Менеджмент роста: мы умрем последними

Стратегическое управление

Автор:
Опубликовано: 20 сентября 2010

Менеджмент роста: мы умрем последними

Слова генерального директора ОАО «Завод турбинных лопаток» Александра Петровича Балашова: «Мы умрем последними» – наверно наиболее яркое высказывание в более, чем 20 проведенных нами интервью. Эти слова отражают позицию руководителей успешных компаний и текущее положение дел в этих компаниях: они стабильны, имеют хорошие финансовые показатели, смогли структурировать систему оперативного управления предприятием. Они успешны в текущий момент и понимают это. Они знают, что, если что-то и произойдет в этой стране, они будут последними, кто уйдет с рынка.

Выбор модели роста или почему нужна стратегия.

Возвращаясь к вопросу стабильности успешных компаний, необходимо подчеркнуть, что основным фактором, который свидетельствует об этом является то, что приоритеты и задачи, решение которых зависит от первых лиц компании, существенно изменились в сравнении с теми, которые стояли в середине 90х, когда проводилось первое исследование «Менеджмент роста». Тогда, 5 лет назад, стратегия менеджеров успешных компаний включала 5 основных элементов: наведение порядка, идентификация своего продукта, налаживание каналов сбыта, осовременивание управления, создание внутрифирменной системы мотивации людей. В новое столетие успешные российские компании вошли с принципиально другими проблемами и задачами, имеющими, прежде всего, стратегический характер. Базой для их решения является стабильно функционирующая компания, что можно рассматривать как базовый критерий успешности.

Однако, необходимо четко понимать, что думать о стратегии и иметь разработанную стратегию, а тем более реализовывать ее – принципиально разные вещи. Парадоксально, но наша первоначальная гипотеза о наличии долгосрочной стратегии развития у успешных компаний абсолютно не подтвердилась. Компании имеют четкий план развития бизнеса на 1 год, но что касается более долгосрочной перспективы, то в лучшем случае компании имеют укрупненные цели бизнеса на период до 5 лет. Компании находятся на перепутье, а отсутствие стратегических ориентиров – основная угроза, которая может осложнить развитие бизнеса успешных компаний.

Причиной такого положения является недооценка большинством компаний, даже экспортоориентированных, угроз со стороны иностранных конкурентов. «Спокуха лягуха – болото будет наше» – очень точно передает настрой руководителей большинства успешных компаний. Недооценка фактора выравнивания в среднесрочной перспективе внутренних цен на ресурсы в соответствии с мировыми, приводит к тому, что абсолютное большинство руководителей компаний говорят о том, что «хоть чуть-чуть, но наша продукция будет дешевле». Таким образом, основным фактором конкурентоспособности рассматривается более низкая цена российских товаров, причем это относится не только к продукции, например, промышленных компаний, но и к потребительским товарам, для которых бренд, а не цена играет первостепенную роль.

Следствием нормализации ситуации внутри успешных компаний и стабилизации внешней среды явилось понимание того, что нужно изменяться, чтобы успешно развиваться и далее, появилась осознанная потребность в стратегии, как некоторой последовательности действий для достижения конечной цели.

Успешные компании отличает то, что, работая даже только на российском рынке, руководство компаний начинает мыслить глобально, рассматривая свой бизнес в контексте мирового рынка. Поиск логики бизнеса – еще одна отличительная черта успешных. Сравнение себя с наиболее успешными мировыми аналогами, пока еще не вошло в повседневную практику оптимизации собственного бизнеса для этих компаний, но они все чаще обращают свои взгляды на запад в поисках некой оптимальной конфигурации собственного бизнеса. Основной задачей в данном случае является создание гибкой структуры и системы управления компанией. Задача эта вдвойне актуальна в России с относительно высокой неопределенностью внешней среды, относительно высокими политическими и экономическими рисками, что предъявляет повышенные требования к адаптивности бизнеса. Поэтому вдвойне странно констатировать отсутствие формализованной (реализуемой) стратегии у успешных компаний. Стратегия – это инструмент, востребованность которого повышается пропорционально уровню неопределенности среды, в которой работает компании. Логика здесь такова: прогнозируя развитие компании, мы прогнозируем возможные сценарии развития ситуации на рынке, соответственно, заранее прорабатываем возможные контрмеры, что, соответственно, повышает определенность. Поэтому странно было слышать от руководителей успешных компаний слова о том, что они не могут создавать и реализовывать планы компании более, чем на 1 год из-за высокой неопределенности внешней среды.

Между Востоком и Западом.

Руководители успешных российских компаний четко понимают место своих компаний в мировом бизнесе, позиционируя свой бизнес где-то между странами ЮВА и Западной Европой и США. Они говорят, и совершенно обосновано, что уровень технологий в России пока выше чем в Китае, но они существенно отстали от стран запада. С другой стороны, имея ценовое преимущество перед компаниями из Европы и США, они также существенно проигрывают в цене производителям из ЮВА. Стремление занять нишу недорогой и качественно продукции – основная бизнес задача этих компаний в среднесрочной перспективе. При этом существует понимание и того, что в долгосрочной перспективе цена, как основной фактор конкурентоспособности российских компаний, сойдет на нет, поэтому компании уже сейчас заняты поиском источников долгосрочных конкурентных преимуществ.

Многие компании, активно работая с западными партнерами, решают задачи внедрения формальных международно-признанных процедур, например, сертификация по ISO, получение различных отраслевых сертификатов качества. Подход к внедрению данных процедур исключительно прагматический – они позволяют постепенно, шаг за шагом, выходить на новые географические рынки, увеличивать свою долю на существующих рынках, добиваться повышения уровня доверия у партнеров.

Желание работать на новых рынках, поиск источников долгосрочных конкурентных преимуществ приводит к тому, что появляется потребность в менеджерах, имеющих опыт управления в крупных международных компаниях, готовых принимать сложные решения и организовывать персонал для решения сложных задач работы на мировом рынке. Но с другой стороны, осознанная потребность не всегда приводит к найму таких специалистов: очень в ограниченном количестве случаев в результате сравнения «цена-качество» на работу привлекается «международный» менеджер. Более традиционная ситуация, когда проблема нехватки международного опыта решается через привлечение в совет директоров / наблюдательный совет иностранных представителей. Другой вариант – обучение собственных специалистов.

Между предприятием и компанией.

Всех руководителей успешных компаний, с которыми были проведены интервью, условно можно разделить на две группы: тех, кто «думает от прошлого» и кто «думает от будущего» или «что я могу сделать, исходя из того, что у меня есть» и «что мне нужно сделать для того, чтобы стать тем, кем я хочу быть». К первой группе относятся компании, созданные на базе «советских-российских» промышленных предприятий, ко второй – компании, появившиеся в 90х годах. Вторую группу компаний отличают амбициозные цели и отсутствие привязанности к собственной производственной базе.

Несмотря на расхожее мнение о недостатке финансовых ресурсов для реализации разнообразных проектов и развития бизнеса, успешные компании не испытывают подобных проблем. Для них данная проблема – это проблема интересных и перспективных идей, под которые они способны привлекать финансовые ресурсы в необходимом количестве.

Таким образом, стремление к изменениям и росту, ставка на достижение амбициозных целей, поступательное движение в достижении целей, четкое понимание своей текущей и будущей конкурентной позиции, а в общем – формулирование и реализация собственной стратегии бизнеса – то, что позволяет успешным говорить о том, что «мы умрем последними».


Автор:

 

Все статьи цикла «Управление производством: реализация стратегии бизнеса»

(состоит из 10 статей)

Производственный менеджмент – это стратегия в действии (16 сентября 2005)

Эффективное производство обеспечивает устойчивую прибыльность (16 сентября 2005)

Показатели эффективности производства: в чем заключается совершенствование? (16 сентября 2005)

Совершенствование производственных процессов: принципы управления (16 сентября 2005)

Производственная стратегия – это наращивание возможностей на выбранных направлениях (16 сентября 2005)

Совершенствование систем управления: хирургия или терапия? (20 сентября 2010)

Менеджмент роста: мы умрем последними (20 сентября 2010)

Особенности управления Малых Многопрофильных Корпораций (20 сентября 2010)

Как реализовать бенчмаркинговый проект в вашей компании (20 сентября 2010)

Прогноз долгосрочной конкурентной позиции компании как основа принятия стратегических решений (20 сентября 2010)