IFRS 9 “Финансовые инструменты”: трудная дорога перехода

IFRS 9 Финансовые инструменты
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 4 Августа 2015

Конечно, для многих сейчас 2018 год может еще казаться весьма отдаленным для того, чтобы обеспечить свое полное соответствие с новым, полностью законченным стандартом МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”, однако финансовые институты уже сейчас столкнулись с серьезными вызовами. Предупреждает и обращает внимание всех на этот неоспоримый факт зарубежный эксперт Джерон Ван Доорселейр.

Автор: Джерон Ван Доорселейр (Jeroen Van Doorsselaere), аналитик МСФО в Wolters Kluwer

По материалам: Accountancy Live


МСФО 9, очевидно, представляет собой существенное изменение в учете финансовых инструментов с момента официального введения в действие предыдущего стандарта IAS 39Финансовые инструменты: признание и измерение” в 2005 году. С учетом целых трех фаз внедрения нового стандарта самыми проблемными в нем должны оказаться фаза 1 (та, что касается классификации и измерения) и фаза 2 (обесценение): по обеим подходит срок, и времени до 2018 года, если подумать, осталось немного.

Само собой разумеется, что МСФО 9 будет иметь влияние сразу на многие департаменты, это без сомнения. Регуляторы могут всеми силами стремиться к “одной модели для всех” в Базельских предписаниях и МСФО, несмотря на все их различия. Что ж, по крайней мере, правомерно будет утверждать, что хотя бы базовая модель будет одна и та же.

В результате финансовые институты получат новые требования об обязательном наличии внутренней модели, проведении анализа ожидаемого срока полезного использования, пошаговой оценке и практическом инструментарии, и все в полном соответствии с IFRS 9 и одновременно с тем, что сказал Базельский комитет банковского надзора в отношении ожидаемых потерь чуть раньше в этом году. Да, не для всех влияние будет одинаковым, но, по крайней мере, все стараются работать над решением вместе.


Разные вызовы для разных подразделений

Хотя финансовые институты могут с полным правом спорить с тем, должны ли департаменты управления рисками участвовать в проекте МСФО 9, уже неоднократно отмечалось, что моделирование кредитного риска – обязательный менеджерский навык для успешного внедрения стандарта.

Одной из задач для этого департамента является сведение воедино переменчивых условий, диктуемых кредитными рисками, и прозрачных условий, диктуемых требованиями финансовой отчетности. Делать это придется способом, который позволяет одновременно понять и риск-менеджера (он же - автор модели управления рисками), и аудитора, проводящего проверку модели окончательных (“lifetime” – см. подробнее IFRS 9: новая модель обесценения”) кредитных потерь на предмет соответствия требованиям стандарта.

В то же время у финансовых департаментов забот по-прежнему будет непочатый край, причем даже с учетом того, что моделирование риска, как видим, можно отдать на аутсорсинг своим коллегам из департамента управления рисками. В конце концов, им все равно придется подстраивать свою сегодняшнюю учетную политику, чтобы она не только учитывала модель анализа рисков, тесты на характеристики денежных потоков и иные финансовые показатели, но и предполагала фактический расчет ожидаемых потерь, чего требуют правила перехода.

Эти расчеты основаны на количественной и качественной информации, полученной на основе предварительно проведенного анализа, сделанных предположений и объективных свидетельств в пользу дефолта по кредитам. Одновременно с этим интегрирование модели кредитных рисков и дополнительные обязательные раскрытия будут представлять собой серьезный вызов для финансовых департаментов для самого 2018 года.

Очень часто при этом игнорируют трудности департаментов обязательной отчетности (или “комплайенса”), а ведь на них также распространяются новые требования по обязательной отчетности, в которую будут внесены изменения в новых условиях, где больше не будет IAS 39, а будет IFRS 9. Им придется согласовать потоки информации, поступающие одновременно из финансовых департаментов и от риск-менеджмента.

И, собственно, условная оставшаяся часть любой организации также окажется затронутой. Даже отделу кадров придется озаботиться наймом персонала с адекватными навыками, соответствующими широкому спектру новых необходимых требований.

То, что было описано только что – всего лишь быстрый взгляд на задачи, которые необходимо будет решить к 2018 году. Не будем забывать еще и вот о каком нюансе: поскольку эти перемены затронут любую организацию в целом, на всех уровнях, одновременно придется проинформировать акционеров, во-первых, о первом результирующем эффекте на прибыли и убытки в год перехода, а во-вторых – о последующем влиянии на итоговые цифры вследствие продолжения использования стандарта МСФО 9. Сделать это лучше всего с помощью параллельной отчетности.


Финальные сроки

Итак, не забывая о необходимости параллельной работы с акционерами и предстоящем объеме работы до 2018 года, подумаем, каким образом компаниям лучше всего запланировать внедрение стандарта.

Уже сейчас, на основе изучения прогресса в нескольких банках, хорошо заметно, что решение всех поставленных задач – само по себе та еще задача. Вовлечены самые разные стороны. С учетом этого многие финансовые институты заявили, что хотели бы использовать один год для параллельной отчетности (этот год), чтобы он служил своего рода “буфером” для анализа расхождений с предыдущим планированием.

Если так, на проведение анализа расхождений до фактического внедрения у них остается не более двух лет. С точки зрения управления рисками за это время финансовым институтам придется согласовать между собой все модели, которые они выберут в качестве подходящих для себя.

Многие финансовые институты привыкли использовать стандартизированный подход в рамках Базеля, но теперь это не пройдет, поскольку им придется разработать собственные внутренние модели и провести их “калибровку”. Не забудем и о том, что многим банкам нужно еще и заручиться одобрением своих регуляторов.

Есть отдельная категория банков, использующих в рамках требований Базеля так называемый подход на основе использования внутренних рейтингов заемщиков (“internal ratings-based approach” - IRB), и для них логика рассуждений будет отличаться. Если поискать, можно найти немало примеров банковских организаций, уже вложивших значительные суммы в, казалось бы, одобренные регулятором модели, но теперь обнаруживших, что до требований МСФО 9 они таки не дотягивают. Проблемой для них могут стать корректировки или даже целые надстройки поверх тех моделей, поскольку это продиктовано необходимостью выполнения соответствия принципам регулирования от Базельского комитета банковского надзора, но уже не изолированно, а в контексте нового международного стандарта.

Для финансовых департаментов, которые будут работать над изменениями внутренней учетной политики, создавая адекватную МСФО 9 бизнес-модель и проводя тестирование, первой по списку задачей станет использование сегодняшних требований и/или допущений по эффективной процентной ставке (effective interest rate - EIR) в IAS 39, либо же решение всех сегодняшних вопросов IAS 39 – и, соответственно, будущих вопросов IFRS 9 – одновременно.

В конечном итоге, несомненно, внедрение МСФО 9 должно стать интегрированным. Это очевидно следует из того факта, что регуляторы не забывают одновременно думать и о финансовых департаментах, и о департаментах управления рисками.

Относительно недавно Wolters Kluwer Financial Services провела исследование среди 530 глобальных экспертов по всему миру, которое показало, что около двух третей (66%) из них еще даже не начинало перехода или пока находится на самой первой стадии (о которой мы говорили выше: параллельная подготовка двух комплектов отчетности и сравнение расхождений). Для финансовых институтов это, по сути, означает необходимость немедленно разработать решения, чтобы обеспечить свою готовность в срок.

Финансовые институты столкнулись сегодня с серьезным вызовом в плане внедрения у себя новой инфраструктуры, которую можно условно назвать “рисково-финансовой” (по названию двух основных департаментов, влияние на которые, как мы писали выше, ожидается наибольшим), и сделать это им придется до наступления “дедлайна” в 2018 году. Модульные решения, которые им нужно немедленно разработать (если этого еще не было сделано), должны быть целостными: только тогда они смогут быть уверенными, что все требования IFRS 9, когда придет время, будут удовлетворены.

-------------------------------------------------------------------

Также читайте другие статьи от этого автора:

Теги: IFRS 9  финансовые инструменты  МСФО 9  IAS 39  классификация и измерение  учетная политика  обесценение  Базельский комитет банковского надзора  ожидаемые потери  финансовые институты  управление рисками  кредитный риск  финансовая отчетность  модель ана