Решаемая задача
Обеспечить контроль со стороны акционеров за деятельностью и развитием создаваемой розничной торговой сети
- Управлять универсамами из центрального офиса, опираясь на оперативную информацию в масштабе времени близком к реальному
- Консолидировать и контролировать закупки
- Устойчиво управлять товарными запасами и оборотными активами
- Иметь возможность проводить единую маркетинговую и ценовую политику
- Обеспечить устойчивость и управляемость сети при ее быстром расширении
Методы достижения цели
Реализация централизованной по сути модели управления предприятием
- Использование системного подхода при инжиниринге бизнес-процессов управления сетью универсамов
- Изначальное построение системы управления как автоматизированной, то есть с широким применением информационных технологий
- Делегирование полномочий на нижестоящие уровни управления, не противоречащие единым подходам к управлению
- Создание методик и условий их реализации, направленных на постоянный мониторинг деятельности предприятия
Использованные средства
Интегрированная информационная система
- Выполнение требований из сферы основного бизнеса
- Требования по функциональности
- Требования по масштабируемости
- Требования по гибкости
- Требования по независимости
- Требования по стандартизации
- Экономические требования
- Логически и физически единая информационная система
- Поэтапная реализация всех «массовых» операций
- Реализация принципа однократного ввода информации
Реализация.
Замысел (1/2)
Центральные информационные системы
- Охват максимального числа автоматизируемых бизнес-процессов одной системой. В идеале одна ERP-система на всю компанию
- Сокращение до минимума всевозможных «перекачек» информации между системами
Телекоммуникации
- Экстерриториальный доступ к информационным системам со всех рабочих мест компании, где бы они не находились
Замысел (2/2)
Этапы проекта (1/2)
Подготовительный этап (~ 3 года)
- Ограниченный набор информационных систем
- Для управления товародвижением
- Для бухгалтерского учета
- Электронная почта (свободно распространяемые продукты)
- Цели:
- Освоение технологий
- Отработка подходов и алгоритмов
- Ключевые факторы:
- Стоимость решения
- Простота освоения
- Достаточная функциональность
Этапы проекта (2/2)
Основной этап (начат в 2000 году)
- Полномасштабное развертывание центральных систем
- Внедрение ERP-системы
- Внедрение технологических и вспомогательных систем
- Цель:
- Полное выполнение всех требований к корпоративной информационной системе
- Ключевые факторы:
- Полная функциональность
- Гибкость
- Масштабируемость
- Допустимая стоимость
Внедрение ERP
1 очередь. Пилотная зона. Все участки бухгалтерского учета (без товарной логистики) на предприятии «Торговый оператор». Модули финансы (в т.ч. клиент-банк), контроллинг, основные средства, (учет материалов, 10 счет). Задействовано 3 подразделения, 40 пользователей.
Сентябрь 2000 г. – Май 2001 г.
2 очередь. Товарная логистика. Модули финансов (учет товаров), Сбыт и логистика (Retail), Электронный кассовый интерфейс. Задействовано 34 подразделения, более 300 пользователей.
Сентябрь 2001 г. – Май 2002 г.
3 очередь. Все участки бухгалтерского учета на всех предприятиях Группы. Задействовано 4 предприятия, 35 пользователей.
Октябрь 2002 г. – Март 2003 г.
4 очередь. Отдельные проекты. Реинжиниринг бизнес-процессов. Задействованы все предприятия, более 400 пользователей.
Апрель 2003 г. – и далее
Обработка продаж
Проблемы
- Попытки «размыть» границы проекта
- Отношение к проекту, как к чужому
- «Нетрадиционность» некоторых методологий работы
- Неспособность некоторых руководителей к деловой фантазии
- «Человеческий фактор» при освоении нового:
- невнимательное отношение к обучению;
- кажущаяся сложность интерфейса;
- «комплекс отличника»
- Обеспечение «плавности» передачи в эксплуатацию
Бюджет проекта ERP
- ~ 750 тыс. USD
- 20 магазинов, 2 распределительных центра. Оборот ~ 120 млн. USD
Эксплуатационные характеристики
Наименование показателя | Значение |
Доля инвестиций на информационные технологии | 3…4% |
Доля операционных затрат на ИТ в операционных затратах | 3% |
Доля операционных затрат на ИТ от оборота нетто | 0,34% |
Относительная численность персонала ИТ | 0,36 |
Заключение
- Маркетинг: исчерпывающая ретроспективная информация для поддержки принятия решений по вопросам ассортиментной и ценовой политики
- Закупки: Контроль запасов. Автоматизированный заказ
- Продажи: Информация о «каждом шаге» магазинов
- Логистика: Управление товарными потоками в масштабе времени, близком к реальному
- Бухгалтерия: Точность и оперативность учета. Огромный арсенал средств контроля. Автоматическое формирование отчетности
- ИТ: Надежность. Исключительная масштабируемость
- Топ-менеджеры: Возможность принятия обоснованных и своевременных решений
- Акционеры: Контроль за деятельностью предприятия