Это им по плечу?

Революция в корпоративной отчетности
Опубликовано: 20 сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Это им по плечу?

SEC и прочие регулирующие ведомства и профессиональные институты, разумеется, не заставляют бухгалтерский цех активно включаться в разработку учетных и аудиторских стандартов для новых показателей. Как, впрочем, они ничего в явном виде и не запрещают. Похоже, у бухгалтерских фирм сегодня появился шанс вернуть себе прежние позиции. Только вот сумеют ли они реализовать этот шанс?

Это зависит от двух вещей. Во первых, для этого нужна «воля к победе». Ведь бухгалтерским фирмам предстоит возродить ту роль, какую они играли много лет назад, когда при установлении норм учета и отчетности возглавляли своих клиентов, а не плелись у них в хвосте.

Как и качественный аудит, возврат ведущих позиций зависит от «верного настроя верхов». Лидеры «Большой пятерки» бухгалтерских фирм должны решить, хотят ли они играть эту роль. Такое решение означает подлинную независимость, ибо исходит от твердого намерения представителей самогоґ бухгалтерского цеха употребить весь свой опыт и знания на пользу своих клиентов, их акционеров и других заинтересованных сторон.

Во вторых, намерения и волю должны подкреплять соответствующие ресурсы. Бухгалтерским фирмам нужны люди, обладающие необходимыми навыками. КЭА ухватила самую суть проблемы, выразив озабоченность тем, что бухгалтерская профессия сегодня недостаточно привлекательна, чтобы в нее шли лучшие и блестящие умы. Перед квалифицированными молодыми кадрами открываются невероятно заманчивые перспективы в стратегическом консультировании, сфере инвестиционных услуг, управлении денежными фондами, промышленности и даже в слегка потрепанном рыночными штормами электронном бизнесе. Для того чтобы привлечь в свои ряды специалистов высокого класса, бухгалтерский цех должен предоставить им великолепные возможности карьерного роста, которые позволили бы им реализовать себя в личном и профессиональном планах, а к тому же, между прочим, заработать на более или менее приличную жизнь.

Денежный вопрос

Не будем лукавить. Деньги имеют существенное значение. Чтобы нанять и удержать у себя настоящих профессионалов, бухгалтерским фирмам нужно предложить им определенный уровень оплаты труда – и на начальной ступени карьеры, и на всех промежуточных ступенях от «молодого специалиста» до партнера, и, уж конечно, на ступени партнерства.

Профессиональные бухгалтеры далеко не всегда достигают благосостояния, сравнимого с достатком «электронных» предпринимателей. Вообще говоря, в большинстве своем представители бухгалтерского цеха получают гораздо меньше, чем преуспевающие бизнесмены и наиболее высокопоставленные корпоративные менеджеры. Этому большинству основное удовлетворение в профессиональной сфере приносит сознание огромной значимости своего дела. Однако бухгалтерский цех просто не вправе совершенно не учитывать конъюнктуру, сложившуюся на рынках труда. Он должен обеспечивать достаточно стоимости своим клиентам, чтобы иметь возможность обеспечивать достаточно стоимости представителям собственной профессии.

Необходимые навыки

Оплата труда профессиональных бухгалтеров зависит от их трудового вклада. Для максимального вклада необходимы соответствующие интеллектуальные ресурсы. Но какие именно ресурсы должен накапливать и развивать бухгалтерский цех, чтобы достойно исполнить описанную выше роль? Они распадаются на семь обширных категорий.

  1. Доскональное знание существующих стандартов учета и аудита.
  2. Глубокое понимание рисков и рычагов контроля.
  3. Мастерство в оценке и аттестации многообразных результатов хозяйственной деятельности.
  4. Обстоятельное знание конкретных отраслей и особенностей формирования стоимости в каждой из них.
  5. Полная осведомленность в вопросах стратегии и ее внедрения.
  6. Непрерывное овладение новыми навыками и опытом в области информационных технологий.
  7. Абсолютная объективность.

Первая категория интеллектуальных ресурсов из этого перечня не требует дополнительных пояснений. Вторая не нова для аудиторов, но в ней все больше нуждаются их клиенты, которым необходимо, чтобы аудиторы основательно разбирались в финансовых и оперативных рисках и методах управления ими, а также обладали опытом проектирования и внедрения систем контроля. Третья категория непосредственно следует из потребности в новых показателях и стандартах. Знания и навыки, накопленные в бухгалтерском деле и аудите, наилучшим образом подходят для разработки новых показателей. В конце концов, что составляет ключевую сферу компетентности бухгалтеров, если не оценка результатов деятельности?

Конечно, навыки такой оценки, которыми бухгалтеры располагают сегодня, относятся скорее к устоявшимся моделям учета на основе правил, инструкций и практических пособий, созданных за многие годы. При разработке новых показателей бухгалтерам придется употребить разум и смекалку, самостоятельность мышления и творческую жилку. Они не могут просто позаимствовать приемы и методы финансовой оценки и механически перенести их на потребителей, людские активы, инновации и все другие нефинансовые факторы стоимости. Эти новые области оценки требуют знания их собственных особенностей. Например, те, кто взял на вооружение отчетность по трехмерной шкале итоговых результатов, должны разбираться в таких вопросах, как подготовка персонала, социальная экономика, взаимные обязательства разных заинтересованных сторон.

Помимо компетентности в финансовом учете бухгалтеры должны также обладать еще и солидными познаниями в отраслевой экономике. Это предполагает специализацию по отраслям, по крайней мере временно. В конце концов никому не дано одним махом изучить все факторы стоимости той или иной отрасли, их относительную значимость и изменение соотношений между ними в зависимости от избранной стратегии. Если некоторые показатели (такие, например, как текучесть кадров) сравнительно хорошо определены применительно к разным отраслям – даже несмотря на то что само определение кадрового состава не всегда однозначно, – то другие показатели (в частности, охват потребителей) намного более специфичны.

Когда бухгалтеры просто удостоверяют, что в конкретной компании применяется упорядоченный набор правил учета (неважно, насколько замысловатый), им нет нужды специализироваться по отраслям более глубоко, нежели представителям других профессиональных цехов. Скажем, юристам профессиональная квалификация намного важнее отраслевых знаний.

Однако ситуация меняется, когда бухгалтеры начинают помогать менеджерам в освоении факторов стоимости компании, в их оценке и снабжении инвесторов нужной им информацией. Для этого бухгалтеры должны обладать знанием соответствующей отрасли на уровне, сопоставимом с важностью советов, которые они дают менеджерам. Консультанты по стратегическим вопросам и инвестиционные банкиры со всей очевидностью придерживаются именно этой модели. Она наверняка прекрасно подойдет и бухгалтерам.

Кроме того, бухгалтерам нужно разбираться в стратегии, избранной менеджментом компании для создания стоимости. Хотя некоторые показатели, особенно финансовые, имеют одинаковое содержание при любой стратегии, со многими другими дело обстоит совершенно иначе. Не зная особенностей стратегии, бухгалтеры не могут с чистой совестью утверждать, что отчетная информация представляет картину деятельности компании в истинном свете.

Точно так же бухгалтеры должны понимать, как реализуется стратегия – через какие организационные структуры, системы управленческого контроля, кадровую политику, персоналии руководства. По мере укоренения информационных технологий во внутренних системах компаний и по мере превращения аудита практически в непрерывный процесс способность оценить качество таких систем, методы управления ими и продуктивность их использования приобретает первостепенное значение. Чем выше уровень автоматизации информационных потоков и чем глубже проникают они в базовые хозяйственные операции, тем важнее становится личное суждение о качестве «управленческого обеспечения».

Способность к такому суждению идет рука об руку с развитием навыков в области информационных технологий. Бухгалтерам не следует отделять финансовый учет и аудит от надзора за информационными системами, генерирующими данные. Для проверки качества показателей, исходящих из недр таких систем, необходимо знать внутреннее устройство самих этих систем. И наоборот, просто понимать, как работает система, недостаточно, чтобы судить о том, насколько содержательна, достоверна, надежна и жизнеспособна доставляемая ею информация.

Всякому бухгалтеру требуется глубокое знание информационных технологий, а не просто поверхностное представление об этом предмете. В наши дни доступ к такому знанию открыт с самого раннего возраста и сопровождает людей на протяжении всего обучения и профессиональной карьеры. Необходимость держаться на передовых рубежах информационных технологий – это вызов, обращенный ко всем представителям бухгалтерской профессии. Но даже сегодня большинство бухгалтеров, как и большинство корпоративных руководителей, в лучшем случае мало помалу освоили Интернет и владеют лишь немногими специальными навыками, позволяющими пользоваться им эффективно. Помимо прочего, бухгалтерам нужно основательно разбираться и в том, как применять соответствующие системы для управления риском.

Перечисленные навыки, при всей их бесспорной ценности, не должны заслонять собой тот факт, что самую суть вклада, который вносит в жизнь общества бухгалтерская профессия, составляет объективность, явная и подспудная. Это так же непреложно сегодня, как и 100 лет назад. Корпоративным руководителям, акционерам и представителям других заинтересованных сторон нужна твердая уверенность в том, что мнение бухгалтеров по настоящему независимо от чьих бы то ни было желаний и прихотей. Объективность не терпит никаких компромиссов. Стоит однажды поступиться ею – и она будет потеряна безвозвратно. Объективность – это качество, наличие которого должно подразумеваться, однако такое подспудное ощущение рождается только явным фактом ее реального существования.

Революционный образ действий

Возврат утраченных высот не дастся легко. Долгие годы бухгалтеры, руководствуясь мышлением «ни шагу в сторону от аудита», не прекословили своим клиентам ни в чем, за исключением обязательного соблюдения действующих стандартов учета и отчетности. Теперь им предстоит сменить это привычное смирение на стойкое подвижничество, призванное убедить клиентов в преимуществах большей открытости, нежели того требует официальное регулирование, и необходимости полнее удовлетворять информационные нужды акционеров.

Одна из причин тесных связей с менеджерами, которые установились у консультантов по стратегическим вопросам и у инвестиционных банкиров, заключается в их безупречной позиции и неопровержимой силе их доводов. Независимо от того, какой совет предлагается менеджерам – толковый или дрянной, – у тех есть побудительные мотивы для правильных поступков и они вольны принять совет или отвергнуть его. Самое главное, что именно они несут всю полноту ответственности за стратегические решения своих компаний и за любые слияния или поглощения. Бухгалтерам следует занять такую же позицию на своем поприще: определить, какая информация нужна инвесторам и представителям других заинтересованных сторон, и тщательно следить за тем, чтобы отчетность клиентов составлялась качественно и своевременно.

Пророчества Кассандры

Есть ли другие варианты? Очень мало и, прямо скажем, не слишком заманчивые.

Первое пророчество Кассандры

Если бухгалтерский цех не возьмет на себя ответственность за то, чтобы его клиенты снабжали акционеров и другие заинтересованные группы нужной им информацией, профессия и дальше будет утрачивать свое влияние. Акционеры и другие заинтересованные стороны найдут возможность так или иначе насытить свои информационные потребности. Разве не будет им больше толка от информации, отвечающей самым высоким стандартам, что могли бы обеспечить профессиональные бухгалтеры, если бы только делали свое дело как подобает?

Второе пророчество Кассандры

Текучесть внутри «Большой пятерки» усилится. Вербовать новых сотрудников станет все труднее. Кто захочет работать в упадочной отрасли? Руководители крупных бухгалтерских фирм столкнутся с жестокой дилеммой: снизить доходы и риски, сохранив только первоклассных клиентов, или поддерживать прежний уровень доходов, увеличивая риск в связи с угрозой судебных преследований и правовыми обязательствами, которые могут вытеснить их из бизнеса.

Третье пророчество Кассандры

Регулирующие ведомства заметят эту проблему, и нервозность еще усилится. Будучи не в состоянии противиться натиску рыночных сил, они прибегнут к единственной оставшейся возможности. Тем или иным образом они добьются «национализации» крупных бухгалтерских фирм, превращения их в элемент государственной бюрократии. Прощай, единый международный подход к аудиторским стандартам! Прощайте, общемировые бухгалтерские стандарты! И прощай надежда на то, что инвесторы будут своевременно получать всю нужную им достоверную и содержательную информацию!

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 сентября 2010)

Великий почин. (20 сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 сентября 2010)

Пример из Интернета (20 сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 сентября 2010)

Это им по плечу? (20 сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 сентября 2010)