Часть восьмая.

Сравнительный учет: US GAAP & Российский учет

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Три волоса на голове, три волоса в супе.

Наконец, мы закончили построение наших «Баланса» и «Отчёта о прибылях и убытках».

Да, мы увидели, что 5«000 руб. по российскому балансу – это $2»000 убытка по «западному». Или 15«000 руб. убытка »по-российски« – это на самом деле $15»000 прибыли «по-настоящему». Помимо этого Вы точно знаете свои потенциальные потери на складе и на должниках, знаете сумму предполагаемых налогов и реальный износ ваших основных фондов. И всё это в твёрдой валюте, в формате, который читают на Западе!

Но!
Получили Вы, скажем, годовую прибыль в $10'000. Ну и что? Хорошо это или плохо?

Да, для какого-нибудь газетного киоска, по-видимому, очень хорошо. А для General Motors с её миллиардными оборотами – очень плохо.

Получили Вы, скажем, убыток в $5«000. »Плохо!« – скажете Вы. И будете абсолютно правы до тех пор, пока знающие люди не скажут Вам, что потенциальный убыток компании составлял полмиллиона »зелёных"! Тогда-то уж Вы наверняка зауважаете своих менеджеров, оцените их опытность и изворотливость.

Короче, сама балансовая прибыль по большому счёту ни о чём не говорит. А, скажем, инвестору для принятия эффективных решений недостаточно голых балансовых цифр. И одним из отчётов, который необходим для этих решений является «Отчёт о движении денежных средств».

Подобный отчёт есть и у нас (форма № 4). Но, во-первых, мы строим «западный», валютный Cash Flow, а, во-вторых, форму № 4 вряд ли примут на Wall Street (хотя сама по себе эта форма неплоха).

В-общем, ниже мной приведён пример взаимоувязанных отчётов – Balance sheet, Profit & Loss и Cash Flow:

Баланс 2001 2002 Изменение
Деньги $ 50,00 $ 47,00 $ -3,00
Дебиторская задолженность $ 30,00 $ 125,00 $ 95,00
Товарно-материальные ценности $ 70,00 $ 375,00 $ 305,00
Постоянные активы (чистые) $ 500,00 $ 900,00 $ 400,00
Активы – Всего $ 650,00 $ 1 447,00 $ 797,00
Кредиторская задолженность $ 30,00 $ 95,00 $ 65,00
Отложенные платежи $ 35,00 $ 100,00 $ 65,00
Заёмные средства $ 485,00 $ 1 085,00 $ 600,00
Оплаченный уставный капитал $ 50,00 $ 65,00 $ 15,00
Нераспределённая прибыль $ 50,00 $ 102,00 $ 52,00
Обязательства и собственные средства – Всего $ 650,00 $ 1 447,00 $ 797,00

Отчёт о прибылях и убытках 2002
Продажи $ 1 000,00
Себестоимость проданных товаров $ -300,00
Затраты на рабочую силу $ -400,00
Амортизация $ -140,00
Прибыль от основной деятельности $ 160,00
Проценты $ -79,00
Прибыль до уплаты налогов $ 81,00
Налоги $ -28,00
Чистая прибыль $ 53,00
Дивиденды $ -1,00
Нераспределённая прибыль, за год $ 52,00

Отчёт о движении денежных средств 2002
В основной деятельности:
Прибыль до уплаты процентов и налогов $ 160,00
Плюс: Амортизация $ 140,00
Минус: Прирост неденежных оборотных средств $ -270,00
Итого: $ 30,00
Финансовые услуги:
Проценты $ -79,00
Дивиденды: $ -1,00
Итого: $ -80,00
Налоги: $ -28,00
Итого: $ -28,00
Инвестирование:
Нетто-инвестиции: (приобретения)/ликвидация $ -540,00
Итого: $ -540,00
Финансирование:
Нетто-кредит: заём/(погашение) $ 600,00
Нетто-эмиссия: эмиссия новых акций/(выкуп) $ 15,00
Итого: $ 615,00
Изменение остатка денежных средств: $ -3,00
Движение свободных денежных средств = изменение остатка денег + дивиденды + нетто-кредит + нетто-эмиссия $ 617,00

Расшифруем:
В данном случае предприятие занимает деньги для развития бизнеса:

Направление расходов Сумма
Итог основной деятельности $ 30,00
На уплату процентов $ -79,00
На уплату налогов $ -28,00
На инвестиции $ -540,00
ИТОГО: $ -617,00

Требуемый дефицит денежных средств погашается следующим образом:

Источники расходов Сумма
Участники (дивиденды) $ -1,00
Собственные денежные средства $ 3,00
Займы $ 600,00
Эмиссия акций $ 15,00
ИТОГО: $ 617,00

$617=$617!

Теперь мы знаем не только как мы получили прибыль, но и как мы её используем. Но и это ещё не всё. Дело в том, что и Вам и вашим партнёрам крайне важно знать – что было, что есть и что будет с Вашим бизнесом? Откуда и куда Вы идёте? Насколько оправданны Ваши ожидания? Вкладываете ли Вы деньги в бизнес, или сокращаетесь? И как Вы соотносите прогнозы и реальность?

Лучше всего подобные расчёты проиллюстрировать следующими прогнозными таблицами:

Баланс Факт Прогноз на будущее Изменение Комментарий
Деньги $ 47,00 $ 200,00 $ 153,00 Использование оборотных средств
Дебиторская задолженность $ 125,00 $ 500,00 $ 375,00 Использование оборотных средств
Товарно-материальные ценности $ 375,00 $ 1 500,00 $ 1 125,00 Использование оборотных средств
Постоянные активы (чистые) $ 900,00 $ 3 600,00 $ 2 700,00 Использование физического капитала
Активы – Всего $ 1 447,00 $ 5 800,00 $ 4 353,00
Кредиторская задолженность $ 95,00 $ 380,00 $ 285,00 Источники оборотных средств
Отложенные платежи $ 100,00 $ 400,00 $ 300,00 Источники оборотных средств
Заёмные средства $ 1 085,00 $ 4 340,00 $ 3 255,00 Источники заёмного капитала
Оплаченный уставный капитал $ 65,00 $ 571,00 $ 506,00 Источники акционерного капитала
Нераспределённая прибыль $ 102,00 $ 109,00 $ 7,00 Источники акционерного капитала
Обязательства и собственные средства – Всего $ 1 447,00 $ 5 800,00 $ 4 353,00
Отчёт о прибылях и убытках Сегодня Будущее Изменение Комментарий
Стоимость для потребителей $ 1 100,00 $ 4 400,00 $ 3 300,00 Излишек у потребителей
Продажи $ 1 000,00 $ 4 000,00 $ 3 000,00 Требования бизнеса
Себестоимость проданных товаров $ -300,00 $ -1 200,00 $ -900,00 Требования поставщиков
Затраты на рабочую силу $ -400,00 $ -1 600,00 $ -1 200,00 Требования рабочих и служащих
Амортизация $ -140,00 $ -560,00 $ -420,00 Требования производства
Прибыль от основной деятельности $ 160 $ 640
Проценты $ -79,00 $ -316,00 $ -237,00 Требования заимодателей
Прибыль до уплаты налогов $ 81 $ 324
Налоги $ -28,00 $ -112,00 $ -84,00 Требования правительства
Чистая прибыль $ 53 $ 212
Дивиденды $ -1,00 $ -205,00 $ -204,00 Требования акционеров
Нераспределённая прибыль, за год $ 52,00 $ 7,00 $ -45,00

Необходимый комментарий

  1. Излишек у потребителей – это та сумма, которую готовы заплатить (по Вашему мнению) Ваши клиенты за Ваш товар. Конечно же, при возможном снижении спроса. В нашем примере из клиентов можно «выжать» на 10% больше, чем они платят сейчас.
  2. Требования – это те претензии и пожелания, что предъявляют к Вашему бизнесу различные участники этого процесса – от рабочих до правительства.

Этот прогноз строится не на голом месте путём тыка пальца в потолок. Для этого существуют давно опробованные методы математической статистики. Их много, штук десять. И «Z-диаграммы», и «наименьшие квадраты» и «метод скользящей средней»…

(«Ну, даёт! Ещё бы тройные интегралы вспомнил!..»)

Да, впрочем Вы правы. О скользящей средней, бюджете, контроле мы ещё поговорим.

На самом деле прогнозирование финансовых последствий и управление бизнесом лучше начать не с такой «макро-микроэкономики», а со следующей таблицы, которая должна появляться на столе каждого руководителя при подписании платёжек, направляемых в банк.

Суть таблицы в том, чтобы дать чёткий ответ на два вопроса: «Куда и сколько мы заплатили. Сколько было и сколько осталось на наших счетах?»

И это уже сейчас, до реальных банковских операций и выписок по ним, которые мы получим через неделю!

ДАТА РУБЛЕВЫЙ СЧЕТ ТРАНЗИТНЫЙ СЧЕТ ВАЛ.СЧЕТ КУРС $
ДАТА Total ПР. РАС. Ост. ПР. РАС. Ост. ПР. РАС. Ост. Rate TOTAL
ИТОГО НА 10/02/00 6 543 $ –  $ 1 000,00 28 $ 1 233,68
15.02.00 265 6 278 $ 150,00 $ –  $ 150,00 $ $ –  $ 1 000,00 28 $ 1 374,21
15.02.00 15 6 263 $ –  $ –  $ 150,00 $ $ 500,00 $ 500,00 28 $ 873,68
15.02.00 3 567 2 696 $ –  $ –  $ 150,00 $ $ 470,00 $ 30,00 28 $ 276,29
15.02.00 654 3 350 $ –  $ –  $ 150,00 $ $ –  $ 30,00 28 $ 299,64
ИТОГО НА 15/02/00 3 350 $ 150,00 $ 30,00 28 $ 299,64

Если Вы подготовили платёжки в банк, то по этой таблице Вы легко спрогнозируете остатки средств на счетах (даже без системы «клиент-банк», просто на основании остатков по последним выпискам и суммам предполагаемых платежей), дадите общую картину денежных счетов твёрдой валюте, и, наконец, дадите возможность спланировать платежи – ведь всегда что-то надо проплатить срочно, а что-то может подождать. Рекомендация здесь одна – быстренько избавляться от рублёвой массы (через платежи или покупку валюты).

Но под каждую платёжку, подготовленную Вами должен быть сделан и маленький отчёт (реквест – request), где чёрным по белому должны быть определены:

сумма, контракт, центр затрат, ответственный за бюджет, из которого делаются выплаты, – т.е. те абсолютно необходимые данные, которые позволят Вам эффективно управлять затратами предприятия, формировать себестоимость, распределять накладные расходы, формировать бюджет следующих периодов, контролировать работу отделов.

Пример приведён ниже:

Пример

Если Вы заинтересованы, то продолжение – следует.
Мы прошли процентов 85 пути. Стоит ли идти вперёд дальше – зависит от вас.
Рад буду получить предложения и замечания.

Автор:

 

Все статьи цикла «Цикл статей "Курс молодого бойца" о трансформации отчётности из российской системы в GAAP.»

(состоит из 4 статей)

Часть пятая. (16 сентября 2005)

Часть шестая. (16 сентября 2005)

Часть седьмая. (16 сентября 2005)

Часть восьмая. (16 сентября 2005)