Практика кредитования российских компаний с точки зрения предприятий

Российский опыт

Автор:
Источник: Материалы с практической конференции «Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса» ИД Гребенникова 20-21 апреля 2006 , Москва
Опубликовано: 13 июня 2006

Особенности ведения российского бизнеса

Данный обзор не претендует на плономасштабность академических исследований, и в нем сознательно не учтены такие крайние проявления практики кредитования, как крупные заимствования российскими предприятиями у иностранных банков или в рамках различных иностранных программ, а также финансирование предприятий, находящихся в состоянии кризиса. Изложенные здесь наблюдения автора относятся скорее к практике кредитования основной массы российских предприятий на примере структур, для которых предпринимались попытки получения финансирования.
Практика ведения бизнеса в России имеет свою специфику, которая не только создает новые возможности для развития, но и становится препятствием на пути к успеху. Основной проблемой были и остаются непрозрачность бизнеса, отсутствие четкой стратегии и бизнес-планирования, запутанность юридических отношений между связанными структурами, отсутствие ликвидного залогового обеспечения, отсутствие адекватной системы учета и финансового контроля.
При этом ни для кого не секрет, что большинство крупных предприятий сформировали бизнес на постоянном привлечении банковских кредитов, потребность в которых по мере роста таких структур увеличивается. В связи с современными тенденциями развития бизнеса, когда доходность от вложений в развитие собственного бизнеса намного превосходит доходность банковских инструментов, многие владельцы крупных и средних компаний создают и развивают собственное производство, требующее долгосрочного финансирования. Как следствие, подобные структуры заинтересованы в долгосрочных инвестиционных ресурсах и построении долгосрочных стабильных, в том числе личных взаимоотношений с банками на условиях предсказуемости.
Это вызывает потребность в переходе на высокопрофессиональный уровень взаимоотношений с банками, что не всегда возможно осуществить силами специалистов предприятий вследствие отсутствия квалифицированных управленческих кадров, достоверных источников информации, в том числе внутренней, и методик ее анализа. Соответственно, выстраивание взаимоотношений с банками продолжает осуществляться на уровне личных связей руководства банков и компаний, что имеет как плюсы, так и существенные минусы, особенно при отсутствии возможности грамотной оценки состояния банка, являющейся немаловажным фактором для обеспечения экономической безопасности бизнеса. К плюсам личных взаимоотношений стоит отнести возможность получения предприятием кредита в более сжатые сроки и при более лояльном подходе к рассмотрению документов. При этом личные отношения практически не оказывают влияния на процентные ставки по кредитованию, т. к. цена денежных ресурсов, привлекаемых банками, в которых на сегодняшний момент сохраняется возможность эксплуатации личных отношений, примерно одинакова. Наиболее существенным минусом являются риски (которые несут обе вступившие в отношения структуры), вызванные возможной сменой команды как с одной, так и с другой стороны, и как следствие — отказом одной из сторон от выполнения обязательств, достигнутых на основе личных договоренностей. Поиск банка, отвечающего потребностям предприятия, выстраивание личных отношений занимает много времени и не гарантирует оптимального решения проблем.

Подход российских финансовых институтов к проблеме финансирования

Результаты общения с представителями банков и наблюдения за подходом к рассмотрению вопроса о финансировании того или иного проекта показывают, что на сегодняшний день финансовые институты выделяют три основные группы предприятий (без учета отраслевой специфики), подход к работе с которыми принципиально отличается. Перечислим их.

Малый бизнес. К предприятиям малого бизнеса в данном случае относятся предприятия, годовой оборот которых не превышает $1 000 000. В основе своей это небольшие торговые компании, компании сферы услуг либо производственные цеха. Зачастую у таких структур отсутствует серьезное имущественное обеспечение, которое могло бы выступать в качестве залога. Также существуют проблемы с ведением нормального учета, связанные с отсутствием квалифицированных специалистов финансовой службы. При этом потребности в заемных средствах невелики и составляют порядка $30 000 — $150 000. При применении к подобным структурам стандартного банковского подхода срок рассмотрения заявок варьируется от одного до шести месяцев. Но специфика малого бизнеса такова, что существуют жесткие требования к срокам предоставления кредитов при достаточно гибком подходе к процентной ставке, поскольку основная часть предприятий существует за счет высокой оборачиваемости финансовых средств. Учитывая приведенные выше факторы, а также незначительность суммы, выдаваемой на одного заемщика, при затратах на обработку заявок, сопоставимых с затратами по выдаче крупных кредитов, банки стараются избежать выдачи кредитов предприятиям данной группы, вводя как естественные, так и искусственные ограничения. Это создает возможности для использования сотрудниками банковских структур служебного положения в целях личного обогащения. Часть рынка кредитования малого бизнеса «оттягивают» на себя различные объединения и небанковские структуры, созданные частными лицами, т. к. доходность от кредитования малых предприятий остается достаточно высокой. Доля финансирования по линии структур по поддержке малого бизнеса, созданных в рамках государственных программ, остается незначительной.

Предприятия розничной торговли. В эту группу входят как крупные магазины, так и розничные сети. Данные структуры испытывают колоссальные потребности в заемных средствах. Правда, здесь на первый план выходит цена денег. Чаще всего в таких структурах отсутствует серьезное имущественное обеспечение, которое могло бы выступать в качестве залога, и в качестве обеспечения предлагаются товары в обороте. Также непрозрачны схемы юридических взаимоотношений между связанными компаниями (что, скорее всего, можно отнести к практике российского бизнеса), используются запутанные и неоднозначные с точки зрения законодательства схемы поставок, зачастую отсутствует единая система учета. Но, в отличие от предыдущей группы, такая «запутанность» является не следствием отсутствия квалифицированных кадров, а результатом осознанно проводимой политики, направленной на выживание фирмы в условиях рынка и достижение конкурентного преимущества. Немаловажным фактором для данных предприятий является и сезонность спроса. Большинство банков на сегодняшний день понимает и принимает правила игры, принятые в этой группе компаний. Однако существенными препятствиями для дальнейшего эффективного кредитования предприятий торговли становятся их значительный кредитный портфель, стоимость денег для самих банков и ограничения, установленные ЦБ РФ, которые не позволяют банковскому сектору ввязываться в высоко рискованные операции по необеспеченному кредитованию.

Средние и крупные компании. Компании, относящиеся к этой группе, представляют в большинстве своем холдинговые структуры и находятся в наиболее выгодном положении относительно других групп, поскольку для них существуют различные способы привлечения финансирования, альтернативные банковским. Отсюда вытекают жесткие требования к качеству банковского обслуживания, процентной ставке, срокам и условиям предоставления кредитов, качеству обслуживания. При этом, как и у предыдущей группы, непрозрачны схемы юридических взаимоотношений между связанными компаниями, используются запутанные и неоднозначные с точки зрения законодательства схемы взаимодействия между связанными структурами, зачастую отсутствует единая система учета. Стоит отметить, что непрозрачность бизнеса в данном случае, как и в предыдущем, является не следствием отсутствия квалифицированных кадров, а результатом осознанно проводимой политики, направленной на выживание фирмы в условиях рынка, защиту активов от посягательства различных структур и достижение конкурентного преимущества. Большинство предприятий, относящихся к данной группе, имеют в собственности достаточное количество движимого и недвижимого имущества, которое может выступать обеспечением по кредитам. В этом состоит их кардинальное отличие от остальных выделенных групп. Основной проблемой для банков являются жесткие требования данных структур к банкам-партнерам по стоимости денег и качеству обслуживания, а также ограничения, установленные ЦБ РФ, которые не позволяют банковскому сектору ввязываться в высоко рискованные операции по необеспеченному кредитованию. При этом большинство банков на сегодняшний день понимает и принимает правила игры, принятые для этой группы компаний.

Выводы

Учитывая современные условия существования банковской системы и тенденции развития рынка банковских услуг, представляется логичным продолжение имеющего место сегодня процесса специализации банков (в зависимости от их размеров и предпочтений акционеров) на работе с одной из выделенных групп. При этом в ближайшее время стоит ожидать появления на рынке таких кредитных продуктов, как кредитование малого бизнеса по схеме скоринга по аналогии с потребительским кредитованием. Также вероятно появление новых и развитие старых схем кредитования под залог дебиторской задолженности. Для крупных и средних предприятий остро встанет вопрос об использовании нескольких банков, наиболее выгодно решающих определенные задачи.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на происходящие на рынке изменения и разворот банковского сектора лицом к реальному сектору экономики, привлечение кредитных ресурсов в современных условиях останется достаточно сложным и трудоемким процессом. Для его упрощения любая компания должна провести серьезную подготовку к привлечению финансирования. В этой связи целесообразно осуществить следующие действия:

  • провести углубленную финансовую и юридическую диагностику;
  • провести независимую авторитетную оценку бизнеса, активов и бренда;
  • провести аудиторскую проверку, охватывающую последние три года работы группы компаний;
  • подготовить стратегию развития и бизнес-план;
  • подготовить консолидированную управленческую отчетность;
  • максимально упростить и сделать легитимной юридическую составляющую бизнеса;
  • разработать и внедрить мероприятия по реструктуризации кредиторской задолженности с целью перевода ее из краткосрочной в средне – и долгосрочную;
  • оптимизировать структуру активов с целью максимального повышения капитализации компании;
  • определить оптимальный вариант финансирования (краткосрочное, долгосрочное или инвестиционное кредитование, лизинг, факторинг или иной инструмент привлечения).

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с практической конференции «Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса» ИД Гребенникова 20-21 апреля 2006 , Москва »

(состоит из 8 статей)

Использование аккредитивов для финансирования деятельности компаний (13 июня 2006)

Практика кредитования российских компаний с точки зрения предприятий (13 июня 2006)

Трансформация «бизнеса» в «компанию»: что лежит в основе инвестиционной привлекательности? (13 июня 2006)

Выбор способа финансирования капитальных вложений: лизинг или кредит? (13 июня 2006)

Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника (24 мая 2006)

Принятие решений о проведении IPO – когда, кому и зачем это нужно? (24 мая 2006)

IPO российских компаний в России и за рубежом: почему эмитенты уходят на Запад? (24 мая 2006)

Секреты создания моды среди юридических и физических лиц с целью привлечения вложений в облигационные займы (24 мая 2006)