Вице-председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности Сью Ллойд (Sue Lloyd – S.L.) и член IASB Дэррел Скотт (Darrel Scott – D.S.) в рамках этого нового подкаста рассказывают и об итогах последнего майского заседания Совета, и о недавно представленном очень важном стандарте по страховым контрактам IFRS 17. В детали прошедшего заседания посвятит Сью Ллойд, коснувшись, в частности, новой Интерпретации IAS 12 по налогам на прибыль и грядущим поправкам к IAS 28 “Инвестиции в ассоциированные и совместные организации”, а также об уже запущенном изучении практики применения IFRS 13 по измерениям справедливой стоимости. Краткий обзор страхового стандарта поручен Дэррелу Скотту. Ведет беседу глава образовательного направления Мэтт Тиллинг (Matt Tilling – M.T.).
- (M.T.) Добро пожаловать на подкаст Фонда МСФО, на котором мы будем обсуждать заседание Совета в мае этого года. Меня зовут Мэтт Тиллинг, и я глава направления образования в Фонде. Сегодня со мной Сью Ллойд, вице-председатель, а также член Совета Дэррел Скотт, который расскажет нам о новом страховом стандарте… Сью, мне бы хотелось начать с заседания Совета и, в частности, с деятельности по внедрению и поддержанию стандартов. Совет пересмотрел Интерпретацию от IFRIC “Неопределенность в учете налогов на прибыль”?
- (S.L.) Да, это так. Это Интерпретация IFRIC 23, которая касается измерения налогов на прибыль и, среди прочего, обстоятельств вокруг этого. Это интерпретация, относящаяся к стандарту по налогам IAS 12. До настоящего времени нам приходилось иметь дело с налогами на прибыль в ситуациях, когда неопределенность вокруг них не оговариалась стандартом. Это были ситуации, когда вы, например, не могли быть на 100% уверенными, что что-нибудь не будет у вас вычтено в налоговых целях. Данная Интерпретация говорит вам, что делать с измерениями в этих случаях. Мы только что представили Интерпретацию на этой неделе, и она вступит в силу с 2019 года.
- (M.T.) Мы ведь разрабатываем не так уж много Интерпретаций сегодня?
- (S.L.) Вовсе нет, потому что мы осторожны с тем, чтобы не превратить бухгалтерскую литературу в сборник правил. Последняя перед этим Интерпретация была выпущена нами в декабре прошлого года (это была IFRIC 22 “Транзакции с иностранной валютой и учет авансов” – GAAP.RU). Будучи председателем Комитета по Интерпретациям, для меня это хорошая возможность проконтролировать, чтобы мы не были слишком уж заняты. Интерпретации – это вещь, которая требуется, когда людям нужно дополнительное официальное руководство, чтобы разъяснить требования в стандартах. Но многое из того, что делает Комитет, исходит из наших решений по плану дальнейшей работы, на который мы ориентируемся, когда Комитет решает, что у нас уже, в принципе, есть четкие требования, но все же имеется возможность оговорить, как именно мы будем применять эти требования в отношении поставленных вопросов. Мы также стараемся включить столько полезных материалов в свою работу, сколько возможно, чтобы действительно помочь людям с применением стандартов.
- (M.T.) Совет также рассмотрел комментарии, предоставленные в ответ на предложенные корректировки к IAS 28 “Инвестиции в совместные и ассоциированные предприятия”, которые проясняют IFRS 9 “Финансовые инструменты” и то, как он применяется в отношении долгосрочных инвестиций в совместные и ассоциированные предприятия…
- (S.L.) Именно так. Это были предложения, которые мы выставляли на обсуждения как часть последнего цикла наших ежегодных улучшений МСФО, и на майском заседании Совет подтвердил, что мы двинемся дальше к окончательной версии этих изменений в IAS 28, которые четко прояснят: если у организации есть инвестиции в совместные и ассоциированные предприятия, и она использует IAS 28 для их учета, ей все равно нужно применять IFRS 9 для учета долгосрочных долей владения, если речь идет о распределении расходов и требований по обесценению в IAS 28. Что это значит? Это значит, что даже если вы находитесь в зоне охвата IAS 28, поскольку у вас ассоциированная организация, вам все равно нужно ориентироваться на модель ожидаемых кредитных потерь в IFRS 9 для учета долговых и им подобных инструментов в этих ассоциированных организациях.
Одна из вещей, которые мы четко прояснили по ходу прошедших обсуждений в Комитете по Интерпретациям и в Совете, было то, что взаимосвязь этих двух стандартов может иногда быть непростой, поэтому в дополнение к изменениям в IAS 28 мы также решили разработать образовательные материалы, которые помогут проиллюстрировать, как эта взаимосвязь должна работать в процессе применения стандартов.
- (M.T.) Оставшиеся пункты программы обсуждались на сессии, в ходе которой решений не выносилось. Сью, Вы не могли бы объяснить, что это такое, и какие основные темы обсуждались в этом месяце?
- (S.L.) Конечно. Среди других тем, которые мы затронули, была образовательная сессия по динамическому управлению рисками, в ходе которой персонал рассказал нам об анализе текущей практики управления рисками в банках. Мы также получили уточненную информацию по работе, которую мы проводим в рамках помощи с внедрением нового стандарта по лизингу IFRS 16, и также у нас были обсуждения, которые, можно сказать, определили наше будущее мышление в отношении проектов по тарифному регулированию и обесценению гудвилла. Таким образом, хотя это и не принятие решений, но все равно это очень важно с точки зрения разработки “инструментов” принятия решений по этим проектам.
- (M.T.) Мы также запустили анализ практики использования по стандарту IFRS 13 – “Post-implementation review”. Не могли бы Вы рассказать нам о PIR,и что это значит. Значит ли это, что стандарт будет изменен?
- (S.L.) “Post-implementation review” - или “PIR”, как мы называем ее для краткости, является частью формального процесса разработки стандартов. Согласно требованиям процесса, после того как новые стандарты применяются в течение нескольких лет по всему миру, мы вроде как берем выборку и собираем свидетельства со всего мира относительно того, как эти стандарты работают на практике. Первое, что мы делаем – мы проводим интервью, чтобы определить области, представляющие основной интерес. В отношении данного PIR мы уже это сделали, а чем мы заняты сейчас – мы переходим к следующему шагу PIR, который представляет собой сбор информации. Мы просим людей поделиться специфической информацией по интересующим областям. На данный момент это все комментарии по данной теме. Конечная дата представления ответов – 22 сентября. Мы сосредоточены сейчас на 3-4 ключевых областях, о которых узнали из обратного отклика. Мы задавали людям более общие вопросы типа того, не считают ли они, что нам нужно разработать больше образовательных материалов в помощь тем, кто осуществляет измерение справедливой стоимости в соответствии со стандартами МСФО. Еще один общий вопрос касался того, не считают ли они, что есть что-то еще в практике внедрения стандарта, о чем нам следует подумать.
Параллельно с этим мы также проведем пересмотр научной литературы, ища там свидетельства относительно применения IFRS 13. Как только мы соберем все комментарии в рамках сбора информации и пересмотра научной литературы, Совет далее рассмотрит результаты и подумает, не нужно ли предпринять каких-либо дальнейших действий, и тогда уже решим, необходимо ли нам исследование, или необходимы изменения в стандартах, и т.д. Поэтому это довольно продолжительный процесс, связанный со сбором больших объемов информации, которую мы потом используем, чтобы решить, нужна ли разработка стандартов, помощь в плане образования, или же Совету следует предпринять какие-либо еще действия.
- (M.T.) Сегодня у нас “новый голос” в подкастах – к нам присоединился Дэррел Скотт. Вы здесь по особой причине: у нас новый стандарт по страхованию.
- (D.S.) Абсолютно точно, Мэтт. 18 мая стало днем публикации IFRS 17. Думаю, что это был очень волнующий день для всех нас в IASB. Это стандарт, который находился в разработке в течение очень долгого времени, и многие даже утверждают, что он несколько запоздал.
Стандарт будет иметь очень большое влияние. Страховая индустрия – важная, центральная составляющая мировой экономики, и мы считаем, что обеспечение инвесторов полезной информацией в данной области – важный шаг вперед для МСФО в целом.
- (M.T.) Вы, очевидно, принимали очень большое участие в разработке данного стандарта. Каковы основные его составляющие?
- (D.S.) Для начала, он предоставляет текущую, актуальную информацию, которая более прозрачна, которая позволяет лучше понимать деятельность страховых компаний и дает инвесторам, пользующимся этими финансовыми стандартами, возможность лучше понимать бизнес и будущие денежные потоки.
В стандарте мы сделали несколько важных вещей. Он разделяет инвестиционную и страховую деятельность, которые обе являются важными направлениями бизнеса страховых компаний, но у которых очень разная экономическая суть. Думаем, понимание этих двух наборов результатов является важной частью осознания, что происходит в сфере страхования.
Также стандарт очень четко различает контракты, которые убыточны, и контракты, которые приносят прибыль. Мы думаем, это позволяет взглянуть на протяжении периода времени, откуда идет бизнес, и куда направляется – и, опять-таки, способствует улучшению возможностей для инвестора в плане понимания, что происходит.
Все вместе требования для этого идут в IFRS 17 в “сравнимой” комплектации. Это будет первый по-настоящему международный страховой стандарт, что означает, что все будут отчитываться на одних и тех же основах, и страховые компании со всего мира будут сравнимы между собой.
- (M.T.) Сейчас, когда стандарт уже вышел – какова реакция на публикацию?
- (D.S.) Большая часть стейкхолдеров сходится на том, что стандарт был необходим, что это именно то, чего люди так долго ждали. По данному проекту мы получали всеобщую поддержку еще и с той позиции, что мы, по сути дела, работали над полноценным страховым стандартом.
С точки зрения инвесторов: инвесторы начали понимать полный потенциал стандарта. Мы начали получать очень положительные отзывы и по поводу предпринимаемых нами действий, и по поводу информации, которая со временем начнет раскрываться.
Со стороны составителей мы услышали отзывы по поводу расходов на внедрение стандарта. Очевидно,IASB предвидел и ожидал, что внедрение потребует очень многих расходов, потому что изменения весьма значительны. Он ожидает изменений в системах и в данных, которые через них проходят. Мы также ждем, что будут определенные изменения в том, как, по крайней мере, отдельные компании смотрят на риски в процессе раскрытия информации о своей прибыльности и о связи этой прибыльности с рисками.
В то же время, оценив эти расходы, IASB принял в расчет и обратную их сторону – потенциальные выгоды, которые придут в результате. Мы считаем, что выгоды от прозрачности, от актуальной отчетности, от лучшего понимания отрасли намного перевешивают расходы.
- (M.T.) Очевидно, стандарт содержит очень многое. Если людям необходимо будет лучше в нем разобраться, если им понадобится помощь с внедрением стандарта – куда им обратиться?
- (D.S.) В процессе работы над стандартом мы собрали и разместили на сайте IASB много информации. Вся эта информация по-прежнему доступна в качестве отправной точки для понимания того, почему были приняты те или иные решения. Дополнительно, уже в процессе самой публикации стандарта мы разместили много дополнительных материалов, которые также доступны для лучшего понимания в процессе внедрения – начиная от крупных проектов до анализа полученных откликов, который объясняет решения на примере детальных элементов, использующихся в различных частях стандарта. Все эти материалы также доступны и сейчас в различных разделах на сайте для изучения. Мы даже запустили раздел на сайте исключительно по теме внедрения, чтобы регулярно обновлять и представлять там текущую информацию о наработках.
Кроме того, IASB собирается время от времени проводить вебинары и семинары по вопросам, которые, как мы ожидаем, будут задавать люди – вопросы, требующие расширенного применения суждений, и другие области, которые породят определенные обсуждения в процессе обдумывания формулировок стандарта – но также по вопросам, которые нам уже задают в процессе взаимодействия с заинтересованными участниками.
- (M.T.) …И, конечно, мы будем проводить специализированные мастер-классы и конференции в Амстердаме, Дубае и Торонто, детальную информацию о которых можно будет узнать на нашем сайте. Сью, помимо собрания Совета, этот месяц был также очень напряженным и по другим причинам. Во-первых, у нас была встреча попечителей?
- (S.L.) Да, попечители Фонда МСФО провели встречу в Токио буквально пару недель назад. Это были неплохие обсуждения, и в дополнение к этой встрече, как это часто бывает, мы провели мероприятие для стейкхолдеров, чтобы воспользоваться этой возможностью и увидеться с представителями сообщества МСФО в Японии. Мы это сделали вместе с японским Фондом стандартов финансовой отчетности и Советом по стандартам финансовой отчетности Японии. Обсуждали, как стандарты финансовой отчетности могут быть использованы в диалоге между составителями финансовой отчетности и людьми, которые ее используют, что является очень актуальной темой с учетом сегодняшнего нашего фокуса на коммуникациях.
Также в связи со встречей попечителей мы представили совместное с нашими японскими друзьями заявление, которое подтвердило общий курс на глобальные стандарты и поддержку японским компаниям с внедрением стандартов МСФО.
- (M.T.) Еще мы подписали MoU (Меморандум о взаимопонимании) со Всемирным банком в этом месяце?
- (S.L.) Да, для нас это очень важное соглашение, подтверждающее, что мы будем работать вместе с Всемирным банком над инициативами по оказанию поддержки развивающимся странам с внедрением наших стандартов. Это очень важное для нас партнерство.
- (M.T.) Спасибо, Сью, и спасибо, Дэррелл, за то что были сегодня с нами…