Стратегия: предначертанность или гибкость?

Стратегическое управление
Опубликовано: 16 сентября 2005

Стратегия: предначертанность или гибкость?

Данный материал является материалом из книги «MBA Краткий Курс» , Роберт Ф. Брунер, Марк Р. Икер, Р. Эдвард Фримен, Роберт Е. Спекман, Элизабет О. Тайсберг., 2000 г. Издательства «Олимп-Бизнес».

Достаточно давно ведутся споры о том, что является сущностью стратегии – предначертанность или гибкость. С одной стороны, стратегия предполагает определенные обязательства, а потому принимайте решения осмотрительно. Стратегия действительно предполагает принятие определенных обязательств, но смысла в этой рекомендации столько же, сколько в совете «покупай дешевле, продавай дороже». Здесь нет ответа на вопрос, как обеспечить осмотрительность решений.

С другой стороны, в изменчивом мире стратегия требует гибкости, поэтому сохраняйте открытость. Стратегия действительно требует гибкости, но смысл этого совета примерно тот же, что у рекомендации «не рискуй». Нельзя сохранять возможность любых решений и выборов. Нужно понять, от каких возможностей можно отказаться.

Стратегия действительно требует сочетания гибкости и обязательств. Конфликт между этими характеристиками исчезнет, если осознать, что компания должна делать инвестиции сегодня (обязательства и предначертанность), чтобы создать возможности (гибкость), позволяющие ей преуспеть в изменчивом и неопределенном будущем. Стратегия – это выбор производственных и функциональных возможностей, в которые следует инвестировать, и видов инвестиций, от которых следует отказаться. Жизненно важное значение имеет устремленность на цели, составляющие основу конкурентного превосходства. Эти цели указывают направление стратегического позиционирования, которое невозможно заранее наметить или запланировать. Принимаемые на этом пути решения определяются их согласованностью с основными целями. Это означает, что наши цели должны четко определять, чем именно компания отличается от своих конкурентов, а не просто превозносить «высокое качество», «квалифицированное руководство» или другие звучные, но расплывчатые цели.

Гибкость создается инвестициями в развитие возможностей, которых не будет у других компаний, не сумевших вовремя сделать аналогичные капиталовложения. Например, своевременные вложения в производственную линию позволяют впоследствии расширять и совершенствовать ее. Своевременные вложения в новые технологии дают возможность использовать их в будущем или применять эффективнее (дешевле), чем конкуренты. Благодаря своевременным вложениям в совершенствование организационной структуры компания через некоторое время сможет управлять своей деятельностью таким образом, который недоступен для конкурентов.

Короче говоря, сама по себе гибкость не образует стратегической позиции, но инвестиции в развитие функциональных и производственных возможностей позволяют гибко реализовать стратегию в нашем изменчивом мире. Эти инвестиции определяют способность фирмы поддерживать свое конкурентное превосходство. Гибкость и открытость к будущим путям развития создаются стратегическими инвестициями, которые позволяют достигать результатов, определяемых стратегическими целями компании. Так что нет смысла, да и нежелательно, держать открытыми все функциональные и производственные возможности развития. Стратегия должна развивать те из них, которые обеспечивают создание ценностей для своих потребителей. А они, в свою очередь, также подвержены изменениям.


Книгу «МВА Краткий Курс» можно заказать здесь

 

Все статьи цикла «Стратегия: определение конкурентных преимуществ и их развитие»

(состоит из 10 статей)

Что такое стратегия? (16 сентября 2005)

Процесс развития стратегии (16 сентября 2005)

1-й этап. Отраслевой анализ – прибыльность сегодня и завтра. Факторы отраслевой прибыльности (16 сентября 2005)

2-й этап. Позиционирование – источник конкурентного превосходства. Ценовое лидерство: равное качество по более низким ценам. Дифференциация: превосходное качество по повышенной цене. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества (16 сентября 2005)

3-й этап. Анализ прошлой деятельности конкурентов и прогноз на будущее. Что подлежит учету при анализе деятельности конкурентов? (16 сентября 2005)

4-й этап. Анализ положения компании – оценка ее относительной силы и устойчивости (16 сентября 2005)

5-й этап. Анализ возможностей – обзор новых групп потребителей и направлений развития (16 сентября 2005)

6-й этап. Оценка будущих возможностей (16 сентября 2005)

7-й этап. Выбор стратегии – позиционирование, отсечение вариантов, согласование выбранных направлений (16 сентября 2005)

Стратегия: предначертанность или гибкость? (16 сентября 2005)