Оценка эффективности работы внутреннего аудита в банках

Аналитические материалы со III-й Конференции стран...

Автор:
Опубликовано: 15 сентября 2005

1. Стандарт внутреннего аудита «Качество работы службы внутреннего аудита»

Назначение: установление требований по обеспечению качества работы службы внутреннего аудита.
Разработка мероприятий по обеспечению качества.
Применение методов мониторинга и оценки общей эффективности мероприятий по обеспечению качества, которые включают внутреннюю и внешнюю оценки.
Внутренняя оценка:

  • постоянный самостоятельный контроль деятельности внутреннего аудита;
  • периодический контроль, осуществляемый посредством самооценки, либо внешними организациями, обладающими навыками внутреннего аудита и знаниями стандартов внутреннего аудита.

Внешняя оценка – не реже 1 раза в 5 лет внешним аудитором, с представлением результатов Правлению НБК.

2. Методика оценки качества и эффективности деятельности ДВА НБК.

Разработана в соответствии с Правилами организации и стандартами внутреннего аудита НБК, Международными стандартами аудита, устанавливает единую систему оценки качества и эффективности деятельности ДВА НБК.
Оценка – 1 раз в год, в исключительных случаях – по итогам полугодия.

Оценка качества деятельности – 3 этапа:
1 этап – оценка качества планирования, проведения аудита, соблюдение установленных сроков проверки, а также деловых качеств внутреннего аудитора (производится руководителем проверки по итогам проверки):
1) расчет общего количества баллов по всем критериям оценки в диапазоне от 1 до 5;
2) определение среднеарифметического значения всех баллов (учитывается также при ежемесячной и годовой оценке исполнения внутренним аудитором своих должностных обязанностей);
3) опрос руководителей объектов аудита на предмет качества проведенной проверки (в период завершения аудиторской проверки).
4) оценка работы руководителя проверки (по результатам реализации материалов проверки руководителями подразделений службы внутреннего аудита, а также руководством службы внутреннего аудита в случае, если руководителем проверки является руководитель подразделений службы внутреннего аудита.
Для подразделения методологии аудита службы внутреннего аудита оценка качества деятельности производится по итогам оценки качества рассмотрения проектов НПА и подготовки заключений по ним в установленной форме.

2 этап – расчет показателя качества деятельности подразделений за определенный период как взвешенная совокупность показателей полноты выполнения плана работ, оценка качества планирования, проведения аудита и деловых качеств внутреннего аудитора, результатов ежегодной аттестации в службе внутреннего аудита специалистов и руководителей подразделений службы внутреннего аудита.
Критерий оценки:
1) полнота выполнения плана работ – 20%;
2) оценка качества планирования, проведения аудита и деловых качеств внутреннего аудитора – 40%; 3) оценка качества работы по рассмотрению проектов НПА – 20%;
4) результаты ежегодной тестирования внутренних аудиторов и руководителей подразделений службы внутреннего аудита – 10%;
5) оценка внутренних аудиторов по итогам года – 10%.

Показатель качества деятельности подразделений Департамента рассчитывается по следующей формуле:

КД= ПП * 0,2 + КА * 0,4 + КНТ * 0,2 + РТ * 0,1 + ОГ * 0,1,

где ПП – показатель выполнения плана работ и плана проверок;
КА – показатель качества аудиторских проверок;
КНТ – показатель качества нормотворческих работ;
РТ – результаты ежегодного тестирования работников Департамента;
ОГ – показатель оценки работников Департамента.
1) Показатель выполнения плана работ и плана проверок – ПП – рассчитывается как процентное отношение количества выполненных мероприятий к количеству запланированных мероприятий.
2) Показатель качества аудиторских проверок за год Показатель качества каждой аудиторской проверки – КАП – рассчитывается как процентное отношение среднеарифметического показателя баллов каждого аудитора/руководителя проверки по итогам аудиторской проверки к максимально возможному показателю баллов.
3) Показатель качества нормотворческих работ – КНТ производится по итогам оценки качества рассмотрения проектов НБК по форме, представленной в приложении к Порядку рассмотрения проектов нормативных правовых актов, разработанных подразделениями НБК, и подготовки заключений по ним. Оценка качества подготовки НПА и внутренних документов по внутреннему аудиту – КПП – производится по мере их подготовки.
4) Показатель результатов ежегодного тестирования работников – РТ – рассчитывается как среднее арифметическое значение результатов ежегодного тестирования каждого работника, которое рассчитывается как процентное отношение количества правильных ответов к общему количеству вопросов.
Тестирование всех работников должно производиться не реже 1 раза в год на знание законодательных и нормативных правовых актов РК и НБК посредством заполнения электронной программы (базы) вопросов. Рекомендуемое общее количество вопросов не менее 100.
5) Показатель оценки работников по итогам года – ОГ – рассчитывается как процентное отношение общей суммы показателей баллов оценки всех работников, к максимально возможному показателю баллов.

3 этап – оценка качества деятельности службы внутреннего аудита в целом и расчет показателя качества деятельности.
Расчет показателя качества деятельности Департамента производится по следующей формуле:

ОКД=КД1*0,3+КД2*0,3+КД3*0,2+КД4*0,2

где ОКД – общий показатель качества деятельности Департамента;
КД1 – показатель качества деятельности УАЦА;
КД2 – показатель качества деятельности УАФО;
КД3 – показатель качества деятельности ОИА;
КД4 – показатель качества деятельности ОМА.
Подразделению информационного аудита присваивается меньший вес с учетом численности внутренних аудиторов и объема проверок (не количества). Подразделению методологии аудита присваивается меньший вес, в связи с тем, что основной функцией Департамента является осуществление аудиторских проверок.

Критерий оценки:
1) охват ежегодными проверками 80 % объектов аудита с высоким уровнем риска к общему количеству проверок в текущем году;
2) степень выполнения рекомендаций (выполнение 80 % рекомендаций и выше);
3) оценка качества деятельности Департамента (рассчитывается как описано в пункте 11 настоящей Методики);
4) оценка ожиданий объекта аудита от аудиторской проверки (проводится руководителем объекта аудита путем заполнения анкеты, приведенной в Приложении. Оценка эффективности деятельности Департамента рассчитывается как средняя оценка ожиданий объекта аудита по всем проверкам за год.
5) обучение внутренних аудиторов (каждого аудитора не менее 40 часов в год).

Оценка эффективности деятельности Департамента осуществляется по пятибальной системе и рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по указанным выше критериям к общему количеству критериев:

  • до 3 баллов – низкоэффективная;
  • от 3,1 до 4 баллов – среднеэффективная;
  • от 4,1 до 5 баллов – высокоэффективная.

По результатам оценки эффективности деятельности осуществляется анализ итоговых показателей и подготавливаются мероприятия для улучшения деятельности Департамента.
Для критериев оценки эффективности деятельности Департамента устанавливается следующая бальная система:

Наименование критериев Оценка
5
баллов
4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1 охват ежегодными проверками объектов аудита с высоким уровнем риска 81% и выше к общему количеству проверок в текущем году 61 – 80% 41 – 60% 21 – 40% 0-20%
2 степень выполнения рекомендаций Департамента по итогам проверки 75% и выше к общему количеству рекомендаций 57 – 74% 39 – 56% 19 – 38% 0-18%
3 оценка качества деятельности Департамента внутреннего аудита 81% и выше 61 – 80% 41 – 60% 21 – 40% 0-20%
4 оценка ожиданий объекта аудита от аудиторской проверки 75% и выше к максимально возможному показателю баллов (60 баллов) 57 – 74% 39 – 56% 19 – 38% 0-18%
5 обучение внутренних аудиторов 81% и выше к общему количеству работников 61 – 80% 41 – 60% – 21 – 40% 0-20%

Система контроля за качеством деятельности Департамента.

Применение методики оценки качества деятельности Департамента предполагает собой создание надежной системы контроля за качеством деятельности Департамента, в соответствии с требованиями общепринятых стандартов аудита.
Система контроля за качеством деятельности Департамента является совокупностью следующих мероприятий:
1) принятие мер по приему на работу квалифицированных специалистов;
2) систематическое повышение квалификации работников Департамента;
3) адекватное распределение обязанностей при проведении аудита;
4) осуществление внешней и внутренней оценки деятельности подразделений Департамента;
5) контроль за качеством заключений по проектам нормативных правовых актов и внутренних документов Департамента; 6) проведение опроса руководителей среднего звена проверяемых подразделений на предмет качества проведенной аудиторской проверки.
Меры по приему на работу квалифицированных специалистов заключаются в тщательном предварительном рассмотрении документов претендентов на государственные должности специалистов Департамента.
Повышение квалификации должно осуществляться на регулярной основе путем самостоятельной работы работников по улучшению своего профессионального уровня, посещения семинаров, соответствующего обучения на местах и с выездом для обмена опытом. Количество часов обучающих семинаров, курсов и т.д. не должно быть менее 40 академических часов в год.
При распределении обязанностей и вопросов задания между внутренними аудиторами желательно соблюдение специализации внутренних аудиторов, предусмотренной должностными инструкциями специалистов, закрепление ведущих специалистов за главными специалистами, обеспечение четкого понимания аудиторами целей и задач аудиторских проверок.
Осуществление внутренней оценки – проведение обзора результатов проверок и рабочих документов аудиторов специалистами подразделения методологии аудита на предмет соблюдения внутренних требований к проведению аудиторских проверок и оформлению рабочих документов с периодичностью не менее 6 обзорных проверок в год (по 2 -на каждое подразделение Департамента).
Контроль за качеством заключений по рассматриваемым проектам осуществляется посредством применения установленной формы заключения, приведенной в Порядке рассмотрения проектов нормативных правовых актов, разработанных подразделениями НБК, и подготовки заключений по ним.

Дополнительная информация:

Автор:

 

Все статьи цикла «Опыт построения и развития системы внутреннего банковского аудита и контроля в странах СНГ»

(состоит из 5 статей)

Минимальные требования по осуществлению внутреннего контроля и аудита в коммерческих банках Республики Армения (15 сентября 2005)

Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь (15 сентября 2005)

Роль и место внутреннего аудита в системе управления банком (15 сентября 2005)

Опыт организации работы Службы внутреннего контроля ЗАО АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (15 сентября 2005)

Оценка эффективности работы внутреннего аудита в банках (15 сентября 2005)