Итоги июньской встречи Совета по МСФО

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 26 Июня 2021


По материалам: IFRS

Совет по МСФО провел очередную встречу 22-23 июня в удаленном режиме – она, очевидно, стала последней в карьере Ханса Хугерворста в составе этой организации. Обговоренных тем в этот раз было, откровенно говоря, немного, но просим все же обратить внимание на самый последний раздел, поскольку разработчики МСФО обещают очередную порцию поправок там, где их, что называется, и не ждали.

Исследовательские проекты и разработка стандартов

  • Метод долевого участия и связанные с ним основные принципы IAS 28 “Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия”
  • Гудвилл и его обесценение
  • Основные формы отчетности

Проекты по улучшению стандартов и повышению последовательности их применения

  • Сравнительная информация в ходе первого применения IFRS 17 и IFRS 9
  • Прочие (потенциальные) проекты

Давайте взглянем чуть подробнее на то, что еще не рассматривали в деталях.

Метод долевого участия

Проект находится в работе у IASB приблизительно с мая 2014 года, когда после очередного заседания было решено запустить исследование по теме применения метода долевого участия согласно действующим принципам МСФО. На протяжении следующих нескольких месяцев тема неоднократно поднималась, в том числе, в рамках встречи консультативной группы мировых разработчиков стандартов ASAF и на международном форуме Global Preparers Forum.

Охват исследовательского проекта удалось определить к июню 2015 года, и в статусе исследовательских он с тех пор пребывает в работе до наших дней, а Совет по МСФО время от времени к нему возвращается – впрочем, нельзя сказать, чтобы очень часто. Например, в марте этого года никаких конкретных решений не принималось вообще, а разработчики просто проверили текущий статус и список ключевых вопросов по применению метода долевого участия, с которым ведется работа. А до этого тема поднималась в октябре 2020 года, впервые после очень долгого перерыва. Тогда, собственно, и решено было заняться возможными проблемами с практическим применением в консолидированной и отдельной финансовой отчетности организаций, применяющих для этого IAS 28.

Что сейчас? По-прежнему никто не ждал никаких конкретных решений, и их не случилось, однако участники заседания обсудили ключевые требования в стандарте IAS 28 “Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия” и возможную разработку дополнительных требований в случае, если действующие требования признают недостаточными для применения метода.

На следующих встречах члены Совета по МСФО будут смотреть на применение действующих требований в специфических ситуациях (странно, но вроде бы специфические вопросы присылают обычно на рассмотрение Комитета по Интерпретациям МСФО - GAAP.RU), а когда будет принято решение о доработке IAS 28, если это потребуется - ныне неизвестно.

Гудвилл и обесценение

После выхода дискуссионного документа в марте прошлого года на протяжении последних нескольких месяцев (начиная с марта) продолжается обсуждение полученных на него отзывов. Если первые два раза деталей было немного, то уже в мае поднимались вполне конкретные вопросы, такие как эффективность теста на обесценение, пути его упрощения и последующий учет гудвилла. Также отметили, что Совет по МСФО задумался над корректировкой своих прошлогодних предложений.

В этом месяце, в отличие от прошлого, члены IASB уже приняли решение относительно целей и охвата данного проекта. Сообщается, что предварительно было решено:

  • Оставить заявленные цели данного проекта неизменными по сравнению с тем, как они были изложены в прошлогоднем дискуссионном документе. Таким образом, целью все еще значится изучить способы предоставления пользователям отчетности более полезной информации о сделанных приобретениях, если это не сопряжено для отчитывающихся организаций с необоснованными издержками;
  • Не менять пока что охвата проекта (на данной стадии).

Обсуждения продолжатся уже на следующей июльской встрече.

Основные формы отчетности

Еще один “долгострой” в рамках “Инициативы по раскрытиям”, направленный на улучшение полезности финансовой информации через изменение структуры основных форм отчетности. В декабре 2019 года вышел уже даже не дискуссионный документ, а предварительный вариант изменений в структуре отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Уже в январе этого года Совет по МСФО, изучив полученные отклики (далеко не везде, надо отметить, единодушно поддерживающие изложенные ранее идеи), принял решение пересмотреть некоторые озвученные предложения.

Обсуждения шли довольно интенсивно, начиная с марта, но особенно продуктивной для этого проекта оказалась майская встреча, на которой было принято очень много решений, в частности, по еще одному возможному варианту представления информации (освежить их в памяти можно здесь).

Июньская встреча также оказалась результативной. Члены IASB решили распространить требования к использующимся менеджерами финансовым показателям на числитель и знаменатель определенного коэффициента (отношения двух величин), если каждая из этих двух составляющих отвечает определению финансового показателя.

Кроме того, в этот раз было решено не расширять охват требований по финансовым показателям. Комментаторы в ходе публичных консультаций высказывали предложения включить сюда также:

  • Показатели, основанные на статьях отчета о финансовых результатах;
  • Показатели, основанные на статьях отчета о движении денежных средств;
  • Показатели, основанные на статьях отчета о финансовом состоянии;
  • Коэффициенты (отношения двух величин).

Этого сделано не будет.

Сравнительная информация в ходе первого применения IFRS 17 и IFRS 9

По этой части прошедших обсуждений недавно выходила отдельная новость. Разработчики, напомним, внесли небольшие коррективы, позволяющие составителям отчетности избежать досадных расхождений в учете в ходе первого применения IFRS 9 “Финансовые инструменты” и IFRS 17 “Договоры страхования”. Стандарт по финансовым инструментам – отнюдь не новый, однако организациям, чьей основной деятельностью является страхование, до сих пор разрешено ждать с переходом до вступления в силу IFRS 17 – а он не раз переносился, и теперь должен вступить в силу с 1 января 2023 года.

Ряд других (потенциальных) проектов по улучшению и повышению последовательности применения стандартов

Финансирование каналов поставок с помощью обратного факторинга и т.п. соглашений

Год назад Комитет по Интерпретациям детально разобрал эту ситуацию и особенности ее учета. На основе того, что Совет по МСФО услышал от самого IFRIC, а также инвесторов и аналитиков, встал ключевой вопрос - нужно ли тут браться за узкоспециализированный проект? Вроде бы ситуацию подробно растолковали, и действующих требований достаточно, но все же по итогу решено было новый проект все-таки пустить в работу, потому что мнение инвесторов (по видимому, не в полной мере удовлетворившихся разъяснениями Комитета по Интерпретациям) перевесило.

Уже известны некоторые детали. Вместо введения в МСФО-практику новых детальных определений разработчики хотят просто точнее описать типы соглашений, которые попадут по охват будущего проекта.

Кроме того, изменения ждут и IAS 7 “Отчет о движении денежных средств”, куда добавят новые требования по раскрытию информации: пользователям отчетности необходимо будет понимать характер, время возникновения и неопределенность вокруг денежных потоков по соглашениям о финансировании каналов поставок. Кроме того, IAS 7 обзаведется и специфическими требованиями по раскрытию количественной информации (о влиянии соглашений на финансовое состояние и денежные потоки организации) и качественной информации (о рисках, возникающих вследствие их).

Для выполнения новых требований по раскрытиям организациям придется раскрывать в отчетности:

1. Ключевые условия соглашений;

2. На начало и на конце отчетного периода:

  • общие суммы к уплате в рамках соглашения,
  • включая те, по которым поставщикам уже ушла оплата,
  • диапазон времени, когда идет выплата,
  • диапазон времени, когда идет выплата сумм, не являющихся частью соглашения.

В IFRS 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации” будет добавлен пример с соглашениями о финансировании поставок с помощью специальных соглашений как иллюстрация применения требований по раскрытию риска ликвидности.

Очень любопытно будет взглянуть, что получится у Совета по МСФО. К сожалению, пока ничего не известно по срокам, потому что на следующей встрече в июле еще предстоить обсудит переходные положения.

Классификация долговых обязательств с дополнительными условиями в качестве краткосрочных или долгосрочных (IAS 1 "Представление финансовой отчетности")

Буквально в прошлом месяце данный случай был рассмотрен Комитетом по Интерпретациям, но при этом без интересных подробностей, тему как будто бы закрыли. Как оказалось – не совсем. Обсудив между собой применение прошлогодних поправок к IAS 1 в описанной ситуации, члены IASB приняли решение внести в стандарт дополнительные корректировки, чтобы стандарт:

1. Четко оговаривал, что если право отсрочить выплаты по обязательству, как минимум, на 12 месяцев зависит от выполнения условий после окончания отчетного периода, то эти условия не определяют, есть ли право на отсрочку на момент окончания отчетного периода (то есть на дату отчетности) с точки зрения классификации долгового обязательства в качестве краткосрочного или же долгосрочного;

2. Требовал в случае долгосрочных обязательств, на которые условия все же распространяются, чтобы составители отчетности раскрывали информацию:

  • об условиях (их характер и момент времени, когда они должны выполняться),
  • будут ли они выполняться с учетом обстоятельств, действующих на дату отчетности,
  • как именно организация собирается соответствовать условиям на момент, когда, согласно договору, будет проводиться тестирование этих условий на выполнение.

Отдельного представления таких обязательств собираются потребовать в отчете о финансовом состоянии: IAS 1 оговорит новую статью “долгосрочные обязательства, зависящие от условий в течение следующих 12 месяцев”. Сюда войдут все классифицированные в качестве долгосрочных обязательства, для которых право на отсрочку на следующие 12 месяцев зависит от выполнения условий после даты отчетности.

Также в стандарте четко прояснят, что организация не имеет право на отсрочку платежа на дату отчетности, если связанное с ним обязательство может подлежать уплате в пределах 12 месяцев по требованию противоположной или третьей стороны (например, в случае права кредитора потребовать возврат в любое время), или же если речь идет о неопределенном будущем событии, которое может возникнуть или же не возникнуть, и это никак не будет зависеть от будущих действий самой организации (например, если речь идет о страховом обязательстве).

И еще один момент. Поскольку Совет по МСФО вносит новые изменения в стандарт, срок официального вступления в силу прошлогодних поправок откладывается, по меньшей мере, до 1 января 2024 года (а ранее был 2022 год).

В следующий раз IASB продолжит обсуждать переходные положения. О сроках выхода изменений, таким образом, тоже пока остается только гадать.

Теги: Совет по МСФО  IASB  МСФО  гудвилл  обесценение  метод долевого участия  IAS 28  основные формы отчетности  IFRS 17  IFRS 9  финансовые инструменты  договоры страхования  сравнительная информация  финансовая отчетность  тест на обесценение  финансовая инф