4-й этап. Анализ положения компании – оценка ее относительной силы и устойчивости

Стратегическое управление
Опубликовано: 16 сентября 2005

Процесс развития стратегии.

4-й этап. Анализ положения компании – оценка ее относительной силы и устойчивости.

Данный материал является материалом из книги «MBA Краткий Курс» , Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг., 2000 г. Издательства «Олимп-Бизнес».

Оценка конкурентных позиций фирмы в отрасли объединяет результаты анализа отрасли, положения фирмы и ее конкурентов. При этом важно отчетливо определить текущее положение компании в отрасли, имея в виду как ее финансовые результаты, так и стратегию. Результаты, полученные на предыдущих этапах стратегического анализа, могут дать новое понимание силы и слабости компании относительно других участников отраслевого рынка.

Поскольку существует явная тенденция к образованию сетей фирм, может потребоваться оценка относительных позиций их участников. Следующий шаг – анализ кооперативных действий – нужен, чтобы понять, как можно с помощью совместных усилий, таких как более тесное сотрудничество, обмен информацией или изменение процессов, скорректировать слабости сети и достичь улучшения координации или сокращения расходов.

Очень важно на этой стадии анализа выйти за рамки того, что есть, и рассмотреть будущую устойчивость конкурентных преимуществ фирмы (или сети). Никакой оглушительный успех не гарантирует будущего. Полным?полно примеров того, как оказываются уязвимыми самые бесспорные отраслевые лидеры: Fairchild в полупроводниках, Kodak в производстве фото? и кинопленки, Caterpillar в производстве землеройной техники. Со временем новая продукция и услуги становятся распространенными и привычными, они легко воспроизводятся или относительно обесцениваются новейшими изобретениями. Без инвестиций и модернизации прибыльность компании непременно упадет, потому что ее конкуренты не прекратят вкладывать деньги в свое дальнейшее развитие.

Таблица 13.3. Динамика конкурентной борьбы: удачные ходы и слабые тактические решения

Удачные ходы Слабые тактические решения
Конкурентам трудно их повторить:
— их компании это обойдется дороже
Просто увеличить расходы на рекламу:
— легко повторить
— не произведет впечатления на конкурентов
Использование возможностей вашей компании Снижение цен компанией с высокой
себестоимостью продукции:
— дает преимущество конкурентам с низкой себестоимостью продукции
— обостряет соперничество, провоцирует войну цен
Укрепление или сохранение отраслевой структуры Ломка отраслевой структуры
Нацеленность на незанятые позиции Копирование действий конкурентов
Опережение конкурентов

Адекватный ответ (око за око)
Подача ясного сигнала
Определенное и убедительное решение, которое:
— трудно отменить
— выглядит убедительно для всех
Попытка влиять на конкурентов после того, как они приняли решение:
— провоцирует конкурентов
— порождает эмоциональную реакцию

Вообще говоря, можно выделить четыре источника угрозы процветанию компании: имитация ее продукции другими компаниями, переключение потребителей на субституты, перехват ее прибыли поставщиками или потребителями продукции и сокращение прибыли из?за роста расходов на заработную плату или перераспределения доходов между партнерами5.


Книгу «МВА Краткий Курс» можно заказать здесь

 

Все статьи цикла «Стратегия: определение конкурентных преимуществ и их развитие»

(состоит из 10 статей)

Что такое стратегия? (16 сентября 2005)

Процесс развития стратегии (16 сентября 2005)

1-й этап. Отраслевой анализ – прибыльность сегодня и завтра. Факторы отраслевой прибыльности (16 сентября 2005)

2-й этап. Позиционирование – источник конкурентного превосходства. Ценовое лидерство: равное качество по более низким ценам. Дифференциация: превосходное качество по повышенной цене. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества (16 сентября 2005)

3-й этап. Анализ прошлой деятельности конкурентов и прогноз на будущее. Что подлежит учету при анализе деятельности конкурентов? (16 сентября 2005)

4-й этап. Анализ положения компании – оценка ее относительной силы и устойчивости (16 сентября 2005)

5-й этап. Анализ возможностей – обзор новых групп потребителей и направлений развития (16 сентября 2005)

6-й этап. Оценка будущих возможностей (16 сентября 2005)

7-й этап. Выбор стратегии – позиционирование, отсечение вариантов, согласование выбранных направлений (16 сентября 2005)

Стратегия: предначертанность или гибкость? (16 сентября 2005)