Выбор правильного стандарта UK GAAP. Ч.3: Учет правительственных грантов

IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрыт...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 13 ноября 2015

В третьей статье цикла зарубежный эксперт Хелен Ллойд анализирует учет правительственных грантов и различные возможности выбора для компаний среди стандартов FRS 102, FRS 105 для микропредприятий и МСФО

Автор: Хелен Ллойд (Helen Lloyd),

технический редактор (аудит и бухгалтерский учет), CCH, Wolters Kluwer

Источник: Accountancy Live


Учет правительственных грантов – это та область, где стоит ожидать наибольших различий в финансовой отчетности. Какие-то компании получают одноразовый грант на короткий проект, для других правительственные гранты являются составной частью их операций и неизменно входят в бизнес-планирование. Когда мы смотрим на разнообразие выборов, мы осознаем, как важно понимать, о чем говорит каждый отдельный стандарт GAAP.

Прежний UK GAAP

Согласно стандарту SSAP 4 “Учет правительственных грантов”, есть только одна модель их учета. Она основывается на методе начислений. Если говорить коротко, то она требует, чтобы гранты соотносились со связанными с ними расходами.

Этот стандарт четко дает понять, что учет будет прямолинейным, если грант прямо означает определенный расход, но даже если это и не так, все равно компании приучены смотреть на издержки, которые будут понесены, для того чтобы начали поступать платежи по гранту.

Таким образом, гранты признаются в том же периоде, что и связанные расходы. Если вдруг их получают до признания, они просто отражаются на балансе в качестве отложенного дохода. Единственный выбор возможен разве что тогда, когда гранты относятся на основные средства: здесь стандарт разрешает либо оставлять на балансе отложенный доход и списывать по мере амортизации актива, либо же производить взаимозачет против первоначальной балансовой стоимости актива.

Второй вариант будет иметь тот же самый эффект в терминах амортизации, однако он позволяет отразить чистую позицию по прибылям, убыткам и балансу. Впрочем, корпоративное законодательство Великобритании его не разрешает, поэтому на практике оказывается, что все всегда выбирают первый подход.


Новый UK GAAP – FRS 102

FRS 102 “Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Северной Ирландии” предлагает составителям отчетности выбор между моделью на основе начислений и моделью реализации (performance model). Сосуществование двух подходов – наследие истоков стандарта FRS 102, основанного, как известно, на МСФО для малых и средних предприятий.

Если говорить в общем, Совет по МСФО (IASB), когда разрабатывал свой стандарт, пытался упростить отчетность таким образом, чтобы сократить число возможных подходов и оставить самый простой из них. В данном случае в качестве такового была признана модель реализации (хотя в полном варианте МСФО она вообще была недоступна).

Британский же разработчик стандартов – Совет по финансовой отчетности (FRC) – рассудил, что модель реализации слишком плохо знакома как составителям, так и пользователям, поэтому добавил альтернативный вариант продолжения модели начислений, хотя сама по себе возможность выбора, по мнению некоторых, только добавляет сложности и снижает сопоставимость отчетности.

Модель с методом начислений имеет в своей основе тот же самый принцип, что и в старом стандарте UK GAAP, хотя здесь четко оговорено, что если грант представляет собой компенсацию за уже понесенные издержки, или же он присуждается в качестве финансовой поддержки организации без какой-либо связи с ее будущими расходами, все это немедленно признается в отчете о доходах.

Это единственное логическое умозаключения модели с методом начислений, игнорирующее, впрочем, возможность покрытия грантов, полученных в предыдущие периоды в попытке обеспечить ретроспективное соответствие. Если смотреть на балансовый отчет, то, опять-таки, видна главная идея признания отложенного дохода для величин, еще не ставших выручкой, однако стандарт идет на шаг дальше, запрещая взаимозачет против балансовой стоимости основных средств: аккуратный способ не отходить от требований действующего корпоративного законодательства.

Модель реализации, вместо того чтобы акцентировать внимание на моменте реализации затрат, смотрит на условия выполнения гранта. Если таких условий нет (так может быть, например, в ситуации, если это одноразовый грант на уже понесенные издержки, что означает, что связанные с ним обязательства уже были выполнены до момента присуждения), то в этом случае гранты признаются немедленно. Если такие условия все же есть, признание дохода откладывается, соответственно, до того момента, как обязательства будут выполнены.

Рассматривая то, как две модели приводят к разным результатам, можно легко вообразить, что получающая грант компания, чтобы иметь на него право, обязана будет управлять определенным оборудованием, скажем, в течение трехлетнего периода. Если речь идет о модели реализации, то все платежи, полученные за этот период, должны быть отложенными, поскольку тут значится только одно условие – “управляйте в течение трех лет”.

Однако по методу начислений выручка будет распределена равномерно по всему трехлетнему периоду, поскольку именно тогда и признаются издержки на управление оборудованием. Это различие будет иметь место вне зависимости от времени поступления денежных потоков по гранту.

Конечно, учет в отдельных случаях все же будет совпадать – например, если грант оговаривает реализацию в три стадии, и каждая стадия представляет собой год управления оборудованием. В этом случае, вероятно, выбор подхода не будет иметь разницы для конечного результата.


Новый UK GAAP – FRS 105

Были довольно интересные обсуждения по ходу работы над британским стандартом для микропредприятий, FRS 105. Основной принцип его создания заключался в упрощении, в том числе в плане ограничения выбора бухгалтерских подходов, где это только возможно.

В предварительном варианте стандарта обязательной сделали было модель реализации, однако это стало шоком для британских составителей отчетности, переходящих с прежних стандартов FRSSE (Стандарты финансовой отчетности для малых предприятий), где, напротив, только модель с методом начислений была разрешена.

Довольно удивительно было наблюдать, как в ответ на яростный протест разработчики сделали в финальной версии стандарта разворот на 180 градусов, и теперь там оговаривается только метод начислений. Иначе говоря, микропредприятие, впервые применяющее FRS 105, имеет возможность продолжать использовать метод начислений для учета правительственных грантов, как оно привыкло делать в FRSSE.

МСФО

Как и прежний стандарт UK GAAP, МСФО – конкретно, в виде IAS 20 “Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи” - разрешают только лишь метод начислений. И как прежний стандарт SSAP 4, МСФО разрешают отражать связанные с определенными активами гранты либо в виде отложенного дохода, либо проводить взаимозачет против балансовой стоимости актива. Опять-таки, это не несет особой пользы британским составителям отчетности, которым эта возможность все еще запрещена корпоративным законодательством. Однако для составителей отчетности за пределами Великобритании это, безусловно, альтернативная возможность, дающая больше гибкости.

Пример 1: Небольшая туристическая компания

Пусть T– небольшая компания, которая независимо управляет туристическими информационными киосками где-нибудь на юго-востоке Англии. Она получала гранты в прошлом, когда открывала новые офисы, и всегда при этом следовала требованиям SSAP 4 – иначе говоря, применяла метод начислений.

Но вот в 2015 году T получила новый грант, связанный с открытием еще одной точки. Ее обязанности просты: открыть новый киоск с персоналом следить, чтобы он был полностью обеспечен информационными брошюрами, хотя размер гранта таков, что он рассчитан на покрытие расходов в течение нескольких лет.

Если бы компания продолжила использовать метод начислений, выручка по гранту была бы признана отложенной и признавалась бы на основе наиболее достоверной оценки периода, в течение которого сумма будет полностью потрачена. Но вместо этого T решила перейти на FRS 102 и использовать модель реализации. Здесь компания сможет признать грант полностью в 2015 году, поскольку киоск ведь у нее уже открылся и работает, и все связанные с грантом обязательства выполнены.

Наилучший выбор: FRS 102

Пример 2: Очень маленький работодатель

“Mini Ltd” – это действительно очень маленький семейный бизнес в индустрии услуг, где числится только четверо сотрудников. Компания надеялась было использовать новый стандарт для микропредприятий FRS 105, как только он станет доступным, однако ее запал быстро охладили требования предварительного варианта этого стандарта - который, мы напомним, первоначально на обязательной основе требовал модель реализации. Это задержало бы признание дохода для “Mini”, которая часто получала гранты от правительства, направленные на стимулирование развития микропредприятий.

Поэтому компания начала планировать свой переход на FRS 102 с 2015 года, надеясь, что режим для малых предприятий к тому времени будет доступен (а он доступен – это, напомним, Секция 1A FRS 102 – GAAP.RU). Но когда выпустили окончательную версию FRS 105, оказалось, что разработчики передумали и теперь обязуют всех применять метод начислений.

Это оставляет “Mini” выбор между использованием FRS 105 или Секции 1A стандарта FRS 102 для малых предприятий, и в любом случае компания остается с предпочитаемой ею моделью на основе метода начислений. Поскольку компания не имеет планов расширения (так и запланировано, что она всегда останется семейным бизнесом), и поскольку управляют ею ее же владельцы (стало быть, доводить информацию до внешних пользователей через стандартные формы отчетности нужды нет), “Mini” решает остаться на FRS 105.

Наилучший выбор: FRS 105

______________________________________

*Более ранние материалы:

Теги: UK GAAP  учет правительственных грантов  гранты  FRS 102  FRS 105  микропредприятия  МСФО  финансовая отчетность  правительственные гранты  SSAP 4  метод начислений  отложенный доход  основные средства  корпоративное законодательство  взаимозачет  модель