Внедрение международных стандартов финансовой отчетности: проблемы и пути их решения

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 4 2003г
Опубликовано: 15 Сентября 2005

Дальнейшее реформирование экономики России, повышение ее привлекательности для инвесторов неразрывно связаны с прозрачностью финансовой отчетности российских предприятий, которая достигается, в том числе, путем внедрения международных стандартов финансовой отчетности.

Сегодня потенциальные инвесторы имеют в наличии небольшой выбор компаний в России, куда они могли бы безбоязненно вложить свои деньги. Не хватает как самих действительно открытых для инвестиций акционерных обществ, так и объективной и достоверной информации о них. Здесь немаловажную роль должна сыграть понятная финансовая отчетность, а так же, естественно, воля самих предприятий, которые должны быть готовы предоставлять такую информацию и привлекать затем средства акционеров для своего дальнейшего развития. При этом нельзя рассматривать МСФО как спасение от всех рисков, свойственных инвестициям в нестабильные и растущие рынки.

Помимо признанных стандартов учета и отчетности важны мероприятия государственного масштаба, которые способствовали бы минимизации таких рисков: прежде всего, действенная и эффективная судебная система,направленная на защиту интересов инвесторов, а также понятное законодательство в области налогообложения, стимулирующее инвестиции. Важно и качество корпоративного управления в целом. В этом направлении определенные шаги уже сделаны. В прошлом году при активном содействии ФКЦБ РФ и нескольких международных организаций был принят Кодекс корпоративного поведения. Кроме того, этим вопросом серьезно занимаются уже несколько лет многие крупные и средние российские компании.

Правительством России еще в марте 1998 года была утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, предусматривающая целый ряд мероприятий по разработке необходимого методического обеспечения, подготовке программ обучения бухгалтерских работников и т.д. Но, к сожалению,реформы двигались до последнего момента не так динамично, как хотелось бы.

Реально только в середине прошлого года на уровне высших государственных чиновников заговорили о необходимости перехода на МСФО.Вероятно, все помнят неожиданное предложение премьер министра Касьянова, озвученное им в июле на одном из совещаний в Правительстве, перейти на МСФО всем российским предприятиям, начиная уже с 2004 года.

Позже заговорили уже о других сроках перехода, вплоть до 2007 года. На момент подготовки этой статьи окончательного графика, утвержденного Правительством РФ, еще не было…

Министерству экономического развития и торгов ли РФ и Министерству финансов РФ соответствующее предложение поручено представить к 1 апреля. В предварительной же версии Минэкономразвития сроки выглядят следующим образом:

  • в 2004 году на МСФО пе реходят организации, чьи цен ные бумаги котируются на фон довом рынке, банки и профуча стники рынка ценных бумаг;
  • в 2006 г. – государственные унитарные предприятия и все эмитенты;
  • с 2010 г. – все остальные.

Кстати, по решению Совета по международным стандартам бухгалтерского учета страны Евросоюза должны полностью перейти на МСФО в 2005 году, и то только те компании,оторые зарегистри рованы на фондовых биржах. Аналогичные решения были приняты Канадой и Австралией.

Конечно же,2007-2010 годы – более реалистичные сроки, чем первоначальный срок,озвученный премьер министром.

Существует огромное количество проблем, которые необходимо будет решить при переходе на МСФО. Главная изних, на наш взгляд – абсолютная неготовность большинства российских компаний к внедрению МСФО.Прежде всего, переход на международные стандарты – очень дорогостоящее «удовольствие », требующее привлечения дефицитных специалистов.По статистике, до 5%годового оборота крупной компании может уходить на внедрение международных стандартов в первые два годас момента начала внедрения.

Помимо самих затрат на внедрение стандартов использование компаниями МСФО может существенно повлиять на ихфинансовые результаты в результате более жестких требований к резервированию и подсчету чистой прибыли. Это со ответственно отразится наглавных показателях основной деятельности, включая прибыль на акцию. Вполне возможно, что из прибыльной по российским стандартам компания может превратиться в убыточную по международным.

Компаниям, планирующим применять МСФО,ь необходимо будет заранее поставить в известность инвесторов и рынки капитала о том, что внедрение МСФО повлияет на их финансовые показатели, а не ждать,пока этот процесс скажется на фактических результатах. Как и при осуществлении любой другой программы по внесению изменений, важную роль при внедрении МСФО будет играть своевременное и четкое информационное обеспечение.

Кроме того,все равно какое то время необходимо будет вести учет в соответствии и с российскими, и с между народными стандартами, что естественным образом скажется на себестоимости продукции. На переходный период необходимо будет определить основные принципы учета и такие основополагающие понятия, как «справедливая стоимость», «профессиональное суждение бухгалтера»и т.д. При таком подходеможно более логично и безболезненно перейти от российского учета к МСФО.

Заметим, что Минфин России категорически против полной отмены российских стандартов бухгалтерского учета, ссылаясь на то, что «база всех налогов будет определяться по правилам Лондонского комитета по международным стандартам. Для фискальных властей это неприемлемо» («Ведомости »,№48,2003 г.).

Можно согласиться с позицией другого ведомства, участвую щего в подготовке реформы – Минэкономразвития России, которое считает, что государству бухгалтерская отчетность как таковая не нужна.Его должна интересовать налоговая отчетность, за исключением, конечно, случаев, когда государство само выступает как собственник или совладелец предприятия. Нужен ли при этом налоговый учет, который с прошлого года навязан пред приятиям – этот вопрос так же предстоит решить при пе реходе на МСФО.

Необходимость ведения помимо бухгалтерского еще и налогового учета легла дополнительной нагрузкой на бюджеты предприятий. При этом исключительно фискальная функция налогового учета на руку лишь налоговым органам, которые фактически переложили рутину проверок на плечи проверяемых. Непонятно, чем были плохи более простые и понятные корректировки налогооблагаемой прибыли, успешно применяемые до 2002 года.

Аналогичный или почти аналогичный порядок предусмотрен и в МСФО. Нельзя при этом забывать, что отчетность по МСФО нацелена на отражение реальной картины происходящего, а не на минимизацию налогов,чему тяготеет российская отчетность. Еще одна проблема, которая не способствует быстрому внедрению международных стандартов – это недостаточное количество заинтересованных потребителей прозрачной финансовой отчетности внутри страны. Основной ее потребитель на Западе – это в первую очередь акционеры, число которых на порядки выше, чем у нас. И эти акционеры реально зарабатывают деньги на своих акциях.

В России таких возможностей существенно меньше в силу множества причин. Когорты наших акционеров редки, и напереднем фланге непробиваемым строем стоят владельцы контрольных и блокирующих пакетов, из за широких спинкоторых изредка появляются головы самых смелых, но практически бесправных «миноритарщиков». В такой атмосфере зачастую не до международной финансовой отчетности (да и не до российской тоже). Полная неясность остается с тем,кто будет готовить реформу: будут ли это только Минфин и Минэкономразвития или это будет консорциум, включающий в себя представителей этих и других министерств, ФКЦБ, общественных организаций бухгалтеров и аудиторов, предпринимательских ассоциаций, инвесторов.

Представляется оправданным (и продуктивным)вовлечение в процесс подготовки и внедрения программы реформы всех участников, которым небезразличны ее итоги. В будущем регулированием бухгалтерского учета должны заниматься профессиональные бухгалтерские и аудиторские организации, как это и происходит во многих странах. На сегодняшний день это сделать сложно в силу определенной разобщенности этих организаций, но в перспективе такой вариант развития событий вполне обсуждаем. Правда,совсем недавно было принято решение о создании некоего Национального совета по финансовой отчетности, но кто туда войдет, какие функции он будет выполнять, кто его будет финансировать – пока непонятно.

Серьезной остается проблема с кадровым обеспечени ем реформы. Специалистов, знающих МСФО, в России катастрофически не хватает, а обучение или очень дорого, или отличается поверхностностью. Наши вузы не готовят специалистов по МСФО.

А 2004 (и даже к 2007)году качественно обучить (или переобучить)несколько десятков тысяч бухгалтеров непредставляется реальным. Здесь высока вероятность повторения ситуации с аттеста тами аудитора, подвергнувшимся существенной девальвации из за низкого качества обучения и низкой планки требований к претендентам.

Помимо проблем со специалистами по МСФО встает вопрос о том – кто будет подтверждать отчетность, подготовленную по международным стандартам? Кроме компаний бывшей «Большой пятерки» в России наберется всего 10-15 аудиторских фирм,способных качественно провести аудит такой отчетности. Они обладают необходимыми специалистами и опытом работы, но их все равно не хватит для решения столь масштабных задач. К тому же стоимость аудита по международным стандартам нередко близка стоимости небольшого самолета. Сейчас, правда, Совет поаудиторской деятельности приМинфине России принимает стандарты аудита,обязательные для применения всеми российскими аудиторскими компаниями. Декларируется, что эти стандарты будут максимально приближены к Международным стандартам аудита (МСА), и тогда заключения российских аудиторов, работающих по этим стандартам, вроде бы должны приобрести международное значение. Но в это почему то слабо верится.

Помощь аудиторов и консультантов необходима также при перекладке российской отчетности на МСФО, с чем самостоятельно большинство предприятий справиться пока не в состоянии. А если учесть, что в соответствии с МСФО при первой подаче отчетности, подготовленной по международным стандартам, перекладка отчетности должна быть сделана ретроспективно (охват – минимум один предыдущий год), то объем работ удваивается.

Надо будет также решить – что делать малым предприяти ям.Ведь им фактически тоже предлагается к 2010 году перейти на МСФО. Однако представляется, что этим предприятиям не нужны не только МСФО, но и сегодняшний бухучет. Для них надо максимально упростить процедуру учета и отчет ности. Главное, что они должны учитывать –это свой доход, а также выплаты физическим лицам. С этих двух баз они должны уплачивать два налога – на доходы юридических лиц и на доходы физических лиц.

МСФО для этих целей не нужны – достаточно обычной книги учета доходов. Единственное, что нужно будет решить – каким образом малое предприятие, теряя свой статус при росте доходов, должно будет переходить на МСФО. Ведь ему по действующим правилам придется составлять отчетность по международным стандартам и за тот год, когда оно еще было малым, т.е. тогда,когда оно вообще не вело никакого бухгалтерского учета.

Следует также сказать о необходимости проведения определенной PR кампании по переходу на МСФО. Найдется не так много руководителей, которые понимают суть МСФО и не воспринимают их как дополнительную обузу. Например,многие менеджеры российских предприятий озабочены в настоящее время внедрением у себя управленческого учета. При этом цели его внедрения они преследуют разные – от повышения эффективности при принятии управленческих решений до привлечения внимания к себе со стороны потенциальных инвесторов. О том,что внедрение МСФО в большинстве случаев обеспечивает достижение всех этих целей, знают далеко не все руководители,хотя бы по причине недостатка популярной информации о МСФО.

Сегодня в прессе чаще встречаются две крайности – или общие слова о том, «что международные стандарты нам необходимы,потому что они используются всеми развитыми государствами (чем мы хуже других?)», или статьи о тех или иных нюансах применения МСФО на практике, об отраслевых особенностях и т.п.

Простой, легко усваиваемой информации о том, какие преимущества бизнесу дает внедрение международных стандартов,насколько их использование может повысить стоимость бизнеса, практически нигде нет. Представляется, что одной из задач Правительства наряду с Министерством финансов и другими ведомствами и общественными организациями должна стать популяризация МСФО в широких кругах бизнес среды. Еще недавно нам очень доходчиво объясняли, зачем нужна всероссийская перепись населения. Почему бы среди целевой аудитории – руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров,инвесторов – не провести аналогичную кампанию и разъяснить,зачем нам необходимы МСФО?

В рамках этой кампании можно было бы предложить аудитории ответить на три основные вопроса:

  • Нужны ли Вашему пред приятию инвестиции?
  • Хотите ли Вы повысить стоимость Вашего бизнеса?
  • Нужна ли Вам достовер ная оперативная управленчес кая информация о состоянии Вашего предприятия?

При этом необходимо разъяснить,почему именно внедрение МСФО поможет предприятию найти инвестиции, увеличить стоимость бизнеса и т.д.

Конечно,сегодня далеко не всякий руководитель заинтересован в прозрачности своей отчетности,но процент таких в будущем будет все таки уменьшаться. Самоизоляция, жизнь исключительно за счет собственных ресурсов – неперспективный,во многих отношениях тупиковый путь развития, особенно в условиях глобализации российской экономики.

Если Россия хочет стать сильной и признанной во всем мире страной, то без повышения ее инвестиционной привлекательности и предсказуемости бизнеса нам не обойтись. Переход на международные стандарты выступит важнейшим стимулом росту иностранных инвестиций в экономику России, причем эти инвестиции должны быть более дешевыми, чем это было до последнего времени, так как с внедрением МСФО существенно снижается риск их неэффективного использования.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 4»

(состоит из 3 статей)

Налог на имущество уплачивается незаконно (15 Сентября 2005)

Учет финансовых вложений (15 Сентября 2005)

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности: проблемы и пути их решения (15 Сентября 2005)