Опыт организации работы Службы внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК»

Аналитические материалы со III-й Конференции стран...

Автор:
Опубликовано: 15 сентября 2005

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы организации системы внутреннего контроля и службы внутреннего контроля в ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (г. Москва), является Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Согласно этому постановлению Служба внутреннего контроля (СВК) кредитной организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.
В систему органов внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (Банк) входят:

  • Совет директоров, Председатель Правления (его заместители) и Правление Банка;
  • ревизионная комиссия Банка;
  • главный бухгалтер (его заместители) Банка;
  • Служба внутреннего контроля Банка;
  • Ответственный сотрудник по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (отдел финансового мониторинга);
  • Внутренний контролер профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (является Заместителем Председателя Правления – руководителем СВК);
  • Юридическое управление (ответственный сотрудник по правовым вопросам).

Внутренний контроль осуществляется в целях:

  • обеспечения соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка;
  • обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;
  • разрешения конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Банка.

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

  • контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
  • контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
  • контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
  • контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
  • осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (далее – мониторинг системы внутреннего контроля).

Исходя из указанных выше целей и направлений, Служба внутреннего контроля Банка осуществляет следующие функции:

  • проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);
  • проверку надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
  • проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
  • проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;
  • проверку применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества банка;
  • оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых банком операций;
  • проверку процессов и процедур внутреннего контроля;
  • проверку систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;
  • оценку работы службы управления персоналом банка.

Служба внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНКА» является частью системы внутреннего контроля Банка. СВК подотчетна в своей деятельности Совету директоров Банка и обязана не реже 2 раз в год отчитываться перед ним.
СВК не реже одного раза в год обязана отчитываться перед общим собранием акционеров.

Главной целью функционирования внутреннего контроля, по нашему мнению, является защита Банка от неблагоприятных событий.
Служба внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНКА» состоит из трех отделов: отдела внутреннего контроля и мониторинга, отдела аудита и отдела компьютерного аудита. Такая организация СВК позволяет организовать эффективную работу по реализации всех форм контроля:

  • предупреждение – установление правил и стандартов, распространяющихся на некоторую совокупность однородных операций и предназначенных для исключения еще не возникших, но потенциально возможных однородных неблагоприятных событий;
  • предотвращение – отсев конкретных возможных неблагоприятных событий путем осуществления конкретных действий;
  • выявление неблагоприятных событий – распознавание произошедших неблагоприятных событий и минимизация последствий;
  • оценка и мониторинг системы внутреннего контроля – своевременное обнаружение и устранение недостатков системы внутреннего контроля.

Поставленные задачи СВК реализует на основании ежегодного плана работы, который разрабатывается руководством СВК и утверждается Советом директоров.
План работ СВК на 2004 год включает в себя 3 основных направления:

  1. Проверка функционирования системы внутреннего контроля в подразделениях Банка:
    • анализ нормативной базы Банка на предмет соответствия Положению Банка России от 16.12.2003 г. № 242-П;
    • анализ состояния работ по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок в 2003г.;
    • проверка осуществления операций с использованием пластиковых карт;
    • проверка организации системы внутреннего контроля по операциям с депозитными и иными счетами физических лиц;
    • проверка соблюдения требований валютного контроля;
    • проверка кредитной деятельности Банка;
    • проверка правильности исчисления налогов за 9 месяцев 2004 года.
  2. Мониторинг основных направлений деятельности Банка:
    • мониторинг операций на финансовых рынках (внутренний контроль профессионального участника РЦБ);
    • мониторинг правильности формирования резервов;
    • мониторинг состояния информационной системы Банка;
    • мониторинг выполнения банком требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
    • анализ причин появления сторнировочных записей бухгалтерского учета;
    • проверка соответствия должностных инструкций сотрудников организационно-штатному расписанию Банка.
  3. Мероприятия организационно-методического характера:
    • подготовка замечаний, дополнений и предложений по проектам внутрибанковских нормативных документов;
    • ведение базы данных по нарушениям, выявленным в деятельности подразделений Банка, анализ статистики нарушений и принятых к их устранению мер;
    • обучение сотрудников Службы внутреннего контроля.

Как видно из плана работ СВК в процессе своей деятельности контролирует устранение выявленных в ходе проверок недостатков и нарушений.
Процедуры мониторинга основных направлений деятельности Банка носят ежемесячный характер.
Эффективность работы СВК ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНКА» подтверждена положительным заключением по результатам проверки Банка на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Основной концепцией развития системы внутреннего контроля в Банке является концепция риск-ориентированного контроля и построение на ее основе методологии осуществления деятельности СВК. Только такая концепция позволит достигнуть поставленных целей внутреннего контроля при минимуме затраченных ресурсов (материальных, временных, трудовых, организационных) в современных условиях функционирования банков.

Автор:

 

Все статьи цикла «Опыт построения и развития системы внутреннего банковского аудита и контроля в странах СНГ»

(состоит из 5 статей)

Минимальные требования по осуществлению внутреннего контроля и аудита в коммерческих банках Республики Армения (15 сентября 2005)

Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь (15 сентября 2005)

Роль и место внутреннего аудита в системе управления банком (15 сентября 2005)

Опыт организации работы Службы внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (15 сентября 2005)

Оценка эффективности работы внутреннего аудита в банках (15 сентября 2005)