Что такое стратегия?

Стратегическое управление
Источник: Данный материал является материалом из книги "MBA Краткий Курс" , Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг., 2000 г. Издательства "Олимп-Бизнес".
Опубликовано: 16 сентября 2005

Стратегия: определение конкурентных преимуществ и их развитие.

Что такое стратегия?

Данный материал является материалом из книги «MBA Краткий Курс» , Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг., 2000 г. Издательства «Олимп-Бизнес».

Главной целью компании является получение устойчиво высокого дохода на вложенный капитал. Чтобы прибыльность вложений была выше, чем у конкурентов, конкурентное преимущество над ними должно быть устойчивым; иными словами, качество предоставляемых потребителям товаров и услуг должно быть выше. Чтобы прибыльность стала устойчивой, нужно вкладывать в развитие производственных возможностей, обеспечивающих сохранение конкурентного превосходства на будущее. Стратегия, таким образом, зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире1.

Стратегия, в сущности, – это определение того, как фирма участвует в конкуренции (см. врезку «Что такое стратегия?»). Стратегия создает отраслевые позиции фирмы и обеспечивает внутреннюю согласованность ее политики, нацеленной на достижение этих позиций. Стратегия – это не детальный план, описывающий, что именно будет делать компания. Стратегия определяет направление развития и фиксирует то, чего именно компания не будет делать.

В процессе разработки стратегии возникает представление о том, как можно добиться устойчивого конкурентного превосходства. Задача стратегического планирования – дать менеджерам новое видение реальности, имеющихся опасностей и возможностей, выработать новое понимание существенных факторов конкуренции. Во врезке «Три уровня стратегии: корпоративная, конкурентная, функциональная» дано определение этих трех уровней.

Что такое стратегия?

Майкл Э.Портер считает, что стратегия заключается в создании позиции, в отказе от некоторых видов деятельности и согласовании выбранных направлений деятельности:

  • Стратегия – это создание уникальной и выгодной позиции, включающей ряд направлений деятельности.
  • Стратегия – это отказ от некоторых видов деятельности. Стратегия определяется решениями о том, чего компания делать не намерена.
  • Стратегия – это согласование выбранных направлений деятельности.

Источник: Porter M.E. What is Strategy? // Harvard Business Review, 1996, November-December, p.62.


Три уровня стратегии: корпоративная, конкурентная, функциональная

Стратегию компании можно рассматривать на трех уровнях: корпоративная стратегия, или стратегия совокупности направлений бизнеса; конкурентная стратегия, или стратегия по отдельным направлениям бизнеса; функциональная стратегия, или стратегия внутри какого?либо направления бизнеса. Данная глава посвящена рассмотрению конкурентной стратегии. Функциональные стратегии обсуждались в главах 7, 8 и 9.

  • Корпоративная стратегия – это определение ценностей фирмы, находящих выражение в финансовых и других целях. Она покоится на выявлении, создании или приобретении ключевых ресурсов и производственных возможностей и влечет за собой решения о том, в каких отраслях фирма намерена конкурировать и как будут связаны между собой разные направления бизнеса. Корпоративная стратегия устанавливает порядок распределения ресурсов между разными направлениями бизнеса, и в силу этого возникает ясность, что следует делать, а от чего нужно отказаться.
  • Конкурентная стратегия определяет то, как компания намерена конкурировать в определенной отрасли. Конкурентная стратегия заключается в том, каким образом компания создает себе выгодное положение в отрасли. Сюда входит определение (явное или неявное) группы потребителей, на которых нацелена компания, и методов продвижения к ним товаров и услуг. Но конкурентная стратегия есть нечто большее, чем видение потребителей и методов маркетинга. Это также комбинация определенных видов деятельности и процессов, которые позволят фирме привлечь и удержать намеченную группу клиентов. Таким образом, стратегия предполагает и согласование различных направлений деятельности компании, благодаря которому все предпринимаемые усилия служат последовательному укреплению потенциальных преимуществ компании на рынке.
  • Функциональные стратегии – маркетинговая стратегия, финансовая, производственная, технологическая и стратегия исследований и разработок – усиливают конкурентную стратегию компании и определяют виды деятельности и процессы, позволяющие извлекать из них пользу. Подробное описание и анализ функциональных стратегий помогают выяснить, как и в какой степени они соответствуют конкурентной, и дают возможность сосредоточиться на координации различных функций.

Книгу «МВА Краткий Курс» можно заказать здесь

 

Все статьи цикла «Стратегия: определение конкурентных преимуществ и их развитие»

(состоит из 10 статей)

Что такое стратегия? (16 сентября 2005)

Процесс развития стратегии (16 сентября 2005)

1-й этап. Отраслевой анализ – прибыльность сегодня и завтра. Факторы отраслевой прибыльности (16 сентября 2005)

2-й этап. Позиционирование – источник конкурентного превосходства. Ценовое лидерство: равное качество по более низким ценам. Дифференциация: превосходное качество по повышенной цене. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества (16 сентября 2005)

3-й этап. Анализ прошлой деятельности конкурентов и прогноз на будущее. Что подлежит учету при анализе деятельности конкурентов? (16 сентября 2005)

4-й этап. Анализ положения компании – оценка ее относительной силы и устойчивости (16 сентября 2005)

5-й этап. Анализ возможностей – обзор новых групп потребителей и направлений развития (16 сентября 2005)

6-й этап. Оценка будущих возможностей (16 сентября 2005)

7-й этап. Выбор стратегии – позиционирование, отсечение вариантов, согласование выбранных направлений (16 сентября 2005)

Стратегия: предначертанность или гибкость? (16 сентября 2005)