Построение системы управления сетью универсамов «КОПЕЙКА»

Контроллинг

Автор:
Источник: Практические материалы с Конференции "Современные инструменты эффективного управления бизнесом", 21 октября 2005 г Москва
Опубликовано: 15 Ноября 2005

Решаемая задача

Обеспечить контроль со стороны акционеров за деятельностью и развитием создаваемой розничной торговой сети

  • Управлять универсамами из центрального офиса, опираясь на оперативную информацию в масштабе времени близком к реальному
  • Консолидировать и контролировать закупки
  • Устойчиво управлять товарными запасами и оборотными активами
  • Иметь возможность проводить единую маркетинговую и ценовую политику
  • Обеспечить устойчивость и управляемость сети при ее быстром расширении

Методы достижения цели

Реализация централизованной по сути модели управления предприятием

  • Использование системного подхода при инжиниринге бизнес-процессов управления сетью универсамов
  • Изначальное построение системы управления как автоматизированной, то есть с широким применением информационных технологий
  • Делегирование полномочий на нижестоящие уровни управления, не противоречащие единым подходам к управлению
  • Создание методик и условий их реализации, направленных на постоянный мониторинг деятельности предприятия

Использованные средства

Интегрированная информационная система

  • Выполнение требований из сферы основного бизнеса
    • Требования по функциональности
    • Требования по масштабируемости
    • Требования по гибкости
    • Требования по независимости
    • Требования по стандартизации
    • Экономические требования
  • Логически и физически единая информационная система
  • Поэтапная реализация всех «массовых» операций
  • Реализация принципа однократного ввода информации

Реализация.

Замысел (1/2)

Центральные информационные системы

  • Охват максимального числа автоматизируемых бизнес-процессов одной системой. В идеале одна ERP-система на всю компанию
  • Сокращение до минимума всевозможных «перекачек» информации между системами

Телекоммуникации

  • Экстерриториальный доступ к информационным системам со всех рабочих мест компании, где бы они не находились

Замысел (2/2)

Этапы проекта (1/2)

Подготовительный этап (~ 3 года)

  • Ограниченный набор информационных систем
    • Для управления товародвижением
    • Для бухгалтерского учета
    • Электронная почта (свободно распространяемые продукты)
  • Цели:
    • Освоение технологий
    • Отработка подходов и алгоритмов
  • Ключевые факторы:
    • Стоимость решения
    • Простота освоения
    • Достаточная функциональность

Этапы проекта (2/2)

Основной этап (начат в 2000 году)

  • Полномасштабное развертывание центральных систем
    • Внедрение ERP-системы
    • Внедрение технологических и вспомогательных систем
  • Цель:
    • Полное выполнение всех требований к корпоративной информационной системе
  • Ключевые факторы:
    • Полная функциональность
    • Гибкость
    • Масштабируемость
    • Допустимая стоимость

Внедрение ERP

1 очередь. Пилотная зона. Все участки бухгалтерского учета (без товарной логистики) на предприятии «Торговый оператор». Модули финансы (в т.ч. клиент-банк), контроллинг, основные средства, (учет материалов, 10 счет). Задействовано 3 подразделения, 40 пользователей.
Сентябрь 2000 г. – Май 2001 г.

2 очередь. Товарная логистика. Модули финансов (учет товаров), Сбыт и логистика (Retail), Электронный кассовый интерфейс. Задействовано 34 подразделения, более 300 пользователей.
Сентябрь 2001 г. – Май 2002 г.

3 очередь. Все участки бухгалтерского учета на всех предприятиях Группы. Задействовано 4 предприятия, 35 пользователей.
Октябрь 2002 г. – Март 2003 г.

4 очередь. Отдельные проекты. Реинжиниринг бизнес-процессов. Задействованы все предприятия, более 400 пользователей.
Апрель 2003 г. – и далее

Обработка продаж

Проблемы

  • Попытки «размыть» границы проекта
  • Отношение к проекту, как к чужому
  • «Нетрадиционность» некоторых методологий работы
  • Неспособность некоторых руководителей к деловой фантазии
  • «Человеческий фактор» при освоении нового:
    • невнимательное отношение к обучению;
    • кажущаяся сложность интерфейса;
    • «комплекс отличника»
  • Обеспечение «плавности» передачи в эксплуатацию

Бюджет проекта ERP

  • ~ 750 тыс. USD
  • 20 магазинов, 2 распределительных центра. Оборот ~ 120 млн. USD

Эксплуатационные характеристики

Наименование показателя Значение
Доля инвестиций на информационные технологии 3…4%
Доля операционных затрат на ИТ в операционных затратах 3%
Доля операционных затрат на ИТ от оборота нетто 0,34%
Относительная численность персонала ИТ 0,36

Заключение

  • Маркетинг: исчерпывающая ретроспективная информация для поддержки принятия решений по вопросам ассортиментной и ценовой политики
  • Закупки: Контроль запасов. Автоматизированный заказ
  • Продажи: Информация о «каждом шаге» магазинов
  • Логистика: Управление товарными потоками в масштабе времени, близком к реальному
  • Бухгалтерия: Точность и оперативность учета. Огромный арсенал средств контроля. Автоматическое формирование отчетности
  • ИТ: Надежность. Исключительная масштабируемость
  • Топ-менеджеры: Возможность принятия обоснованных и своевременных решений
  • Акционеры: Контроль за деятельностью предприятия

Автор:

 

Все статьи цикла «Практические материалы с Конференции "Современные инструменты эффективного управления бизнесом " 21 октября 2005 г. Москва »

(состоит из 5 статей)

Проблемы постановки управленческого учета: содержательные, организационные, психологические (15 Ноября 2005)

Построение системы управления сетью универсамов «КОПЕЙКА» (15 Ноября 2005)

Контроллинговое оружие категорийного менеджера, или еще раз о некоторых возможностях повысить эффективность маркетинговой деятельности (15 Ноября 2005)

Контроллинг – объективная необходимость энергично развивающегося российского бизнеса (15 Ноября 2005)

Блеск и нищета мотивационных процессов (15 Ноября 2005)