Взаимодействие внутреннего аудита с Правлением (Советом директоров)

Практические материалы с конференций по аудиту

Автор:
Источник: Аналитические материалы со III-й Конференции стран СНГ "Аудит и контроллинг в банках" - 2005
Опубликовано: 12 октября 2005

В украинской банковской практике внутренний аудит появился на основании ведомственной (внутрихозяйственной) ревизии. До 1987 года банковская деятельность считалась низко рисковой сферой и внутренний контроль деятельности банков осуществлялся контрольно-ревизионными службами. В рыночных условиях эффективность данных служб существенно понизилась из-за возросших банковских рисков, связанных в первую очередь с эффективностью управления ресурсами. Фактически постепенное развитие контрольно-ревизионных служб привело к трансформации их в службы внутреннего аудита. Внутренний аудит предусматривает качественно новый вид внутреннего контроля, и он принципиально отличается от внутренней ревизии, понятие аудита значительно шире понятия ревизии. Аудиторы, естественно, используют методы ревизии, однако, не должны ограничиваться последней.
Целью ревизии является выявление и локализация операционных ошибок и недостатков, фактов хищений и злоупотреблений. Аудит же направлен на оценку различных банковских операций и систем контроля для определения и оценки степени риска и предотвращения убытков банка как в результате операционных ошибок, хищений и злоупотреблений, так и из-за неэффективного управления деятельностью банка.
По своей сути ревизия является базовым аудитом, так как осуществляет документальную проверку соответствия учетных реестров финансовым отчетам (аналитический и синтетический учет).
По своей сути внутренний аудит направлен на реализацию стратегических целей банка – достижение поставленных акционерами банка задач при соблюдении установленных степеней риска, исполнения законодательных и нормативно-правовых актов.
Таким образом, внутренний аудит фактически при проведении аудиторских проверок определяет наличие существующих и потенциальных рисков в организации банковской деятельности. То есть, выявляет недостатки в системе управления и контроля банка, созданной Правлением. Именно в этом и состоит проблема взаимодействия внутреннего аудита и Правления. Являясь органом управления банка, Правление принимает на работу аудиторов, обеспечивает их материально-технической базой, принимает решение о материальном поощрении, участии в социальных программах и прочее. В то же время результаты деятельности Правления оцениваются Наблюдательным Советом банка с учетом выводов и отчетов внутренних аудиторов. Налицо наличие конфликта интересов.
Актуальность данной проблемы прослеживается в изменении законодательства, регулирующего взаимоотношения внутреннего аудита и правления банков. Так, в первом нормативном акте, регулирующем организацию внутреннего аудита («Положення про організацію внутрішнього аудиту в комерційних банках України» від 20.03.98 №114), было регламентировано подчинение внутреннего аудита «как правило, непосредственно Совету банка».
20.07.99 определено подчинение Правлению банка и Наблюдательному Совету по вопросам, касающимся стратегических направлений развития банка («Методичні вказівки щодо застосування стандартів внутрішнього аудиту в банках України» від 20.07.99).
07.12.2000 установлена подчиненность Правлению банка (Закон про банки та банківську діяльність від 07.12.2000).
05.06.2003 регламентировано подчинение внутреннего аудита Наблюдательному Совету банка (Закон про банки та банківську діяльність від 07.12.2000 зі змінами та доповненнями).

Изменения подчиненности внутреннего аудита также влияли на признание затрат на его содержание в налоговом учете.
Отсутствие последовательности в законодательной регламентации организации внутреннего аудита, исторически сложившееся восприятие задач аудита лишь как ревизионных приводило к занижению статуса внутреннего аудита, ограничению его функций.
За последние два года Национальный банк Украины проводил ряд семинаров, круглых столов, конференций, направленных на осознание важности и роли внутреннего аудита, его статуса.
Сотрудничество Правления и внутреннего аудита, рассмотрение результатов проверок, оперативное и адекватное принятие мер приводят к повышению качества управления банком, минимизации рисков, увеличению доходности и конкурентоспособности. Существует взаимная зависимость:

  • адекватное восприятие важности работы внутреннего аудита Правлением способствует улучшению его деятельности, а соответственно, и положительной оценки Наблюдательным Советом
  • в свою очередь, учитывание рекомендаций внутреннего аудита Правлением свидетельствует о важности работы внутреннего аудита и его оценке Наблюдательным Советом

Взаимоотношения Правления и внутреннего аудита определяет орган управления – Наблюдательный Совет.

Автор: