Общие выводы
Результаты исследования, представленные выше, позволяют сделать ряд предварительных выводов относительно состояния и перспектив управления качеством на российских компаниях:
- Подавляющим большинством директоров задача повышения качества осознана достаточно глубоко. При этом ключевая связка между качеством продукции и результатами деятельности лежит через более полное удовлетворение запросов покупателей и – таким образом – повышение привлекательности своей продукции и усиление конкурентной позиции. Практически общепризнанной в российской деловой среде можно считать тот факт, что управление качеством не может эффективно осуществляться как «побочный продукт» реализации других управленческих задач (функций менеджмента), а требует создания отдельно выделенного направления управления.
- В то же время участники исследования пока еще рассматривают управление качеством как отдельный процесс небольших изменений, концентрирующихся в первую очередь на собственно технологическом качестве производимой продукции, без пересмотра всего механизма функционирования компаний. В этом смысле российские менеджеры пока еще не готовы реализовывать идеологию Total Quality Management, требующую полного пересмотра способов функционирования компании на основе повышения качества всех реализуемых процессов.
- Исследование выявило серьезные региональные и отраслевые различия в подходах к проблеме управления качеством. Наиболее важным фактором, определяющим эти различия, является степень конкуренции на соответствующих отраслевых или региональных рынках, которая, в свою очередь, в значительной степени остается «наследником» той производственно-технологической структуры, которая сложилась еще во время плановой экономики.
- «Центром заинтересованности» в вопросах качества в большинстве компаний является вся управленческая команда в целом. Ее члены также разделяют ответственность за этот процесс. Внешняя помощь, в которой они в наибольшей степени нуждаются – это специализированное консультирование.