По материалам: IFRS
Совет по МСФО в очередной раз собрался на дистанционную встречу 27-29 октября, чтобы обговорить целый ряд чуть более и чуть менее важных тем. Многие из них поднимались в ходе предыдущих заседаний и обсуждаются в этот раз вновь по причине скорого завершения работы над соответствующими проектами. В этот раз участники последовательно коснулись следующих тем:
- Обновление рабочих планов
- Консультации по долгосрочной рабочей программе
- Метод долевого участия
- Таксономия МСФО (обновление)
- Проекты, связанные с улучшением и обеспечением последовательного применения стандартов
- Динамическое управление рисками
- Добывающие отрасли
- “Инициатива по раскрытиям” - дочерние предприятия, относящиеся к категории МСП
- “Комментарии руководства”
Рабочие планы на ближайшее и далекое будущее
Между 1 и 2 пунктами программы встречи может возникнуть путаница, если не понимать деталей. Как известно, изменения в план вносятся каждый месяц, но происходит это обычно не столь формально - просто по итогам очередного обсуждения того или иного проекта сдвигаются сроки. Либо же может быть принято решение о запуске нового проекта (как вариант – прекращении работы над одним из активных), что находит в нем свое отражение. К слову, о том, какие именно изменения в этом месяце, можно подробно почитать в новости по соседству.
Трудно сказать, почему члены IASB в этот раз обсуждали план работы столь формально. Судя по всему, речь идет об очень масштабных корректировках, учитывающих п.2 - рабочую программу на следующую, как минимум, пятилетку. Иначе с чего тогда указывать, что следующего обновления следует ждать аж в первом квартале следующего года? Никаких решений по этой части в этот раз не принималось.
Помимо “крупного” обновления плана, были приняты некоторые более мелкие решения, в том числе в результате пандемии коронавируса: именно из-за нее Совет предварительно решил немного увеличить консультационный период по дискуссионному документу, касающемуся темы объединения бизнеса под общим контролем, со 180 дней до 270. Интересно, что в IASB второй месяц подряд согласовывают продолжительность срока предоставления комментариев (в сентябре были одобрены 180 дней), но при этом не саму дату выхода дискуссионного документа, который, таким образом, пока даже неизвестно, когда появится.
Также последствия коронавируса решено было учесть, планируя выход других консультационных публикаций, в частности, касающихся давно уже обещанного анализа эффективности практического применения трех стандартов IFRS 10, IFRS 11 и IFRS 12.
Кроме того, есть уже почти 100%-я вероятность, что будет отложен выход предварительного варианта Практического руководства PS 1: вместо объявленного вроде бы февраля 2021 года называют теперь апрель.
Помимо “PIR” в отношении трех вышеназванных стандартов, 27 октября в Совете по МСФО также подняли вопрос сроков проведения таких же исследований эффективности применения еще двух относительно новых стандартов, потому что сроки по ним уже подходят - речь идет о IFRS 9 “Финансовые инструменты” и IFRS 15 “Выручка по договорам с покупателями”. Возможно, они еще и не “поджимают”, потому что тот же IFRS 9 некоторые типы организаций (страховые в первую очередь) могли и не использовать из-за предоставленной им возможности отложить это до официального вступления в силу стандарта по учету страхования IFRS 17 (стало быть, до 2023 года). Однако это явно придется сделать в следующие пять лет, поэтому время проведения “PIR” по этим двум стандартам обсуждают в рамках общей стратеги работы на следующие несколько лет. При этом в случае с IFRS 9 Совет по МСФО начнет с тем классификации и измерения, зато пока придержит изучение практики применения требований по учету обесценения и хеджирования, поскольку они вышли позднее.
Теперь, собственно, про утверждение следующей обширной программы. В этот раз члены IASB обсуждали преимущественно сам подход, который будет ими использоваться для получения информации в рамках отдельного обращения по этой теме, которое еще предстоит выпустить. Информацию IASB будет собирать по нескольким основным темам:
- Стратегические направления и баланс всей деятельности IASB
- Критерии для оценки приоритетности требующих внимания проблем с финансовой отчетностью (с целью добавления соответствующих проектов в рабочие планы)
- Проблемы с финансовой отчетностью, которые нуждаются в приоритезации
По этому документу - обращению к профессиональному сообществу с просьбой высказаться насчет стратегической рабочей программы на следующие несколько лет - уже известно, что там, во-первых, не будет предлагаться выставление других приоритетов по уже активным проектам (с ними все останется, как есть). Зато также известно, что будут предложены следующие исследовательские и не только исследовательские проекты, по которым будет возможность высказаться в ходе консультаций:
- Сфера применения IAS 29: высокие уровни инфляции (без приставки “гипер”)
- Механизмы ценообразования на квоты на выбросы
- Переменные и условные вознаграждения
- “PIR” - опять-таки, изучение эффективности применения - только теперь уже IFRS 5 “Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность”
Метод долевого участия
Речь, конечно же, идет о стандарте IAS 28 “Инвестиции в совместные и ассоциированные предприятия”, и по данному методу Совет сейчас проводит исследовательский проект. Буквально в ходе этого последнего заседания была четко сформулирована основная цель всего проекта: определить, можно ли решать выявленные практикой проблемы с применением данного метода в консолидированной и отдельной финансовой отчетности путем уточнения ключевых принципов IAS 28.
Работать далее предстоит по следующей общей схеме:
- Идентифицировать актуальные проблемы с практикой и выделить среди них по-настоящему серьезные, которые действительно требуют решения;
- Определить ключевые принципы в IAS 28 и объяснить, как именно они работают. Однако определение и разъяснение ключевых принципов теоретически может привести к добавлению новых требований в стандарте и/или дополнительных руководств по его применению.
Обновление Таксономии МСФО
Оно имело место совсем недавно, мы об этом писали (промежуточный вариант уже четвертого по счету обновления к версии текущего года), но 28 октября члены Совета по МСФО обсуждали вовсе не его, а отклик, полученный на предыдущие обновления, чтобы определить следующие свои действия в их отношении. В те обновления входили изменения в МСФО, касающиеся:
- “Второй фазы” проекта в ответ на реформу референсных процентных ставок (IFRS 9, IFRS 7, IAS 39, IFRS 4 и IFRS 16);
- Обновлений к стандарту IFRS 17 по договорам страхования, облегчающие его внедрение;
- Продление оговоренного в IFRS 4 временного исключения из требований о применение IFRS 9 теми организациями, для кого страхование является основным видом деятельности;
- Изменения в IAS 16 “Основные средства” в ситуациях, когда необходимо учитывать поступления до начала целевого использования ОС.
Как выясняется, в декабре этого года в окончательном варианте будет представлено лишь обновление Таксономии по реформе “IBOR” (первый пункт). Все остальное войдет уже в состав ежегодного обновление Таксономии следующего 2021 года - ориентировочно в первом квартале, как это обычно и бывает.
Проекты, связанные с улучшением и обеспечением последовательного применения стандартов
В первую очередь внимание здесь стоит обратить на проект изменений к стандарту IAS 12 “Налоги на прибыль”, который носит название “отложенные налоги по активам и обязательствам, возникающим в результате единой транзакции”. Предварительный вариант изменений выставлялся на публичные обсуждения в июле 2019 года, но только сегодня Совет по МСФО заканчивает обсуждение полученных на него отзывов.
Предварительно участники обсуждений сошлись на том, чтобы:
- Одобрить в окончательном варианте свои прошлогодние предложения по ограничению охвата действующего в IAS 12 исключения по признанию (параграфы 15 и 24) - оно не будет применяться в отношении транзакций, которые будут приводить к возникновению равных по величине налогооблагаемых и вычитаемых налоговых разниц;
- Отказаться от своего дополнительного требования по количественному ограничению признания отложенного налогового обязательства признанной величиной отложенного налогового актива;
- Не добавлять руководств по применению или иллюстративных примеров того, как организациям следует определять, относятся ли налоговые вычеты к арендному активу или арендному обязательству;
- Зато добавить иллюстративный пример, показывающий учет отложенных налогов по авансовым арендным платежам и первоначальным прямым издержкам.
В рамках проведенного анализа полученных откликов были приняты по этой теме и некоторые другие решения. Так, все одобренные в окончательном варианте изменения должны будут применяться организациями на МСФО-отчетности в отношении транзакций, которые при первоначальном признании ведут к возникновению равных по величине налогооблагаемых и вычитаемых налоговых разниц. При этом организации, которые уже применяют МСФО, будут в первый раз следовать новым требованиям следующим образом:
- Признавать отложенные налоги по всем временным разницам, относящимся к аренде и обязательствам по выводу объектов из эксплуатации, на начало самого раннего из сравнительных периодов, где кумулятивный эффект будет признаваться в качестве корректировки к величине нераспределенной прибыли (или любой другой подходящей компоненты капитала) на дату начала этого периода;
- Применять изменения проспективно в отношении транзакций, не являющихся арендой с одновременным выведением объекта из эксплуатации - т.е. в отношении таких транзакций, которые возникнут на момент начала или же после начала самого раннего из сравнительных периодов.
Организации, впервые применяющие МСФО, должны будут признавать отложенные налоги по всем временным разницам, относящимся к аренде и обязательствам по выводу актива из эксплуатации, на дату перехода на стандарты МСФО. Никаких других требований для организаций, впервые применяющих МСФО, выдвигаться не будет.
Дата вступления изменений к IAS 12 в силу будет определена на следующей встрече.
Динамическое управление рисками
Совет по МСФО проинформировали о проведенных в октябре консультаций со стейкхолдерами касательно ключевых элементов основной модели учета в рамках будущего стандарта. Никаких решений на встрече пока не принималось. Совет вернется к этой теме, изучая полученные отзывы на ключевую модель в основе будущего стандарта, уже в следующем году.
Добывающие отрасли
В этот раз IASB продолжил обсуждение учетных политик организаций, пока еще вынужденных следовать требованиям действующего (весьма общего по своей сути) стандарта IFRS 6 “Разработка и оценка минеральных ресурсов”. Обсуждения этих исследований продолжаются довольно долго, потому что Совету предстоит решить, нужно ли все-таки заменить стандарт на качественно новый, как это когда-то произошло с IFRS 4 по договорам страхования, или же достаточно будет просто его дополнить. Вполне возможно, что решение будет принято уже на следующем заседании, причем разработчики склоняются к чему-то более фундаментальному, принимая во внимание тот факт, что сегодняшняя практика учета расходов на геологическую разведку и оценку природных ресурсов характеризуется очень большим разнообразием, а где большое разнообразие учетных политик, там, понятно, низкая сравнимость отчетности.
Дочерние предприятия как представители категории МСП
Проект по довольно любопытной теме дочерних предприятий, относящихся к категории малых и средних, стартовал отнюдь не в этом году, однако довольно давно по нему не было слышно ничего нового. Кажется, лед наконец-то тронулся, потому что на октябрьской встрече было предварительно решено предложить сокращенные раскрытия для дочерних предприятий, применяющих полный комплект МСФО. Выделим еще раз этот важный момент: здесь речь не идет о тех предприятиях, которых просто применяют у себя “IFRS for SMEs”. Дочерние предприятия категории малого и среднего бизнеса могут, как и их материнская организация, следовать полным требованиям по признанию и измерению активов и обязательств, но при этом, может так сложиться, совсем скоро начнут делать сокращенные раскрытия, что сильно облегчит им жизнь.
При этом от дочерних предприятий в связи с этим кое-что, разумеется, потребуют, а именно:
- Раскрывать в своей отчетности, что они действительно выбирают возможность использовать сокращенный вариант раскрытий в рамках полного комплекта МСФО, и эта информация должна размещаться в определенном месте, а каком именно - сказано в п. 16 IAS 1. Иначе говоря, в примечаниях;
- При этом дочерним предприятиям в форме МСП все равно придется следовать абсолютно всем требованиям стандарта IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”;
- Также дочерним предприятиям в форме МСП придется следовать требованиям по раскрытию информации о переходных положениях, которые содержатся во всех прочих МСФО, включая любые модификации, которые туда могут быть добавлены, в случае если Совет по МСФО сочтет их подходящими для МСП;
- Однако на требования по комбинированной финансовой отчетности это не распространяется.
В ноябре Совет по МСФО продолжит работу по этой теме.
PS 1 “Комментарии руководства”
В последний день трехдневного заседания (29 октября) члены IASB обсуждали следующие темы в рамках данного рабочего проекта:
- Общий обзор всех нынешних предложений по повышению качества раскрываемой в управленческой отчетности информации, касающейся долгосрочных перспектив организации, нематериальных активов, деловых отношений, а также ее политики в отношении охраны труда, окружающей среды и корпоративного управления (“ESG”);
- Первоначальная оценка вероятных эффектов от применения на практике предложений Совета, касающихся модернизации Практического руководства PS 1;
- Порядок применения будущего руководства PS 1 в его новой версии и следующие шаги, в том числе официальная “отмашка” к старту написания предварительной версии пересмотренного PS 1 с прицелом на выход где-нибудь в начале следующего года.
Ни по первому, ни по второму пункту решений в этот раз принято так и не было. Зато что касается порядка применения PS 1 на практике, то здесь те, кто его все-таки применяют и делают официальное заявление о своем соответствии PS 1, должны будут применять PS 1 в отношении годовых отчетных периодов, которые начнутся вместе с датой выхода окончательного варианта PS 1 либо позднее. Речь идет об обязательном применении*, но и досрочное также будет разрешено.
Поскольку ни у кого из членов Совета по МСФО не осталось никаких замечаний по сути предложений, техперсонал готов засесть за написание предварительного варианта для его последующего одобрения и, собственно, публикации. Еще месяц назад вероятной датой называли февраль, однако сегодня речь идет уже об апреле – но причины в этот раз именно внешние, “вторая волна” пандемии COVID-19.
*Чтобы не было путаницы, стоит напомнить про один важный момент: данное руководство всегда было и останется у Совета по МСФО добровольным. Это не отдельный стандарт, и следовать ему всем организациям на МСФО-отчетности, вообще говоря, необязательно. Однако если выше в тексте речь шла об обязательном применении, то оно касается именно тех организаций, которые добровольно приняли на себя эту ответственность в каких-то определенных целях (например, ради удобства своих инвесторов) и из-за этого несут теперь определенные обязательства относительно того, как применять данное руководство правильно. Потому что применять добровольно, но абы как, конечно же, нельзя. Особенности будущего применения PS 1 Совет по МСФО обсуждает, кстати, уже не первый месяц (см. доп. “Итоги сентябрьской встречи Совета по МСФО”) – GAAP.RU