Великий почин.

Революция в корпоративной отчетности
Опубликовано: 20 сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Великий почин.

Одной из самых решительных попыток составить единый набор нефинансовых стандартов стала так называемая Глобальная инициатива в отчетности (Global Reporting Initiative; далее везде – GRI). Это долгосрочная международная программа с участием множества заинтересованных сторон, цель которой – разработка и повсеместное распространение универсального «Руководства по долговременной отчетности». Предполагается, что компании могут добровольно пользоваться «Руководством», отчитываясь по экономическим, экологическим и социальным результатам своей деятельности, то есть по трехмерной шкале итоговых показателей. В июне 2000 г. рабочая группа GRI опубликовала новый сборник нормативов, куда вошли рекомендации о том, какие параметры компаниям следует отражать в трехмерной отчетности2.

Поступательное движение.

Рабочая группа GRI приложила серьезные усилия к установлению согласия между компаниями, которым надлежит отчитываться по трехмерной шкале, и представителями других заинтересованных сторон, кому предстоит пользоваться этой информацией. В таком согласовании не по всем критериям удалось достичь одинакового прогресса. Наибольшее единодушие вызывают экологические показатели, что неудивительно, поскольку это самое изученное и освоенное «измерение» трехмерной шкалы итоговых результатов. Экологическая информация, которую положено включать в отчетность, охватывает следующие категории: энергия; сырье и материалы; вредные выбросы в атмосферу; промышленные стоки и твердые отходы; транспорт; землепользование и биохимические характеристики земель; соблюдение экологических норм; экологические аспекты, связанные с поставщиками, а также с производимыми продуктами и услугами. Для каждой из этих категорий определены параметры, которые следует измерять (хотя и не все безоговорочно их придерживаются), и имеются согласованные методологии отчетности.

В разработке экономических и социальных показателей GRI продвинулась не так далеко. И все же рабочая группа опубликовала свои рекомендации по этим параметрам (см. табл. 13.1), рассчитывая получить на них отклик, что послужило бы первым шагом к согласию, какое уже установилось в области экологической отчетности.

Подобно показателям, упомянутым в опросах акционеров, которые были описаны в предыдущих главах, этот новый набор параметров тоже складывается из финансовых и нефинансовых элементов. Одни касаются материальных активов, другие – нематериальных. Некоторые носят краткосрочный характер, тогда как у других более продолжительный временной горизонт.

Помимо прочего, таблица 1 демонстрирует, что предложения GRI в значительной мере пересекаются с показателями, которые в ходе наших отраслевых опросов были причислены респондентами к категории очень важных. Качество менеджмента, текучесть кадров, уровень удовлетворенности потребителей, подготовка/обучение персонала – все это примеры такого пересечения, лишний раз подтверждающие тот факт, что насыщение информационных потребностей других заинтересованных сторон идет на пользу и акционерам.

Кто здесь потрудился?

При разработке стандартов для трехмерной шкалы итоговых показателей рабочая группа GRI сотрудничала с 21 компанией, каждая их которых служила своего рода испытательным полигоном норм отчетности в том, что касается определения необходимых параметров и методологий их оценки. Активное участие в этой работе принимала Shell, и ее набор КПД, о котором мы говорили в главе 9, вполне естественно во многом совпадает с показателями, предложенными GRI.

В число других «подопытных» компаний входили еще две нефтехимические фирмы, SASOL и Sunoco, а также TXU Europe, British Airways, Van City, Novo Nordisk, Bristol Myers Squibb, General Motors, Ford и Baxter International. В 1999 г. Bristol Myers Squibb первой опубликовала отчет в соответствии с «Руководством».

А где бухгалтерские фирмы?

В мире трехмерной отчетности бухгалтерские фирмы заняли отнюдь не почетное место. Они вносят ничтожный, чтобы не сказать нулевой, вклад в разработку учетных и аудиторских стандартов. Shell недвусмысленно подчеркивала это обстоятельство в своем отчете за 2000 г.: «Традиционные методы проверки сами по себе не дают необходимых гарантий». Каким образом, к примеру, могла бы любая из бухгалтерских фирм «Большой пятерки» удостоверить истинное положение, какое сложилось у Shell с соблюдением прав человека в Нигерии? Несмотря на то что и KPMG, и PricewaterhouseCoopers тесно сотрудничали с Shell в ее работе над усилением прозрачности, разве могла бы хоть одна из них сколько нибудь уверенно оценить, скажем, систему безопасности на предприятиях компании или качество соблюдения ею интересов местных жителей, населяющих окрестности газового месторождения в перуанской сельве?

Таблица 1. Экономические и социальные показатели, предложенные в рамках программы «Глобальная инициатива в отчетности»

Категория информации Показатели
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Прибыль Чистая прибыль/доход
Прибыль до вычета процентов и налогов
Валовая прибыль
Средняя рентабельность занятого капитала
Дивиденды
Нематериальные активы Отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости
Инвестиции Человеческий капитал
НИОКР
Прочие капиталовложения
Коэффициент долг/собственный капитал
Оплата труда Совокупные расходы на заработную плату, по странам
Совокупные расходы на дополнительные выплаты, по странам
Производительность труда Уровень и изменение производительности труда, по профессиям и должностям
Налоги Налоги, выплачиваемые всем налоговым ведомствам
Развитие местных Число рабочих мест, по типам и странам; сообществ абсолютные и чистые изменения
Благотворительные пожертвования
Поставщики Работа поставщиков относительно экономических критериев, установленных для снабженческо сбытовой цепи в целом
Число и типы случаев несоблюдения действующих национальных или международных стандартов
Характер и местоположение операций, переданных на исполнение внешним поставщикам
Уровень соблюдения контрактов с поставщиками, включая условия оплаты
Продукты и услуги Важные экономические проблемы и последствия, связанные с использованием основных продуктов и услуг, включая захоронение отходов (когда уместно)
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Условия труда
Качество менеджмента Текучесть кадров
Отношение числа вакансий к числу занятых рабочих мест
Приверженность работников установкам организации
Участие работников в принятии управленческих решений
Оценка организации как нанимателя по результатам внутренних и внешних опросов
Уровень удовлетворенности работников трудом
Охрана здоровья и безопасность труда Зарегистрированные нарушения или несчастные случаи
Число увечий, рабочих дней, пропущенных по болезни, прогулов
Инвестиции в охрану здоровья и технику безопасности в расчете на одного работника
Оплата труда Отношение низшей заработной платы к минимальному уровню
оплаты по стране
Отношение низшей заработной платы к прожиточному минимуму
Медицинские и пенсионные выплаты работникам
Отсутствие дискриминации Доля женщин в составе высшего и среднего руководства
Юридические претензии в связи с дискриминацией – частота и характер
Программы наставничества для меньшинств
Профессиональная подготовка/обучение Доля расходов на обучение в сумме годовых операционных издержек
Программы вовлечения работников в принятие управленческих решений
Изменение среднего уровня образования рабочей силы (в годах)
Детский труд Выявленные случаи несоблюдения законодательства об использовании детского труда
Присужденные третьей стороной поощрения/награды за успешную практику использования детского труда
Принудительный труд Число зарегистрированных жалоб от работников
Прецеденты, выявленные в ходе проверки поставщиков
Свобода собраний и объединений
Общие собрания и действующие процедуры рассмотрения жалоб
Число и типы законных акций, вызванных действиями антипрофсоюзной направленности
Реакция организации на образование предприятий, не охваченных профсоюзами
Права человека
Общие Примеры защиты прав человека в инвестиционной деятельности
Результаты систематического мониторинга организационной практики
Число и типы нарушений, реакция организации на них
Права местных жителей Примеры участия местных жителей в принятии решений, затрагивающих их исконные земли
Число и причины протестов
Безопасность Примеры учета проблем безопасности и соблюдения прав человека в оценке риска, свойственного конкретной стране, при планировании операций или размещения мощностей
Компенсации/реабилитация пострадавших от действий служб безопасности
Поставщики Работа поставщиков относительно социальных критериев, установленных для снабженческо сбытовой цепи в целом
Число и типы случаев несоблюдения действующих национальных или международных стандартов
Периодичность мониторинга условий труда у подрядчиков
Продукты и услуги Важные социальные проблемы и последствия, связанные с использованием основных продуктов и услуг
Уровень удовлетворенности потребителей

Но вот дело, наконец, дошло до показателей и стандартов. В разработке социальных, экологических и этических критериев GRI взаимодействовала с некоммерческой группой под названием AccountAbility, поддержав новое направление ее интересов: учет, аудит и отчетность в социальной и этической областях.

Уже зародился новый профессиональный цех, состоящий из аудиторов качества, охраны здоровья и безопасности, специалистов по экологии, смешанных неправительственных консультационных организаций, которые соперничают друг с другом, но вместе с тем составляют конкуренцию и бухгалтерским фирмам «традиционной ориентации». Такие компании, как SGS, Arthur D. Little и ERM, успели заслужить почтенную репутацию своим знанием предмета и практическим опытом. Многие неправительственные консультационные организации по сути дела развернули совместные боевые действия против влиятельных бухгалтерских фирм.

Этот новый профессиональный цех аудиторов сталкивается с собственными проблемами независимости. Оказывая консультационные услуги, они рискуют утратить доверие «своих» заинтересованных групп, когда заверяют отчеты компаний по экологии, здравоохранению и безопасности. В этом многоликом мире ничто не просто. Роли все время меняют свои очертания, и даже само их определение не всегда однозначно

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 сентября 2010)

Великий почин. (20 сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 сентября 2010)

Пример из Интернета (20 сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 сентября 2010)

Это им по плечу? (20 сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 сентября 2010)