Опыт внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Украины

Аналитические материалы со III-й Конференции стран...

Автор:
Опубликовано: 15 октября 2007

Ускорение реформ в Украине, выход отечественной экономики из кризиса стал возможен благодаря комплексу мероприятий, среди которых ведущее место отведено укреплению банковской системы. Сама жизнь обязывает более энергично проводить реформы, в том числе – реформы бухгалтерского учета и отчетности, ведь основой формирования любой экономической информации является грамотно смоделированная система бухгалтерского учета. В связи с этим трудно переоценить важность внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСБУ, МСФО). Этот процесс дал возможность сделать прозрачной деятельность банков для пользователей, имеющих теперь возможность получить достоверную информацию относительно учета, на основе которой им легче принимать взвешенные решения. В целом переход на МСБУ и МСФО способствует процессу вхождения Украины в мировое экономическое сообщество.
Реформирование бухгалтерского учета и отчетности – наиболее важное событие в экономической жизни государства. Эта, казалось бы, узкоспециализированная отрасль пронизывает всю сферу хозяйственной деятельности. Она призвана обеспечивать правильную организацию деятельности субъектов хозяйствования, от чего в значительной степени зависит финансовый результат. Только четкая экономическая цель должна определять стратегию и тактику формирования бухгалтерского учета. При этом доминантой должна быть именно реальная экономика, а не «большая политика». И, естественно, принимать окончательные решения – после консультаций с учеными и экспертами – должны специалисты.
В банках Украины новые нормы учета и отчетности по требованию международных финансовых организаций были внедрены ускоренными темпами. По результатам проведенной в этом направлении работы можно сделать вывод: для Украины приняты признанные в мировой практике нормы учета – их лишь следует адаптировать к действующему законодательству.
Такая адаптация – достаточно сложная и проблематичная процедура. В правовом поле Национальный банк руководствовался и руководствуется законами относительно этого вопроса, а также соответствующими указами и поручениями Президента Украины и постановлениями Кабинета Министров. Тяжелее было определиться относительно экономического аспекта реформирования, поскольку некоторые принципы МСБУ и МСФО в национальной системе учета ранее не применялись. Однако, взвесив все «за» и «против», НБУ решил ввести нормы, которые наиболее полно отвечали международным стандартам.
На принятие такого решения во многом повлияло то, что все больше институтов переходит на международные стандарты. Рабочая группа по вопросам бухгалтерского учета, которая разрабатывала нормы учета для Европейского центрального банка, приняла решение, что основой его учетной политики станут именно МСБУ и МСФО. Директивой по этому вопросу предполагалось, что страны-участницы приведут национальные нормы учета к международным стандартам.
Следует четко осознавать, что переход на международные стандарты – это гораздо больше, чем просто изменение правил отчетности. Этот процесс связан с общим переосмыслением организационных, процедурных и других аспектов деятельности банков.
На данном этапе процесса реформирования разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок бухгалтерского учета финансовых инструментов и составления финансовой отчетности согласно международным стандартам. Главная задача на первичном этапе реформы заключалась во внедрении методов начисления доходов и расходов, переоценки активов, создании прозрачной системы резервов на покрытие рисков и возможных потерь.
Во время дальнейшего проведения реформы следует понимать, что международные стандарты – лишь определенный общий свод правил, трактовка которых в значительной степени отличается в разных странах. Как показала практика, самая большая опасность кроется в попытках механического переноса международных стандартов в ту или иную экономику. Внедрению определенной учетной нормы должно предшествовать глубокое понимание ее экономической сущности. Обращаясь к опыту других стран, можно увидеть многочисленные упущения банков, связанные с интерпретацией некоторых положений при переходе на международные стандарты. Применение принципа начисления, определения справедливой стоимости и определенных категорий активов и операций (таких, как «рыночные условия», «активы, по которым осуществляется торговля», «связанные стороны») является неоднозначным. Это дает широкий простор для применения принципа мотивированного суждения аудитора, что в некоторых случаях может привести к снижению качества отчетности.
Необходимо отметить, что только грамотное и взвешенное применение основополагающих принципов международных стандартов дает возможность достигнуть поставленной цели. Например, применяя метод начисления доходов и расходов, целесообразно предусмотреть их корректировки нормативным путем , чтобы не допустить их завышение (или занижение); необходимо оговорить, когда начисления не допускаются и т.д. Только такой подход даст возможность видеть действительно реальный результат не только по окончании срока действия финансового инструмента, но и в процессе работы, с момента принятия решения (соглашения) и до его конечной реализации.
Учетная политика НБУ основывается на международных стандартах, однако в некоторых случаях применяются собственные, специфические правила бухгалтерского учета, отражающие специфику национальной экономики. Например, в связи с тем, что НБУ использует механизм формирования резервов, формируются резервы и под кредиты, которые были предоставлены Правительству (в соответствии с Законом Украины «О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров Украины перед Национальным банком Украины»). Однако, такие резервы являются недостаточными для уменьшения долговых обязательств до стоимости, которая может быть возмещена. НБУ не формировал резервы под балансовую стоимость государственных ценных бумаг или под гарантии, предоставленные от имени Правительства. Процентные доходы по кредитам, предоставленные Правительству, учитываются по кассовому методу.
Такие отклонения от международных стандартов всегда отражаются в Примечаниях к годовым отчетам банков.

Результаты реформы бухгалтерского учета и финансовой отчетности можно сгруппировать следующим образом:
1. Технические и финансовые результаты реформы:

  • внедрение нового Плана счетов бухгалтерского учета;
  • введение новых форм отчетности;
  • внедрение новых методик учета финансовых инструментов;

2. Политические и экономические результаты:
  • создание системы учета, состоящей из трех взаимосвязанных подсистем: финансового, управленческого и налогового учета;
  • предоставления украинским банкам международного признания;
  • содействие развитию финансовых рынков путем предоставления пользователям понимаемой финансовой информации;
  • усиление банковского надзора;
  • снижение количества банкротств в результате повышения эффективности управления банками;

3. Создание предпосылок для дальнейшего развития:
  • предоставление банками консолидированной отчетности;
  • развитие внутреннего банковского контроля;
  • усовершенствование и повышение эффективности операционных процедур банков;
  • создание исчерпывающей политики бухгалтерского учета в каждом банке;
  • усовершенствование системы мониторинга и управления рисками;
  • развитие внутреннего аудита в банках.

Однако жизнь не стоит на месте: меняется экономическая ситуация в Украине, развиваются и усовершенствуются международные стандарты. Поэтому данный этап внедрения международных стандартов – это далеко не конечный результат работы. Заложен фундамент новой системы учета. А в перспективе – кропотливый труд по совершенствованию учетных инструментов, отчетности, создание надежного внутреннего контроля банка.

Дальнейшее усовершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сводится к следующим основным направлениям:
1) разработка и качественное улучшение нормативной базы по отображению операций банков согласно международным стандартам. В этом направлении осуществляются такие работы, как внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты с целью достижения соответствия с обновленными международными стандартами (например, относительно учета операций с ценными бумагами в соответствии с новой редакцией МСБУ 39), а также разработка новых инструктивных материалов с учетом требований международных стандартов (например, подготовка проектов обновленных инструкций по бухгалтерскому учету кредитных, депозитных операций и формирования, использования резервов под кредитные риски, правил бухгалтерского учета валютных операций и т.д; утверждения новой редакции Плана счетов бухгалтерского учета, инструктивных материалов по составлению финансовой отчетности);
2) усовершенствование учета в системе новых программных продуктов, поскольку лучших результатов можно достичь путем разработки и внедрения новых форм носителей учетной информации, рациональных схем оборота документов, улучшение и оптимизация порядка проведения инвентаризаций, выбора наиболее оптимальных технологий для решения учетных задач;
3) разработка и усовершенствования управленческой отчетности с учетом требований руководства банка;
4) постоянное повышение квалификации кадров, работа по качественному улучшению подготовки преподавательского состава и повышению требований к обучению бухгалтеров.
Такие глобальные преобразования в системе бухгалтерского учета, внедрения новых норм учета финансовых инструментов, переход к отражению в отчетности только реальных активов требовали коренных изменений и современного дальнейшего усовершенствования подходов к определению экономических нормативов. Это может быть достигнуто лишь при условии тесного сотрудничества всех департаментов НБУ. Поэтому и формы отчетности, и Планы счетов формируются с учетом мнений многих специалистов. В работе над необходимыми документами активное участие принимают специалисты из коммерческих банков, входящие в состав рабочей группы, представители Ассоциации украинских банков, Киевского банковского союза, вузов. Много полезных замечаний и практических советов дают специалисты из коммерческих банков уже в процессе опробования новых материалов. Большую помощь оказывают консультанты международных организаций.
Только при условии, что процесс внедрения международных стандартов, а также связанное с ним осуществление пруденциального надзора будет проводиться постепенно и принципиально, можно ожидать стабильного улучшения ситуации в банковском секторе и, как следствие, повышение его инвестиционной привлекательности и рейтингов отдельных украинских банков.

Автор:

 

Все статьи цикла «Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах»

(состоит из 6 статей)

Опыт внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Украины (15 октября 2007)

Современные аспекты внутреннего аудита – роль и методы (15 октября 2007)

Внутренний аудит в Национальном банке Республики Беларусь (15 октября 2007)

Правила организации и стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республике Казахстан (15 сентября 2005)

Организация аудиторской деятельности в Узбекистане (15 сентября 2005)

Дополнительные аудиторские доказательства при завершении аудита (15 сентября 2005)