есть учитываться будут все требования по раскрытию информации во всех стандартах и Интерпретациях МСФО, которые успели выйти до этого срока. Также будут рассматриваться предварительные версии будущих стандартов, которые успели выйти до 1 января 2021 года – за исключением предварительного варианта будущего нового стандарта, который оговаривает общие требования к раскрытию информации (легко понять, почему именно: к нему уже успели озвучить слишком много замечаний, чтобы можно было надеяться на скорое завершение того проекта – GAAP.RU).
Что касается самого момента, когда Совет по МСФО будет вносить изменения в будущий стандарт для малых и средних предприятий в форме МСП, учитывающие новые или измененные МСФО, то в качестве такового решено брать сроки публикации предварительных версий этих новых или измененных стандартов, т.е. буквально “не отходя от кассы”. Это решение нашло единогласную поддержку.
И еще один важный аспект в рамках данного проекта – пропущенные темы и специализированная деятельность. В новом стандарте (если таковой все же доживет до релиза) оговорят по этой части такие дополнительные требования:
- Дочерние предприятия, если добровольно решат раскрывать прибыль на акцию, обязаны будут тогда следовать требованиям к раскрытию информации в одноименном стандарте МСФО (IAS) 33.
- В стандарт войдет адаптированная версия требований к раскрытию информации по стандарту МСФО (IAS) 34 “Промежуточная финансовая отчетность”.
- В стандарте нужно потребовать от дочерних предприятий раскрывать информацию о выплаченных дивидендах и в промежуточной, и в годовой финансовой отчетности, если у них более одного класса акционерного капитала. С решением согласились все.
- В стандарт нужно включить требования к раскрытию информации, которые предусмотрены на случай применения параграфа BC157 действующей редакции “IFRS for SMEs” по счетам отложенных тарифных корректировок.
Пока что это даже не все дополнительные корректировки в требованиях к раскрытию информации, которые разработчики собирались обсудить. Они продолжат это делать на следующем заседании в декабре. Теперь немного проясняется, что вынудило их перенести с декабря на январь даже такое, казалось бы, не самое трудное решение как выбор формы для будущей публикации (дискуссионный документ или же сразу предварительный вариант будущего стандарта).
PS 1“Комментарии руководства”
В этот раз IASB обсудил следующие три основные темы:
- Применение Практического руководства PS 1 организациями, которые МСФО вообще не следуют;
- Трактовка понятия “свобода от ошибки” (“freedom from error”) в пересмотренной версии руководства;
- Цели такой отчетности.
Хороший вопрос на самом деле: если организация вообще не использует МСФО, имеет ли она право, если пожелает, применять пересмотренную версию руководства по управленческой отчетности? Во-первых – да, безусловно, это делать можно. Во-вторых, если организация решает это делать, ей нужно разрешить в своей отчетности делать соответствующее официальное заявление о факте применения пересмотренной версии PS 1, даже если ее отчетность, выходит, не соответствует требованиям МСФО. 9 членов из 13 такую точку зрения разделяют.
Кроме этого, когда уже организация объявила официально о следовании требованиям PS 1 “Комментарии руководства”, в самих менеджерских комментариях она также обязана будет указать, в соответствии с какими именно основами подготовки отчетности составлена ее отчетность, если это не МСФО. Здесь уже поддержка была более однозначной: 12 членов из 13.
“Свобода от ошибки” – что это? Пересмотренный вариант Практического руководства будет оперировать понятием “точность” (“accuracy”) для описания самой ситуации отсутствия каких-либо ошибок в управленческой отчетности, причем подразумеваться будут и количественные, и качественные данные. Важно понимать, что “идеально аккуратной” во всех мыслимых аспектах информации быть необязательно. Ориентироваться предстоит на степень точности, которая будет варьироваться в зависимости от того, какого рода информация раскрывается.
Факторы, влияющие на точность информации, зависят от типа информации. Например, раскрываемые факты не должны содержать существенных ошибок – этого будет требовать понятие точности. Описания чего-либо должны быть точными – этого будет требовать то же самое понятие, которое войдет в руководство. Оценки, приближения и прогнозы должны четко называться именно так и никак иначе, и должны определяться на основе строго оговоренных процессов, опираясь на обоснованные и подтверждаемые данные. То же самое можно сказать в отношении допущений – они должны опираться на обоснованные и подтверждаемые данные. И наконец, информация о сделанных менеджерами суждениях в отношении будущих событий должна точно описывать эти суждения, и как они были сделаны.
Что касается целей раскрытия, то Совет по МСФО собирается пересмотреть общие цели раскрытий по всей управленческой отчетности и цели раскрытий по отдельным ее направлениям. Пока что решений на этот счет не принималось, однако при этом была дана отмашка к старту подготовки к написанию предварительной версии обновленного руководства. Его выход, напомним, перенесли на апрель.
Изучение практической эффективности стандартов IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12
Напомним, речь идет о трех “многострадальных” стандартах по, соответственно, консолидированной отчетности, совместной деятельности и раскрытию информации о долях участия в других организациях. Анализ практической эффективности (“PIR”) недавно был запущен по IFRS 9 – но почему не по этим трем, ведь планы вынашивались уже так давно? Как оказалось, Совету по МСФО предстоит еще определить охват такой проверки, прежде чем выпускать официальное приглашение поделиться информацией по данному поводу, поскольку этого требует внутренний регламент. В этом месяце, прочем, дело сдвинулось с мертвой точки: решено выпустить приглашение в декабре (этого года), с консультационным периодом продолжительностью 150 дней. Все 13 членов решение поддержали.