IPO российских компаний в России и за рубежом: почему эмитенты уходят на Запад?

Российский опыт

Автор:
Источник: Материалы с практической конференции «Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса» ИД Гребенникова 20-21 апреля 2006 , Москва
Опубликовано: 24 мая 2006

Проведение IPO — это эффективный финансовый инструмент. Эмитенты видят в этом инструменте большие возможности для развития бизнеса. IPO призвано обеспечить компании-эмитенту ликвидный рынок собственных акций. Успешное IPO позволяет компании-эмитенту приобретать новые активы, внедрять инновационные технологии на производстве. Кроме того, IPO выводит компанию на качественно новый уровень — она приобретает публичный статус. Компании, планирующие IPO, готовы к открытости и большей ответственности при управлении бизнесом. С IPO неразрывно связано также усиление брендинга компании. IPO повышает качество корпоративного управления компании-эмитента.

Многие ведущие российские компании объявили о своих планах провести публичное первичное размещение акций в 2005–2006 гг.
Положительная динамика IPO российских компаний уже сегодня прослеживается достаточно четко. Так, за период с 1999 по 2003 гг. в России было проведено только четыре IPO; в 2002–2003 гг. посредством проведения IPO лишь три компании привлекли $27,7 млн. В 2004 г. уже пять российских компаний вышли на рынок и выпустили акции на сумму $638 млн. За первые восемь месяцев 2005 г. за счет проведения IPO девять компаний привлекли более $4 млрд, причем шесть из них — АФК «Система», «Пятерочка», «Евразхолдинг», Rambler, «НОВАтэк» и Urals Energy — разместились на Лондонской фондовой бирже и все вместе привлекли $3 млрд 718 млн. Три компании — «Лебедянский», «Хлеб Алтая» и «Северсталь-Авто» — провели первичное размещение акций на российском рынке и привлекли в общей сложности $294 млн (табл. 1).

Таблица. IPO российских компаний за период 2004–2005 гг.

Эмитент Дата размещения Площадка
1 Иркут март 2004 г . РТС / ММВБ
2 Концерн «Калина» апрель 2004 г . РТС / ММВБ
3 Мечел октябрь 2004 г . NYSE
4 Открытые инвестиции ноябрь 2004 г . РТС
5 Седьмой континент ноябрь 2004 г . РТС
6 АФК «Система» февраль 2005 г . LSE
7 Лебедянский март 2005 г . РТС / ММВБ
8 Хлеб Алтая март 2005 г . РТС / ММВБ
9 Северсталь-авто апрель 2005 г . РТС / ММВБ
10 Eastern Property Holdings апрель 2005 г . SWX
11 Пятерочка май 2005 г . LSE
12 Евразхолдинг июнь 2005 г . LSE
13 Rambler июнь 2005 г . LSE
14 Новатэк июль 2005 г . LSE
15 Raven Russia июль 2005 г . LSE
16 Urals Energy август 2005 г . LSE

До конца 2005 г. ожидается проведение IPO еще порядка пяти российских компаний. Компании ТНК-BP, «Смартc», «Амтел», «Разгуляй-УКРРОС» и КамАЗ могут, по оценкам экспертов, привлечь около $800 млн. Ожидается, что лишь около 100 млн из этих средств они привлекут на российских биржах .
В преддверии проведения IPO перед компанией встает множество непростых вопросов: кому доверить роль андеррайтеров и финансовых консультантов, как грамотно спланировать комплекс IR и PR, как повысить уровень корпоративного управления и достичь необходимого уровня прозрачности. Одним из центральных вопросов при планировании IPO является выбор торговой площадки для размещения.
Большинство эмитентов предпочитают западные биржи. Анализ показывает, что проводить первичное размещение акций (IPO) на западных рынках сложнее и дороже, чем на рынке российском. Почему же все большее число российских компаний предпочитают проводить первичное IPO на Западе?

Сегодня на пути компаний, готовящихся к проведению IPO на внутренних торговых площадках, встает множество препятствий. Препятствия эти обусловлены неразвитостью российского законодательства о РЦБ, слабостью инфраструктуры и прочими рисковыми факторами. Поэтому многие российские компании-эмитенты стремятся проводить первичные размещения акций на западных площадках.
Существуют объективные причины, по которым проведение IPO на Лондонской и Нью-Йоркской биржах для ряда российских компаний было бы целесообразнее. Перечислим их.

1) Выбор места размещения IPO — за рубежом или в России — в большинстве случаев зависит от объема привлечения средств. Когда речь идет о таких гигантах, как МТС, «Мечел», «АФК-система», то сложно предположить, что российский фондовый рынок на данный момент в состоянии «переварить» сделки такого масштаба. На протяжении еще нескольких лет инвесторов на российском рынке будет объективно не хватать для первичных размещений уровня $1 млрд. Сегодня ситуация такова: если компания надеется выручить более ста миллионов долларов, то она должна размещать акции за рубежом.

В ближайшие несколько лет размещения акций на сумму более чем $500 млн будут преимущественно происходить на зарубежных рынках по причине ограниченной емкости российского рынка.
В то же время для компаний, способных привлечь посредством IPO до $100 млн, весьма существенными становятся затраты, связанные с поддержанием листинга на ведущих мировых биржах: это сотни тысяч долларов в год. На ММВБ или РТС эти затраты несравнимо ниже.

2) В целом емкость российского рынка первичных размещений на сегодняшний день оценивается ФСФР не менее чем в $1 млрд. Для того чтобы активизировать выход этих денег на рынок, ФСФР сформировала предложения по упрощению процедуры первичного размещения. В первую очередь, эта инициатива ориентирована на средние компании, объем размещений которых колеблется в пределах от $20 до $100 млн. Нет сомнения, что политика регулятора финансовых рынков будет способствовать увеличению числа IPO российских компаний на внутренних торговых площадках.

3) Нельзя не отметить имиджевую составляющую размещений на LSE или NYSE. Для некоторых компаний это — своеобразный рекламный ход, позволяющий повысить узнаваемость компании за рубежом, а заодно придать ей больший вес в России.

Наряду с указанными причинами следует учитывать также влияние фактора субъективных представлений эмитентов о недооцененности российского рынка. Акционеры полагают, что вывод компании на зарубежные рынки позволит получить более «справедливую» цену за акции. В какой-то мере это обусловлено тем, что инвесторы готовы покупать акции, изначально предложенные на LSE, несколько дороже из-за более «качественной» подготовки IPO.
Однако если вышеупомянутые причины (в том числе размер эмиссии и престижность западного рынка) в кратко – и среднесрочной перспективе объективно не зависят ни от регулятора, ни от эмитента, то существует ряд факторов, негативного влияния которых можно избежать. Перечислим эти факторы.

1) Так, «качество» европейских и американских IPO во многом гарантируется законодательством. На данный момент требования к раскрытию информации, прописанные в российском законодательстве, не гарантируют инвесторам понимания всех рисков, связанных с компанией, т. к. не требуют раскрытия реальных собственников или структуры активов.

2) Кроме этого, правило «45 дней», по истечении которых инвесторы в итоге приобретают бумаги, которые нельзя продать в течение полутора месяцев, также не прибавляет привлекательности российским IPO. В такой ситуации инициатива ФСФР об отмене правила «45 дней» выглядит логичной и своевременной. Несмотря на то что сроки одобрения данного решения могут затянуться, его принятие станет положительным сигналом для российского рынка IPO.

3) Устранение этого, а также некоторых других «узких мест» в законодательстве не решит объективных проблем российского фондового рынка, однако может сделать российское IPO более удобным для эмитентов и интересным для инвесторов.

Необходимо создать качественную коммуникационную среду, объединяющую участников процесса IPO и инвестиционное сообщество:

  • Тесное взаимодействие, профессиональное общение эмитентов и инвесторов с регуляторами и специалистами торговых площадок будет способствовать устранению объективных и субъективных проблем российского фондового рынка, которые тормозят приход отечественных эмитентов на российские фондовые биржи, и оздоровит деловой климат на финансовых рынках в целом.
  • Продуктивны будут профессиональные конференции, на которых участники процесса IPO, осуществившие IPO, могут пообщаться с эмитентами, планирующими провести первичное размещение акций, с экспертами торговых площадок (РТС, NYSE, LSE, Deutsche Boerse, NASDAQ), представителями регулирующих организаций (ЦБ РФ, ФСФР России, SEC) и профильных министерств (МНС РФ, МЭРТ РФ, Минфин РФ). В России крупнейшим профессиональным форумом, посвященным проблемам IPO, является Всероссийский IPO Конгресс.
  • Платформой для такой профессиональной коммуникации в ближайшее время может стать также информационно-аналитический интернет-портал www.ipocongress.ru. Для инвесторов ресурс — это источник данных о ключевых показателях и результатах деятельности эмитентов, дающих возможность объективно оценить инвестиционную привлекательность компаний. На портале аккумулируется новостная, аналитическая, справочная информация, необходимая для проведения успешного IPO и оценки завершенных сделок.

Нужно стимулировать IPO на внутреннем рынке, поскольку массовый вывод free float за рубеж снижает привлекательность отечественного РЦБ для долгосрочных инвесторов. Однако прежде чем российские эмитенты придут на внутренний рынок, предстоит создать им благоприятные условия для размещения на российском рынке ценных бумаг. По мере того как условия работы на российском рынке будут приближены к западным стандартам, на него будет приходить все больше западных инвесторов — они почувствуют, что российская биржевая игра «стоит свеч».

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с практической конференции «Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса» ИД Гребенникова 20-21 апреля 2006 , Москва »

(состоит из 8 статей)

Использование аккредитивов для финансирования деятельности компаний (13 июня 2006)

Практика кредитования российских компаний с точки зрения предприятий (13 июня 2006)

Трансформация «бизнеса» в «компанию»: что лежит в основе инвестиционной привлекательности? (13 июня 2006)

Выбор способа финансирования капитальных вложений: лизинг или кредит? (13 июня 2006)

Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника (24 мая 2006)

Принятие решений о проведении IPO – когда, кому и зачем это нужно? (24 мая 2006)

IPO российских компаний в России и за рубежом: почему эмитенты уходят на Запад? (24 мая 2006)

Секреты создания моды среди юридических и физических лиц с целью привлечения вложений в облигационные займы (24 мая 2006)