Общие выводы

Управление качеством
Источник: по результатам исследования Ассоциации менеджеров "Управление качеством в российских компаниях", апрель 2003 г
Опубликовано: 16 сентября 2005

Общие выводы

Результаты исследования, представленные выше, позволяют сделать ряд предварительных выводов относительно состояния и перспектив управления качеством на российских компаниях:

  1. Подавляющим большинством директоров задача повышения качества осознана достаточно глубоко. При этом ключевая связка между качеством продукции и результатами деятельности лежит через более полное удовлетворение запросов покупателей и – таким образом – повышение привлекательности своей продукции и усиление конкурентной позиции. Практически общепризнанной в российской деловой среде можно считать тот факт, что управление качеством не может эффективно осуществляться как «побочный продукт» реализации других управленческих задач (функций менеджмента), а требует создания отдельно выделенного направления управления.
  2. В то же время участники исследования пока еще рассматривают управление качеством как отдельный процесс небольших изменений, концентрирующихся в первую очередь на собственно технологическом качестве производимой продукции, без пересмотра всего механизма функционирования компаний. В этом смысле российские менеджеры пока еще не готовы реализовывать идеологию Total Quality Management, требующую полного пересмотра способов функционирования компании на основе повышения качества всех реализуемых процессов.
  3. Исследование выявило серьезные региональные и отраслевые различия в подходах к проблеме управления качеством. Наиболее важным фактором, определяющим эти различия, является степень конкуренции на соответствующих отраслевых или региональных рынках, которая, в свою очередь, в значительной степени остается «наследником» той производственно-технологической структуры, которая сложилась еще во время плановой экономики.
  4. «Центром заинтересованности» в вопросах качества в большинстве компаний является вся управленческая команда в целом. Ее члены также разделяют ответственность за этот процесс. Внешняя помощь, в которой они в наибольшей степени нуждаются – это специализированное консультирование.
 

Все статьи цикла «Исследование "Российский бизнес под знаком качества"»

(состоит из 5 статей)

Управление качеством в мировой практике (16 сентября 2005)

Специфика систем управления качеством в России (16 сентября 2005)

Управление качеством – результаты исследования (16 сентября 2005)

Общие выводы (16 сентября 2005)

Второе рождение фирмы или внедрение системы TQM (16 сентября 2005)