Аудит Налогообложения импортных операций

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 5 2004г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Аудит налогообложения является одним из наиболее сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым.
Для аудита налогообложения импортных операций применяются следующие методы проверок: документальная, специальная, встречная.
Документальной считается проверка документов и записей операций в учетных регистрах [применяются методы формальной, логической и арифметической (счетной) проверки].
Специальная проверка применяется в случае необходимости привлечения к проверке эксперта в той или иной сфере деятельности.
Встречная проверка осуществляется в целях установления соответствия проверяемой отчетности определенным требованиям. Следует отметить, что все аудиторские услуги оказываются в интересах тех или иных пользователей бухгалтерской отчетности, которые хотят, чтобы отчетность была составлена добросовестно и была достоверной. Их интересы в значительной степени переплетаются, что проявляется в следующем:

  • собственники хотят проверить нанятую ими администрацию;
  • администрация хочет проверить нанятых сотрудников, но не желает, чтобы ее проверяли собственники;
  • кредиторы хотят, чтобы были объективно оценены статьи отчетности и прежде всего баланса;
  • налоговые органы заинтересованы в том, чтобы были соблюдены все требования налогового законодательства.

Цели, преследуемые названными пользователями, часто бывают противоречивыми: администрация стремиться получить премию; собственники — увеличить дивиденды; кредиторам важно, чтобы организация сохраняла платежеспособность. Причем все они (за исключением налоговых органов) заинтересованы в создании больших финансовых резервов и занижении прибыли. Налоговые же органы, напротив, стремятся к тому, чтобы в отчетности была показана как можно большая сумма прибыли. Чтобы найти необходимый компромисс, аудитор должен установить соответствие проверяемой им отчетности следующим требованиям:

  • полнота — все факты хозяйственной жизни, которые должны быть включены в бухгалтерскую отчетность, входят в нее;
  • точность — все учтенные факты верны в математическом отношении, и эти верные суммы правильно отнесены на соответствующие счета, суммированы и перенесены в Главную книгу;
  • существование – все активы и пассивы существовали на дату составления баланса, а все отраженные факты действительно имели место в прошлом;
  • ограничение учетного периода — все факты имели место в пределах соответствующего отчетного периода;
  • оценка — выбраны и применимы соответствующие учетные измерители;
  • принадлежность (права и обязанности) – на все учтенные средства предприятие имеет права, а вся кредиторская задолженность относится к его задолженности на дату составления баланса;
  • представление и раскрытие – все факты хозяйственной жизни правильно классифицированы и описаны, раскрыты необходимые детали.

Концептуальный подход к определению достаточности информационной базы ауди та, по нашему мнению, должен заключаться в следующем. Информационная база аудита может считаться полной только в том слу чае, если она обеспечивает качественное ре шение всех стоящих перед аудитом задач. Следовательно, основой для определения со става необходимой информации должен вы ступать прежде всего раздел учета, связан ный с осуществлением контроля.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита, а именно:

  • предварительное планирование аудита налогообложения;
  • непосредственное планирование аудита налогообложения;
  • оценка системы внутреннего контроля предприятия по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
  • проведение аналитических процедур (аудит по существу);
  • оценка результатов аудиторской выборки;
  • оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

Исходя из того что аудитор должен подтвердить соответствие совершаемых операций и ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, можно утверждать, что налоговый учет представляет собой самостоятельный вид систематизации информации с целью составления налоговых деклараций в соответствии с бухгалтерскими записями, т.е. он является частью бухгалтерского учета предприятия и формируется по правилам налогового законодательства.
Аудит налогообложения входит в общий план аудита и программу проверки любого предприятия. Проверка аудита для конкретного экономического субъекта включает в себя проверку только тех налогов, которые непосредственно уплачивает экономический субъект.
Аудиторы, проверяя реализацию импортных товаров, обязаны также проверять своевременность и полноту сдачи валютной выручки в уполномоченный банк и правильность исчисления и уплаты налогов. В связи с этим аудитор должен составить аудиторскую программу проверки операций по исчислению и уплате налогов. Авторами предлагаются примерный план и программа аудита данного участка учета (табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1.Общий план аудита исчисления и уплаты налогов

Проверяемая организация: ООО «ЭКСТРА»
Период аудита: 2003 год
Количество чел. – 2
Руководитель проекта: Строева Е.В.

Разделы аудита Период проведения Планируемый аудиторский подход (метод) Планируемая трудоемкость (чел.-ч.) Ответственный исполнитель Примечание
ф . и . о . подпись
1. Экспертиза учетной политики организа­ции в части исчисления и уплаты налогов Март 2003 г . Изучение документов по существу 2 Афанасьева В . М ., Строева Е . В .
2. Проверка выполнения рекомендаций и замечаний , выявленных по результатам аудита за 2002 год Март 2003 г . Изучение документов по существу 1 Строева Е . В .
3. Оценка состояния внутреннего контро­ля в части исчисления и уплаты налогов Март 2003 г . Экспертиза документов , опрос 1 Строева Е . В .
4. Проверка ведения налогового учета хозяйственных операций в соответствии с действующим законодательством Март 2003 г . Проверка операций по существу 1 Афанасьева В . М .
5. Проверка полноты отражения хозяйст­венных операций в отчетности Март 2003 г . Экспертиза документов , изучение копий документов по существу 1 Афанасьева В . М .
6. Подготовка аудиторского учета Март 2003 г . Отчет 6 Строева Е . В ., Афанасьева В . М .

Рис.1.Программа проведения аудита импортных операций

Переход права собственности на импортируемые товары при отражении операций по импорту товаров имеет большое значение. Налаженный учет, постоянный анализ условий поставки по импортным контрактам поможет предприятиям уберечься от ошибок при определении налогооблагаемой базы и исчислении налогов. Условия поставки оказывают немаловажное влияние на порядок налогообложения и своевременность принятия товаров к учету. Российский покупатель имеет право оприходовать импортные товары только в момент перехода к нему права собственности. В случае неверного определения этого момента будет неправильно определена стоимость импортируемого товара в связи с изменением курса валюты, что повлечет за собой ошибку в расчете курсовых разниц и, как следствие, налогооблагаемой прибыли.
Не правомерно также при оприходовании товара до момента перехода права собственности принимать к вычету НДС, уплаченный на таможне.
Если товар был оприходован и реализован в разные отчетные периоды, неверное определение момента перехода права собственности может привести к занижению расчетной базы по налогу на имущество.
Правила «Инкотермс» момент перехода прав собственности не устанавливают, так как носят лишь рекомендательный характер. В связи с этим заинтересованные стороны должны определить в контракте момент перехода права собственности, который может не совпадать с моментом перехода рисков. В этом случае импортер может понести расходы по доставке товаров до момента перехода права собственности на импортируемые товары и не сможет их отразить не только в стоимости товаров, но и вообще в бухгалтерском учете. Товары учитываются по фактической себестоимости, т.е. в сумме затрат на их приобретение. Вместе с тем данное положение, как нам представляется, распространяется лишь на товары, принадлежащие импортеру на праве собственности, и не относится к другим товарам. Следовательно, если расходы по доставке импортных товаров будут включены в стоимость товара, то при дальнейшей реализации это приведет к занижению налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
При обнаружении такого рода ошибок аудитор должен предложить пересчитать налогооблагаемую прибыль, исключив из нее суммы транспортных расходов. Во избежание таких ситуаций в импортном контракте необходимо отдельным пунктом указать, что транспортные расходы несет импортер.
Источниками информации для проведе ния аудита налогообложения являются:

  • распорядительные документы, определяющие общие положения учета;
  • налоговая отчетность (декларации и регистры);
  • финансовая отчетность;
  • регистры синтетического бухгалтерского учета;
  • регистры аналитического учета;
  • первичные документы.

Для выполнения программы аудита им портных операций в части правильности определения налогооблагаемой базы по на логам на имущество, на прибыль необходи мо проверить:

  • правильность, своевременность, полноту формирования налогооблагаемой базы, соблюдение основных принципов при ее определении;
  • правильность формирования налоговых вычетов;
  • обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры;
  • достоверность первичных документов для заполнения налоговых регистров;
  • реальность включения первичных документов в соответствующие периоды.
Проверку можно осуществить, анализируя данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета.

Рис.2.Алгоритм аудита налогообложения импортных операций

В соответствии с программой аудита не обходимо проверить, кроме того, правиль ность определения в расчетной стоимости импортируемых товаров. Для этого следует:

  • проверить полноту и достоверность расчета таможенной стоимости за отчетный период;
  • удостовериться, что импортные цены соответствуют нынешнему рыночному уровню цен, для чего проверяются первичные документы, определяющие фактическую стоимость товара, паспорта импортных сделок и др.
Авторами предлагается следующий алгоритм проведения аудита импортных операций (рис. 2).
Хотелось бы надеяться, что реализация изложенных аспектов налогообложения импортных операций окажет существенную помощь в ходе аудита процессов внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 5»

(состоит из 3 статей)

Аудит Налогообложения импортных операций (15 сентября 2005)

Международные расчеты (15 сентября 2005)

Оценка аудиторского риска и уровня существенности с использованием аналитических процедур (15 сентября 2005)