Внутренний аудит в Национальном банке Республики Беларусь

Аналитические материалы со III-й Конференции стран...

Автор:
Опубликовано: 15 октября 2007

  • Краткое описание Национального банка Республики Беларусь

Согласно Банковского Кодекса Республики Беларусь и Устава Национального банка Республики Беларусь Национальный банк – единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций.
Центральный аппарат состоит из 14 Главных управлений (т.е. департаментов) и 5 самостоятельных управлений.
К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям (6) с их отделениями в городах (12), специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, центр оздоровления.
Организации Национального банка (3) являются самостоятельными юридическими лицами. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров Национального банка.

  • Информация о службе внутреннего аудита

Управление внутреннего аудита создано в 1995 году на базе Контрольно-ревизионного управления. В 1997 году подразделения службы внутреннего аудита созданы в региональных Главных управлениях.
До мая 2004 г. служба внутреннего аудита состояла из Управления внутреннего аудита (17 человек), сектора внутреннего аудита в Центральном хранилище (3 человека) и служб внутреннего аудита территориальных Главных управлений (12 человек или по 2 человека в каждом ГУ).
Подразделения службы внутреннего аудита в регионах подчинялись руководителям региональных структурных подразделений Национального банка, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Управлению внутреннего аудита.
Управление внутреннего аудита осуществляло контроль и координировало деятельность подразделений внутреннего аудита Главных управлений и Центрального хранилища Национального банка.
Согласно решения Совета директоров Национального банка с 1.05.2004 создано Главное управление внутреннего аудита численностью 31 человек, в состав которого включены сотрудники территориальных Главных управлений и Центрального хранилища.
Структура Главного управления внутреннего аудита в настоящее время:

  • Управление аудита структурных подразделений (17 чел);
  • отдел аудита центрального аппарата (5 чел);
  • отдел информационного аудита (4 чел).

Численность сотрудников Главного управления составляет 0,7 % к численности сотрудников системы Национального банка.
  • Организация работы Главного управления внутреннего аудита

Основные функции и задачи Главного управления внутреннего аудита закреплены в Положении о Главном управлении внутреннего аудита, которое утверждается Советом директоров Национального банка.
Главное управление подчиняется непосредственно Председателю Правления Национального банка. Вместе с тем в функции одного из зам. Председателя Правления входит принятие решений по текущим вопросам деятельности Главного управления.
В соответствии с Уставом Национального банка Служба внутреннего аудита проводит аудиторские проверки деятельности его структурных подразделений и организаций не реже одного раза в два года. Обеспечение сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах Национального банка, проверяется внутренним аудитом Национального банка ежегодно. Подразделения центрального аппарата проверяются в зависимости от степени риска проводимых ими операций 1 раз в 1-3 года.

Планирование работы Главного управления:

  • Годовой план проверок, который утверждается Председателем Правления Национального банка;
  • квартальные планы работы Главного управления, которые утверждаются зам. Председателя Правления.

Основные документы, регулирующие работу Главного управления:
Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий Национального банка Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета директоров Национального банка от 23.01.2001 № 26), в соответствии с которой производятся ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций Национального банка, созданных на правах юридических лиц. Отчет Министерству финансов Республики Беларусь по контрольно-ревизионной деятельности;
Правила организации и проведения внутреннего аудита Национального банка Республики Беларусь (утверждены постановлением Совета директоров Национального банка от 16.12.2003 № 368), в соответствии с которыми производятся аудиторские проверки структурных подразделений Национального банка.
Инструкция о порядке оценки риска деятельности структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета директоров Национального банка от 25.02.2004 № 43);
Методические рекомендации по проверке конкретных направлений деятельности Национального банка.

Основные положения Правил организации и проведения внутреннего аудита Национального банка Республики Беларусь:

  • принципы профессиональной этики аудитора (независимость; профессиональная компетентность; честность и объективность; конфиденциальность);
  • структура и руководство службой внутреннего аудита;
  • планирование работы внутреннего аудита;
  • объем работ, рабочая документация;
  • оформление и подписание материалов аудиторской проверки;
  • реализация материалов аудиторской проверки и последующий контроль за выполнением мероприятий по реализации материалов проверок и определения их результативности.
  • ">

Процесс планирования проверки состоит из:

  • определения целей и объемов аудита или ревизии;
  • ознакомления с информацией об объекте аудита (ревизии);
  • определения необходимого состава аудиторов для выполнения проверки;
  • определения методов проведения аудиторской проверки;
  • определения сроков проведения аудиторской проверки.

Предварительное уведомление структурного подразделения о начале проверки с указанием сроков ее проведения и состава аудиторов за подписью руководителя подразделения службы внутреннего аудита. О сроках проведения проверок, требующих соблюдения фактора внезапности их начала (ревизии денежной наличности и других ценностей, проверки соблюдения безопасности, инвентаризации ценностей), руководители структурных подразделений, учреждений Национального банка не информируются.

Основные документы, составляемые в процессе подготовки и проведения аудиторской проверки:

  • формуляр по предварительному изучению объекта аудита;
  • блок-схемы прохождения документов;
  • программа аудиторской проверки;
  • рабочая программа аудиторской проверки;
  • формуляр по оценке систем внутреннего контроля;
  • промежуточные справки проверки;
  • справка аудиторской проверки;
  • опросник аудитора;
  • отчет о проделанной работе аудитора.
  • Оценка риска

Оценка риска деятельности структурных подразделений центрального аппарата, территориальных Главных управлений и Центрального хранилища производится в процессе аудиторской проверки с целью определения частоты проведения аудиторской проверки и является основой для планирования работы Службы внутреннего аудита.
Инструкция о порядке оценки риска деятельности структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь включает таблицу расчета риска, анкету оценки риска, частотную модель.
Основными банковскими рисками, определяющими эффективность деятельности Национального банка, являются финансовый риск и риск эффективности управления.
Модель оценки риска состоит из 10 факторов риска, которые сгруппированы в две основные категории:

  • финансовый риск;
  • риск эффективности управления.

Факторы общего финансового риска:
  • сложность операций;
  • состояние учета;
  • наличие нарушений, недостатков, переплат, хищений, недостач.

Факторы общего риска эффективности управления:
  • цели и задачи;
  • штат служащих;
  • распределение обязанностей;
  • доступ к информации;
  • документация;
  • решение проблем;
  • проверки внешним аудитом.

Важность каждого фактора риска характеризуется такими показателями, как уровень риска и степень риска. Степень риска является величиной постоянной и указана в таблице расчета риска, уровень риска устанавливается в соответствии с анкетой оценки риска от 0 до 4. Каждый фактор риска должен оцениваться отдельно, с определением степени уровня, где 0 обозначает самый низкий уровень риска, а 4 – самый высокий. В тех случаях, когда анкета не содержит характеристик для определенного уровня в пределах пяти возможных (0, 1, 2, 3, 4), аудитор, опираясь на свое профессиональное мнение, имеет право выбрать наиболее подходящий уровень. Нулевая степень должна выбираться всегда, когда рассматриваемый фактор риска не применяется к анализируемой деятельности.
Для расчета балла фактора риска значения уровня риска, выбранные из анкеты для каждого фактора риска, записываются в колонку «Уровень риска» таблицы и умножаются на «Степень риска». Баллы финансового риска и риска эффективности управления суммируются. Общий финансовый риск и риск эффективности управления могут находиться в диапазоне от 0 до 400 степеней (пунктов). Чем выше балл, тем больше степень риска.
Расчет частоты проведения аудиторской проверки рекомендуется осуществлять по частотной модели, которая представляет собой график проведения аудиторских проверок в рекомендуемых интервалах от полгода до 4 лет.

  • Повышение квалификации

Повышение квалификации сотрудников службы внутреннего аудита проводится, в основном, в Учебном центре Национального банка. Ежегодно Главное управление внутреннего аудита организует семинар для сотрудников своей службы. Кроме того, также имеется возможность участия в семинарах, проводимых Учебным центром по различным вопросам деятельности Национального банка.
Сотрудники службы участвуют в семинарах, проводимых центральными банками других стран. В 2002 году сотрудники Управления приняли участие в 4 семинарах, проведенных Центробанком России, и 2 международных семинарах, организованных Дойче Бундесбанком и Центральным банком Армении совместно с Банком Нидерландов. В 2003 году в 4 международных семинарах (Банк Франции, Банк Турции, Объединенный венский институт, Дойче Бундесбанк).

Автор:

 

Все статьи цикла «Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах»

(состоит из 6 статей)

Опыт внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Украины (15 октября 2007)

Современные аспекты внутреннего аудита – роль и методы (15 октября 2007)

Внутренний аудит в Национальном банке Республики Беларусь (15 октября 2007)

Правила организации и стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республике Казахстан (15 сентября 2005)

Организация аудиторской деятельности в Узбекистане (15 сентября 2005)

Дополнительные аудиторские доказательства при завершении аудита (15 сентября 2005)