Часть пятая.

Сравнительный учет: US GAAP & Российский учет

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Финансовый прорыв из налогового окружения.

Как я уже говорил, только тотальный контроль над информацией позволит Вам сформировать «западные» отчёты. Только патологическая любовь к мелочам и деталям избавят Вас от бесконечных «Why?» («Зачем и почему?) Вашего партнёра, от сакраментальных »It«s impossible!» («Это невозможно!») Вашего финансового директора и почти истеричных «I want to f$#% all Russian accountants!!! (что-то вроде »Имел я в виду весь русский учёт, всех российских бухгалтеров и всю эту долбаную Россию в целом!!!") Вашего же Главы представительства.

Именно поэтому я позволил себе небольшой тест на Вашу внимательность, включив в качестве последней таблицы черновой вариант взаимоувязки счетов некоей конторы Forest-Starms (счёт 0402/1953). Действительно, счёт 01/05 «Инструменты» переведён как «1705 – Tools» (т.е. «Инструменты»), а следующий счёт 01/06 – «Производственно-хозяйственный инвентарь» уже с ошибкой «1706 -Other tolls» (т.е. «Прочие сборы, благовесты, дани и колокольные звоны…»). Один символ – l вместо o – и смех Вашего финансового контролёра Вам обеспечен. А уж каким будет этот смех – добрым или не очень – вопрос отдельного разговора.

Счёт 68/01 «Расчёты по подоходному налогу» должен быть переведён как 2741 «Income tax», счёт 68/04 «Расчёты по налогу на прибыль» – как 2744 «Profit tax», счёт 68/10 «Расчёты по налогу на имущество» – как 2750 «Property tax»… Совершенно невыносимую аббревиатуру «Stlmnt» я бы заменил на полное «Settlements»… С другой стороны кажется ненормальным, что два разных российских счёта – 26/26 «Командировочные облагаемые» и 26/27 «Командировочные необлагаемые» попадают на один и тот же счёт 6601 «Business trip expenses». Однако на самом деле всё верно – нашему «западному» партнёру важно знать общую сумму командировочных расходов, а не то, какую сумму мы будем относить на себестоимость в пределах норматива, а какую будем относить тоже на себестоимость, но вне пределов этого норматива (он просто не поймёт этот бред).

В связи с вышеизложенным, прошу ещё раз проверить таблицу взаимоувязки счетов, тщательно следя за каждой строкой, каждой буквой и цифрой. Попробуйте реорганизовать эту таблицу для Вашего бизнеса, выкинув ненужные счета и добавив необходимые. К этому процессу мы ещё вернёмся, а пока посмотрим на корректировки, которые делаются в «валютной» части при подготовке «западных» баланса и отчёта о прибылях и убытках.

Делаются эти коррекции и уточнения с использованием тех же трансформационных таблиц, только суммы будут уже в валюте (например, в долларах США). Прошу не забывать, что под каждый adjustment должен быть свой документ(ы) и/или расчёт(ы). Я бы выделил три типа корректировок:

  1. Коррекции, связанные с нашим бизнесом.
  2. Счёт / Accnt Описание / Description Сальдо по Главной книге/Balance. Проводка №1 / Adj.#1 Проводка №2 / Adj.#2 Проводка №3 / Adj.#3 Проводка №4 / Adj.#4 Проводка №5 / Adj.#5 Выверенное сальдо / Corrected balance
    1199 Банк-99 / Bank-99(offshore) $0 $1«000»000 -$900 $900'000 -$300'000 : $1«599»100
    4101 Реализация (Строительство) / Sales Revenue (Construction). -$5'000.00 -$1«000»000       : -$1«005»000
    4102 Реализация (Фармация) / Sales Revenue (Pharmacy). -$993'700         : -$993'700.00
    5099 Основное производство/ Production (Construction). $4'994       : $4'994
    4501 Себестоимость реализованной продукции / Cost of Sales. $992'700   $900 -$900'000   : $93'600
    2501 Зарплата (программисты) / Salary (programmers). $1'006     $300'000 : $301'006
      Контроль / Examination 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

    Adjustment № 1. Одно из направлений деятельности нашей фирмы – строительство. По договору с иностранным заказчиком стоимость работ была определена в $5«000 (130»000 руб.) Рублёвая себестоимость работ составила 129«000 руб. ($4»994). Что и было отражено в актах, счетах-фактурах, формах КС-3, 2, №29 и т.д. и т.п. для российской отчётности. Короче, всё по полной программе, комар носу не подточит. Но по приложению (appendix, addendum), являющемуся неотъемлемой частью договора и хранящемуся совершенно отдельно от него, стоимость работ увеличена на $1«000»000 и эту сумму наш заказчик обязуется перевести на наш оффшорный счёт (offshore), открытый заранее нами на совершенно не имеющую к нам никакого (формального) отношения фирму. Сами понимаете, это приложение к договору вряд ли кто-либо когда-либо найдёт и увидит. (Да и найдёт – не страшно. Там о нашей фирме – ни гу-гу). Нашему заказчику всё равно, куда переводить деньги, зато мы по российскому учёту имеем минимум оборотных налогов (жилфонд и пользователи автодорог) и минимум налога на прибыль (база для них – $6). При этом почти вся наша прибыль находится вдали от алчущих взоров налоговиков. Конечно же, вся наша российская документация должна быть абсолютно точна и законна, налоги уплачены полностью и в срок, все счета-фактуры, акты и контракты подписаны, сброшюрованы и положены в сейф.

    И прочее, и прочее, и прочее – в полнейшем соответствии с буквой закона.

    Отражаем операцию: D-t «Offshore» – C-t «Sales Revenue» – $1«000»000.

    Adjustments № 2 & № 3. Наша оффшорная фирма купила нам фармацевтику по цене 1 цент за единицу товара и продала его нам. При этом контрактная цена составила 10 долларов за единицу. Общая стоимость контракта – $900«000. Сами понимаете, расчёт был сделан таким образом, чтобы мы получили российскую прибыль опять же на уровне нуля, ибо продаём мы этот товар по цене $11,04 за штуку! НДС не платим (фармацевтика!). Ну заплатили там таможенные сборы и пошлины ($92»700)… При этом имеем минимальные базы по налогам на жилсоцфонд, пользователей автодорог и прибыль – примерно 1 цент за единицу (или 0.1% от «рублёвой» себестоимости товара). Зато реальная рентабельность операции составила примерно 961%! Мы сохраняем наши рублёвые доходы опять же подальше от российских потрясений, расплачиваясь с нашей же фирмой (т.е. с самими собой) твёрдой валютой, с учётом абсолютно всех требований ЦБ РФ, ГТК, МНС и Минздрава.

    Рублёвая себестоимость (с учётом таможенных издержек) равна $992«700. Реальная себестоимость равна $900+$92»700=$93«600. Рублёвая реализация равна $993»000. База для налогов равна $993«000-$992»700=$300. Чистая прибыль после вычетов налогов ($4.5+$7.5+$105) равна $899'283.

    Отражаем затраты: D-t «Cost of sales» – C-t «Offshore» – $900.

    Отражаем доход от операции: D-t «Offshore» – C-t «Cost of sales» – $900'000.

    Adjustment № 4. Третьим направлением нашей деятельности является локализация бухгалтерских программ. По рублям наши программисты получают 1 (один) минимум, т.е. порядка $4 в месяц. Реально же их зарплата вполне «конкурентоспособна» (в триста раз больше). Сами понимаете, все документы по зарплате, налогам, фондам и т.д. должны быть в абсолютном порядке. Налоговики и фондовики просто плачут от сострадания к программистам (из-за их низкой зарплаты) и к себе (из-за невозможности состричь с нашей конторы сколько-нибудь существенные бабки).

    Отражаем операцию: D-t «Salary (programmers)» – C-t «Offshore» – $300'000.

    Adjustment № 5. Ещё одним направлением нашего бизнеса является работа с ценными бумагами, векселями и валютой. Все вы знаете, что твёрдые валюты котируются ЦБ РФ ежедневно, а мягкие – нет.

    Впрочем, хватит. Умному – достаточно. Из этих СУГУБО ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ корректировок видно, что они имеют отношение к конкретному бизнесу.

  3. Коррекции, связанные с различиями в методологии российского и западного учёта.
  4. Счёт / Accnt Описание / Description Сальдо по Главной книге / Balance. Проводка №1 / Adj.#1 Проводка №2 / Adj.#2 Проводка №3 / Adj.#3 Проводка №4 / Adj.#4 Проводка №5 / Adj.#5 Выверенное сальдо / Corrected balance
    1700 Основные средства / Fixed Assets $19'572 -$822       : $18'750
    1724 Накопленная амортизация основных средств / Accumulated Depreciation. $0   -$8'509     : -$8'509
    1801 Нематериальные активы / Intangible Assets. $600     $0   : $600
    1851 Накопленная амортизация нематериальныхактивов / Accumulated Amortization. $0       -$220 : -$220
    3402 Прибыль (Убыток) прошлых лет / Retained Earnings. -$10'000.00 $360 $3'713 $0 $100 : -$5'827
    7001 Поставки для офиса / Office Supplies $100 $462   $0   : $562
    5401 Амортизация оборудования / Depreciation of equipment. $0   $4'796     : $4'796
    5501 Амортизация нематер.активов. / Amortization of intangible assets. $0       $120 : $120
      Контроль / Examination   0.00 0.00 0.00 0.00 0.00  

    Adjustment № 1. Я уже говорил, что не видел ни одной фирмы, где стоимость основных фондов была бы меньше $1«000. У нас же из-за отставания нормативной базы от жизни к основным средствам относят уже предметы стоимостью примерно $310. Таким образом, наши счёта основных средств »замусорены" малоценкой.

    Делаем расчётную таблицу:

    Наимен. Стоим. Дата приобр. Курс Cost Expenses Retained Earnings Fixed Assets
    Сейф 12'000 10.10.99 26 $462 $462    
    Автомашина 54'000 15.12.98 24 $2'250     $2'250
    Компьютер 9'000 01.01.98 6 $1'500     $1'500
    Факс 9'000 10.10.98 25 $360   $360  
    Станок 90'000 01.01.98 6 $15'000     $15'000
    Итого/Total 174'000 —— —- $19'572 $462 $360 $18'750

    Как видим, из 174«000 (или $19»572) лишь $18'750 являются по-настоящему основными средствами. Стоимость факса ($360) должна была быть списана на издержки в прошлом году и должна была формировать (корректировать) прибыль/убыток прошлого года. Сейф же, купленный в текущем году, формирует издержки отчётного года.

    Делаем коррекцию: D-t «Office Supplies» – C-t «Fixed Assets» – $462.
    D-t «Retained Earnings» – C-t «Fixed Assets» – $360

    Можем сделать это одной проводкой.

    Adjustment № 2. Я уже говорил, что начисление износа по рублям и по валюте может быть разным как по базе ($18«750 вместо $19»752), так и по процентам годовых и по методу начисления (скажем, метод суммы лет вместо линейного).

    Для успешного начисления валютного износа мы сторнируем рублёвый износ (пользуемся рублёвыми трансформационными таблицами). Далее делаем расчёт для реальных Fixed Assets:

    Наимен. Стоим. Дата приобр. Курс Cost %% ofdepr. Accum.Deprec.(prev. years) Accum.Depr. (current year).
    Автомашина 54'000 15.12.98 24 $2'250 33% $0 $746
    Компьютер 9'000 01.01.98 6 $1'500 20% $275 $300
    Станок 90'000 01.01.98 6 $15'000 25% $3'438 $3'750
    Итого/Total 174'000 —— —- $18'750   $3'713 $4'796

    Как видим, общая сумма амортизации равна $8«509, при этом $3»713 формировали прибыль (убыток) прошлых лет, а $4'796 – издержки отчётного периода.

    Делаем коррекции: D-t «Depreciation of Equipment»
     – C-t «Accumulated Depreciation» – $4«796.
    D-t »Retained Earnings« – C-t »Accumulated Depreciation« – $3»713.

    Опять же, делаем это одной проводкой.

    Adjustments № 3 & № 4. Вполне возможно, что нам придётся сделать те же операции для нематериальных активов. Делаем такие же расчёты для них (Таблицы будут идентичными. Начисленный рублёвый износ сторнируем в рублёвых трансформационных таблицах.).

    Делаем коррекции: D-t «Office Supplies» – C-t «Intangible Assets» – $0.
    D-t «Retained Earnings» – C-t «Intangible Assets» – $0
    D-t «Amortization of Intangible Assets»
     – C-t «Accumulated Amortization» – $120
    D-t «Retained Earnings» – C-t «Accumulated Amortization» – $100.

    Кстати, в таблице взаимоувязки счетов программное обеспечение (04/03) имеет номер счёта 1709 вместо 18 (основные средства вместо нематериальных активов) Никакой ошибки – базовое программное обеспечение относится к основным средствам (т.е. его счёт – 17-ый).

    Adjustment № 5. Я уже говорил, что малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (и их износ) – наше, российское изобретение. Поскольку в «западном учёте» нет аналогов ни 12-х ни 13-х счетов. Нам лучше всего списать сальдо по этим счетам таким же образом, через рублёвые или валютные трансформационные таблицы. То, что находится на складе – отнести на «склад», то что было куплено и введено в действие в прошлых годах отнесём на формирование прибыли (убытка) прошлых лет, купленное и введённое в действие в этом году отнесём на издержки.

    О третьем типе корректировок – чисто «западных» начислениях – в следующий раз. Это тема отдельного разговора.

    Если Вы заинтересованы, то продолжение – следует.

    Мы прошли процентов 60 пути. Стоит ли идти вперёд дальше – зависит от вас.

    Рад буду получить предложения и замечания.

Автор:

 

Все статьи цикла «Цикл статей "Курс молодого бойца" о трансформации отчётности из российской системы в GAAP.»

(состоит из 4 статей)

Часть пятая. (16 сентября 2005)

Часть шестая. (16 сентября 2005)

Часть седьмая. (16 сентября 2005)

Часть восьмая. (16 сентября 2005)