Что нового нам приготовил Совет по МСФО?

Обзор МСФО
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 6 Марта 2020


По материалам: IFRS

После проведенного в феврале заседания председатель IASB Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) и вице-председатель Сью Ллойд (Sue Lloyd) рассказали об основных проектах, которые удалось в этот раз обсудить. Среди них – один из входящих в общую тему “Инициатива по раскрытиям”, объединение бизнеса под общим контролем, IBOR (“Фаза 2”) и изменения к IFRS 17.


“Инициатива по раскрытиям”

Тем, кто мог забыть за последние два года, которые данный проект уже находится в работе, Ханс Хугерворст напоминает, что “Инициатива по раскрытиям” направлена на улучшение качества раскрываемой в отчетности финансовой информации. В свое время к запуску проекта подтолкнули три основные причины: 1) высказанное инвесторами ощущение, что в данный момент полезной информации в отчетности просто недостаточно, 2) наличие слишком большого числа ошибок, и 3) довольно часто – просто неэффективное доведение этой информации до сведения тех, кому она предназначена.

В прошлом месяце Совет по МСФО отдельно рассмотрел два проекта в рамках “Инициативы…”, а именно:

  1. Изменения в учетных политиках, и
  2. Целевые изменения в требованиях к раскрытию информации в отдельных стандартах

В рамках целевых изменений в требованиях к раскрытию информации в отдельных стандартах члены Совета по МСФО продолжили обсуждать специфические цели раскрытия информации о причинах изменения справедливой стоимости. Напомним, что наряду с IAS 19 “Вознаграждения работникам”, IFRS 13 “Измерение справедливой стоимости” – один из тех немногочисленных пока стандартов, на примере которых IASB решил заняться пересмотром требований к раскрытию информации. При этом он решил пересмотреть три предварительных решения, которые публиковались как раз по этой теме в сентябре и ноябре прошлого года. Для примера:

  • Совет по МСФО потребует от организаций следовать определенным целям раскрытия информации, которые позволят пользователям отчетности понимать существенные факторы, ставшие причиной изменения справедливой стоимости в течение отчетного периода.
  • Для этого организациям придется показывать реконсиляции справедливой стоимости от значения ее на балансе открытия к ее значению на балансе закрытия, если речь идет об изменениях значения справедливой стоимости 3 уровня иерархии.
  • Дополнительные объяснения существенных причин изменения справедливой стоимости помимо тех, что классифицированы в 3 уровне иерархии (предыдущий случай) - желательно, но при этом необязательно раскрывать, чтобы выполнить основную задачу по раскрытиям.

По словам Сью Ллойд, Совет приближается к завершению своей работы здесь, и уже скоро можно будет ожидать выхода предварительного варианта изменений.

К той же самой общей группе проектов по улучшению раскрытий стоит причислить и “Дочерние предприятия категории малых и средних”. Более детально он обсуждался на январском заседании, и вот этот проект недавно был добавлен в план работы, поэтому сегодня IASB уже трудится над новым стандартом.

Что касается темы изменений в учетной политике, то в феврале члены Совета по МСФО встретились, чтобы обсудить комментарии, присланные на предложенные в прошлом году поправки к IAS 1 “Представление финансовой отчетности” и Практическому руководству PS 2 “Вынесение суждений о существенности”. Сегодняшние раскрытия учетной политики вызывают много нареканий: пользователи отчетности называют из излишне длинными, к тому же выполненными по шаблону, а значит - не дающими конкретной информации об организации. В целом мировое бухгалтерское сообщество поддержало предложения разработчиков о принуждении компаний к раскрытию существенных учетных политик в своей отчетности вместо значительных (речь там шла о замене одного технического термина на другой, который, в отличие от первого, имеет обоснование в “Концептуальных основах МСФО”). Кроме того, оно положительно отнеслось к идее добавления иллюстративных примеров к Практическому руководству по теме существенности

Никаких решений в этот раз не принималось, но отзывы будут далее обсуждаться по ходу будущих заседаний. Для этого техперсонал попросил перечислить те комментарии, которые оказались самыми интересными, чтобы поработать с ними плотнее.

Объединение бизнеса под общим контролем

Объединение бизнеса под общим контролем давно находится в работе у IASB. В этот раз в зону особого внимания разработчиков МСФО попала информация, которую должны раскрывать в своей отчетности организации-приобретатели. Согласно предварительному общему мнению членов Совета, если организация в своем учете использует метод приобретения - наряду с так называемым “predecessor approach”, это один из двух методов, которые были согласованы по ходу более ранних заседаний еще в прошлом году - в этом случае ей следует применять все требования к раскрытию информации из IFRS 3 “Объединение бизнеса”, поскольку это будут раскрытия, как если бы речь шла о “нормальном” (не под общим контролем) объединении бизнеса.

В случае же применения “подхода предшественника” будет применяться лишь часть изложенных в IFRS 3 требований по раскрытию информации. К списку обязательных в этом случае раскрытий Совет собирается отнести:

  • Раскрытие самой цели этой информации, которая заключается в оказании помощи пользователям отчетности с оценкой характера и финансовых последствий объединения (это п. 59 МСФО 3)
  • Название и описание приобретаемой организации, дата сделки по объединению, доля голосующих акций, которая перейдет приобретателю, изначальные причины для объединения и описание того, как организация-приобретатель получает контроль (п. B64(a)-(d) МСФО 3)
  • Признанные величины по всем основным классам приобретенных активов и обязательств, в том числе информация о признанных обязательств по финансовой деятельности и пенсионным планам с фиксированными выплатами (п. B64(i) МСФО 3 – он будет выпущен в рамках грядущей публикации по гудвиллу и обесценению)
  • Балансовая величина неконтролирующих долей в капитале (п. B64(o))
  • Агрегированная информация по объединениям, которые на индивидуальной основе не являются существенными (п. B65)
  • Требования по раскрытию информации по объединениям, которые имели место после даты закрытия отчетности, но перед датой ее публикации (п. В66)
  • Прибыли и убытки и объяснения по ним, если они связаны с полученными активами и обязательствами - в том случае, если такие раскрытия необходимы для понимания финансовой отчетности объединенной структуры (п. В67(е))
  • Любая дополнительная информация, необходимая для выполнения ключевой цели раскрытия (п. В63)

Все эти предложения будут официально изложены в грядущей публикации по теме гудвилла и его обесценения. Кроме всего этого, обсуждения по этой теме были продуктивными еще и по той причине, что Совет окончательно согласовал, в какой форме должна быть грядущая публикация (это будет дискуссионный документ, а не предварительная версия будущего стандарта). Она выйдет где-то в середине года, следите за новостями.

IFRS 17

Ханс Хугерворст сообщил общую информацию вокруг обсуждений поправок к IFRS 17 “Договоры страхования” - уделив, правда, особое внимание теме группировки страховых договоров по годам выпуска. Но поскольку эти обзоры Совет по МСФО традиционно выпускает первыми, и подробный материал по этой теме уже есть (в том числе детально расписанный аспект разделения страховых договоров по “annual cohorts”, как они названы в стандарте, в отношении которого решено было не вводить никаких дополнительных исключений), эту информацию дублировать смысла не имеет. Отметим лишь хорошие новости, которые заключаются в том, что, согласно уверению руководства Совета по МСФО, работа идет в полном соответствии с планом, и закончить они должны вовремя.

IBOR

И еще одна традиционная тема – реформа базовых процентных ставок (IBOR), которая в работе у IASB до последнего времени пребывала на все той же второй стадии. Фаза 2 касается фактического влияния на отчетность внесенных в соглашения изменений, относящихся на ориентировочные базовые процентные ставки. Совет по МСФО пытается сохранить полезность этой информации для пользователей отчетности в ситуации глобального перехода на новые базовые ставки, а также оказать посильную помощь составителям в этом непростом деле. Что было решено из конкретных вещей?

На одном из предыдущих заседаний (в октябре прошлого года) IASB предложил, что если вдруг ставка процента рассчитывается иначе, но при этом не меняются сами формулировки договора, то это также следует считать модификацией договора. В прошлом году Совет решил было распространить это послабление на любые изменения в расчетах базовой ставки процента, однако в этот раз (в феврале) решил все-таки ограничить его изменениями в результате реформы IBOR.

Еще одно довольно важное послабление касается требований к отчетности хеджирования. Совет по МСФО решил ввести тут временное послабление касательно изменения соглашений о хеджировании вследствие реформы IBOR. Послабление сводится к следующему. Если организации ожидает, что альтернативная базовая процентная ставка (которая будет использоваться в новых соглашениях о хеджировании) будет отвечать критериям IFRS 9 и IAS 39 для отдельно идентифицируемых компонент риска в течение 24 месяцев с момента определения данной рисковой компоненты в целях хеджирования, и при этом данную компоненту можно надежно измерить, начиная с самого момента определения данной рисковой компоненты в целях хеджирования, тогда и только тогда эта рисковая компонента отвечает критерию по отдельной идентификации – иначе говоря, может использоваться в новых соглашениях о хеджировании.

Совет также решил, что изменения к IFRS 9 и IAS 39, которые ранее были одобрены по ходу Фазы 1, станут обязательными, а не добровольными к использованию. Помимо этого, он определился относительно того, когда следует считать переходные положения в рамках Фазы 2 завершившимися по аналогии с тем, как он это делал в рамках Фазы 1. Ответ такой: никогда, поскольку организации будут применять все эти положения, по мере того как будут сталкиваться с изменениями вследствие реформы базовых ставок, так что когда реформа, наконец, подойдет к концу, это и станет естественной датой окончания действия переходных положений Фазы 2.

Февраль ознаменовал собой окончание обсуждений Фазы 2, поэтому теперь члены технической команды засядут за написание предварительного варианта изменений к стандартам, который должен выйти ближе к середине года. Ждем итоговой публикации с большим нетерпением для развернутого общего материала по этой теме.

Теги: Совет по МСФО  IASB  Ханс Хугерворст  Hans Hoogervorst  Сью Ллойд  Sue Lloyd  Инициатива по раскрытиям  объединение бизнеса под общим контролем  IBOR  IFRS 17  учетные политики  раскрытие информации  IAS 19  вознаграждения работникам  IFRS 13  измерение с