Тонкости классификации обязательств по IAS 1

IAS 1 Представление...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 22 Ноября 2021


По материалам: IFRS

В сегодняшней новости рассказывается о новых поправках к стандарту МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”, имеющих самое прямое отношение к классификации обязательств в качестве краткосрочных или же долгосрочных по новому, пока еще даже не вступившему в силу подходу. Давайте разберем по пунктам, в каком виде стандарт вступит в силу с 1 января 2024 года, а то и позднее: годовая отсрочка была предоставлена в связи с пандемией, но поскольку IASB вносит изменения “на ходу”, как не так давно было с IFRS 17 “Договоры страхования”, измененный вариант стандарта, скорее всего, задерживается. Впрочем, для тех, кто привык переходить досрочно, разница невелика.

Предыстория вопроса известна, и особо подробно останавливаться на ней смысла нет. Что именно Совет по МСФО предложил в качестве нового подхода к классификации обязательств, подробно разбиралось в статье от 24 января прошлого года. Среди прочего, в стандарте оговорили, как именно организации должны оценивать свои обязательства на соответствие ключевому условию (о праве отложить погашение еще, как минимум, на 12 месяцев после даты отчетности). В том числе это касалось ситуаций, когда само это условие зависит еще и от дополнительных условий – как пример, соблюдения определенных финансовых показателей - в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода.

Судя по всему, последний момент был не очень понят, потому что Комитет по Интерпретациям в конце прошлого года разъяснил, как именно применять новые принципы IAS 1 в специфических ситуациях, которые прислали ему на рассмотрение. Ключевой вывод там был следующий: организация должна классифицировать обязательства в качестве краткосрочных, если в текущих условиях на дату подготовки отчетности она бы не смогла выполнить дополнительного условия, и неважно, что проверка этого дополнительного условия произойдет позднее, уже после даты отчетности. Впрочем, сама постановка вопроса и описанные ситуации дали основание думать, что Совет по МСФО продумал не все, поэтому нужны дополнительные уточнения, которые вышли в пятницу.

Суть уточнений

Условия, выполнение которых требуется в какой-то момент в пределах 12 месяцев после окончания текущего отчетного периода, не влияют на классификацию обязательства сейчас - в конце данного отчетного периода, когда идет подготовка отчетности, и нужно принимать решение о классификации. Если говорить конкретно, то речь идет о параграфе 69 (d) МСФО 1, который гласит: “...у него нет безусловного права откладывать погашение обязательства в течении, как минимум, двенадцати месяцев после окончания отчетного периода (см. пункт 73). Сроки обязательства, которые могут, на усмотрение встречной стороны, привести к его погашению путем выпуска долевых инструментов, не влияют на его классификацию” (в этом случае принимается решение о классификации обязательства в качестве краткосрочного).

Еще одно новое требование: на балансе долгосрочные обязательства с дополнительными условиями (если делается выбор именно в пользу долгосрочных) нужно показывать отдельно от обязательств, не отягощенных ими. Это дополнительные требования из нового параграфа 76ZA по классификации.

Одновременно в примечаниях нужно будет предоставить пользователям отчетности дополнительную информацию, на основе которой те смогут оценивать риски досрочного погашения в течение 12 месяцев после даты отчетности, а конкретнее:

1) Сами условия - что они собой представляют, и на какую именно дату будет осуществляться проверка организации на соответствие им. С этой точки зрения, в случае если организация не соответствует условиям на дату отчетности, но все равно принимает решение отнести обязательство с дополнительными условиями к категории долгосрочных, риск досрочных выплат очень велик, если проверка на соответствие будет проведена в пределах нескольких дней после окончания текущего отчетного периода.

2) О риске теперь судить смогут пользователи отчетности, ведь факт соответствия или несоответствия условиям необходимо будет отразить в примечаниях. Новый параграф 72B теперь более четко рассказывает, что могут представлять собой такие дополнительные условия, определяющие способность организации отложить выплату по обязательствам еще на 12 месяцев. Здесь будут рассматриваться две категории дополнительных условий:

  • Определяющие, существует ли такое право в конце текущего отчетного периода (иллюстрируется далее в действующих параграфах 74-75), если соответствовать таким условиям, по соглашению, организация обязана еще до конца отчетного периода или на дату его завершения. При этом, если сама проверка на соответствие будет осуществляться уже после окончания отчетного периода, это ничего не меняет;
  • Никак не влияющие на такое право на конец отчетного периода, если выполнение дополнительного условия оговорено именно на какой-то момент в пределах 12 месяцев строго после завершения текущего отчетного периода.

3) Но даже если все выглядит “не очень”, организация еще может оправдать свое решение, объяснив в примечаниях, как именно она собирается обеспечить соблюдение дополнительных условий (пусть даже проверка их произойдет совсем скоро), если на дату отчетности она им не соответствует – это пункт (b) все того же нового параграфа 76ZA. Ситуации могут быть разные, и с помощью привлеченного вовремя финансирования можно будет даже в сжатые сроки поправить свое финансовое положение, обеспечив соответствие дополнительному условию.

Помимо дополнительных требований к раскрытию информации и отдельного представления долгосрочных обязательств на балансе, авторы новыми поправками уточняют кое-что еще, а именно:

  1. Обстоятельства, в которых организации не имеют права отложить погашение обязательства, как минимум, на 12 месяцев после даты отчетности. Новый параграф 72С оговаривает теперь, что такого права - согласно параграфу 69(d) - у организации нет в принципе, если обязательство может подлежать досрочному погашению по инициативе противоположной стороны соглашения или третьей стороны. Примером может быть кредит, погашаемый по требованию кредитора. Еще одной категорией возможных ситуаций, запрещающих составителям отчетности пользоваться логикой рассуждений 69(d), являются неопределенные будущие ситуации, которые не зависят от действий организации - например, когда обязательство представляет собой договор финансовой гарантии, или же это страховое обязательство.
  2. Обязательное ретроспективное применение сегодняшних поправок в соответствии со стандартом IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”, с возможностью делать это досрочно.
  3. Поправки должны вступить в силу еще, как минимум, на год позднее. Сроки определят после окончания консультационного периода, но это в любом случае не раньше 1 января теперь уже 2024 года.

На этом, по сути, все. Субъективно не видим особых причин для дополнительной отсрочки скорректированной еще год назад версии IAS 1, но авторам МСФО, безусловно, виднее.
Теги: классификация обязательств  IAS 1  IAS 8  МСФО 1  представление финансовой отчетности  классификация обязательств в качестве краткосрочных или же долгосрочных  Совет по МСФО  IASB  дата отчетности  Комитет по Интерпретациям  досрочное погашение  раскрытие