Автор: Хелен Ллойд (Helen Lloyd),
технический редактор (аудит и бухгалтерский учет), CCH, Wolters Kluwer
Источник: Accountancy Live
Фото: accountancylive.com
Меньше семи месяцев остается до внедрения в Великобритании нового стандарта FRS 102. Британский эксперт Хелен Ллойд (Helen Lloyd) буквально на днях проанализировала, каким образом изменения повлияют на финансовую отчетность в целом, и каким может оказаться влияние на показатели прибыли.
Хотим напомнить, что в последнее время мы занимались регулярной публикацией статей из цикла FRS 102 («Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Ирландской республике»). То есть это отдельный новый стандарт, а по сути своей – целая новая система отчетности, которая идет на смену прежней UK GAAP. Название, конечно, никуда не денется, поскольку «ГААП» он и есть «ГААП», но с официальным внедрением FRS 102 в учетную практику британских компаний многие привычные подходы к отражению, казалось бы, самых обычных транзакций придется пересмотреть. Если вас интересуют отдельные аспекты применения нового стандарта, то просим уделить свое внимания уже опубликованным статьям этого цикла:
- «Британский FRS 102: обесценение»
- «Британский FRS 102: источники новой политики»
- «FRS 102: финансовые отчеты»
- «FRS 102: Инвестиционная собственность»
- «FRS 102: Отложенные налоги»
- «FRS 102: Ассоциированные и совместные предприятия»
- «FRS 102: Объединения бизнеса»
- «FRS 102: Форвардные контракты»
- «FRS 102: Банковский кредит»
- «FRS 102: Межфирменные займы»
- «FRS 102: правильного ответа нет»
Ну а сегодняшний материал – совсем новый, и он более общего плана. Подумаем, каким образом на изменения в отчетности отреагируют ключевые стороны, которых это коснется напрямую.
Акционеры
Безусловно, акционеры – наиболее важная группа, и аудиторские заключения адресуются в первую очередь им. Мы уже обсуждали в одном из материалов цикла (точнее, это была статья «FRS 102: финансовые отчеты» ), как это важно, чтобы акционерам информация преподносилась простым повествовательным стилем, при этом чтобы вырисовывалась общая картина. Ведь акционеры также могут испытывать обеспокоенность в результате изменений, и эту обеспокоенность необходимо по меньшей мере облегчить.
Но это лишь часть картины. Акционерам не только нужно понимать, почему изменились отчетные данные, и почему внешний вид отчетов стал другим. Теперь им также нужно осознавать, каков будет обратный «эффект от эффекта», оказываемого на другие ключевые группы участников.
Профессиональное суждение в применении, по сути, нового набора стандартов (не стоит забывать, что к тому же близкого МСФО – так все и было задумано с самого начала) играет теперь очень большую роль. Тем более в первый год применения. Акционеры, безусловно, захотят узнать об этих суждениях все, а равным образом – о сотни других индивидуальных деталей. Аудиторам предстоит непростая работа при составлении заключения, поскольку ожидается очень много разночтений, расхождений или просто неправильных отражений. Всех их придется впоследствии рассматривать не на индивидуальном, а на общем уровне, чтобы оценить агрегированный эффект, смещение.
Банки
Наверное, самый большой и вызывающий наибольшее беспокойство эффект от любых изменений в учетной политике банков – это влияние на соглашения. Условия, прописанные в кредитных договорах, часто должны отвечать неким количественным показателям. Как правило, это отношения, рассчитанные на основе балансовых составляющих: коэффициенты ликвидности, текущие активы как доля от общих активов, иногда используется показатель чистых активов. Многие будут смотреть на способность кредитора расплатиться по процентным платежам на основе такого показателя как процентное покрытие, минимальная маржа общей или операционной прибыли и так далее. Это может быть и просто базовое требование о положительной прибыли за период.
И буквально сразу же мы понимаем, как любые изменения в учетных стандартах потенциально способны создавать очень большие проблемы. Если раньше компания была, условно говоря, «на гране» своей способности выполнять требования договора, то даже небольшие изменения в требованиях – например, необходимость признавать производные инструменты на балансе – может иметь критический эффект на ключевых соотношениях, где используются обязательства. Аналогичным образом любые движения справедливой стоимости по этим деривативам могут отправить прибыли на уровень намного более низкий, чем это устроило бы компанию. Изменения в оценке инвестиционной собственности также сделает прибыль более чувствительной. В общем и целом заемщикам придется быть впредь очень осторожными. Заключенные прежде договора еще есть время пересмотреть, и об этом мы раньше уже писали. А все новые договора, которые будут заключаться, должны основываться на условиях, которые заемщик сможет выполнять в долгосрочной перспективе. То есть это не должна быть прибыль на сегодня, но та прибыль, на которую рассчитывает компания при устойчивом своем развитии. А если, к примеру, оценка собственности не может быть произведена надежно, то это лучше учесть и не закладывать вслепую величин, в которых нет уверенности.
Большинство компаний будут применять FRS 102 в следующем году впервые. Еще есть время все обдумать и пересмотреть контрактные условия – возможно, подправить какие-то их составляющие, или даже договорится с кредиторами о «снисхождении» на первый отчетный период, либо условиться каким-либо еще образом на основе альтернативных показателей прибыли.
Правительство
Правительство традиционно воспринимается в качестве одной из сторон, и это, в принципе, правильно. Наиболее понятный эффект для него – налоговый, потому что налогооблагаемая прибыль компаний сегодня рассчитывается на основе прежних стандартов UK GAAP, и она, безусловно, изменится. В начале этого года Налоговая служба Ее Величества (HMRC) выпустила руководство по налоговым последствиям FRS 102, рассмотрев по отдельности каждую секцию стандарта и ее влияние. Сюрпризов в действительности не так уж много, но самое главное – сразу нужно четко осознать, что бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль будут хорошо коррелироваться. Иначе говоря, если в результате изменений в стандартах вы признаете у себя дополнительный доход, то с этого дополнительного дохода вам придется заплатить и дополнительный налог.
Сотрудники
Наибольшим образом изменения в финансовой отчетности коснутся сотрудников предприятий, участвующих в привязанных к результатам бонусных программах. Либо если вознаграждение для них имеет форму опционов, исполняемых только по достижении определенных условий. Как можно понять из примера с банками чуть выше, для работодателей сейчас очень важно потратить определенное время, пообщавшись со своими сотрудниками и обсудив в деталях возможные результирующие эффекты, а по результатам этих обсуждений – пересмотреть условия, чтобы ни у одной из сторон не было ощущения, что ее «кинули». И выбирайте для этого правильный момент – немедленно! Ведь если директора начнут пересматривать условия год спустя, когда по новым правилам компания получит прибыль более высокую, чем ожидалось, это будет восприниматься совсем иначе.
Поставщики
Когда у поставщика прочные отношения с клиентом и он (или она) давно завел привычку продавать в кредит, вполне вероятно, что такой лояльный подход основан на каких-то личных оценках клиента на основе финансовых результатов. Можно предположить, что практически всеобщий переход на FRS 102 приведет к тому, что поставщики начнут пересматривать финансовое положение своих клиентов, в то же время внося изменения и в свою собственную отчетность.
Ситуация будет несколько сложнее, если поставщики не являются резидентами Британии и базируются за рубежом: им пересматривать отчетность нет необходимости. Либо это могут быть европейские компании, которые уже давно на МСФО. В этих случаях поначалу может продолжаться непростой период для клиентов этих поставщиков, которым придется дополнительно потрудиться, чтобы доказать, что они способны удовлетворить требованиям.
Конкуренты
Хотя решения компании об итоговой финансовой отчетности должны базироваться на оценке различных вариантов учетной политики ее финансовыми директорами, которым при этом необходимо быть уверенными, что выбранные базисы для измерения приведут к наиболее полезным для пользователей результатам, все же нельзя отрицать, что краем глаза компании будут «подглядывать» за своими конкурентами. Очень вероятно, что после первого года применения будет много исправлений. Кто-то, возможно, предпочтет даже сыграть в открытую и выставит отчетность на всеобщее обозрение специально для того, чтобы посмотреть, как на нее отреагируют конкуренты, а уже потом принять окончательное решение для себя.
Конечно, никакая учетная политика не может иметь оправдания из разряда «все побежали – и я побежал», но если некий общий подход в индустрии действительно начал выкристаллизовываться, то через некоторое время (не сразу!) он действительно может стать частью общего подхода, привычного для отдельной индустрии.