20-21 мая проходил очередной раунд традиционных ежемесячных совещаний членов Совета по международным стандартам финансовой отчетности (по-прежнему в онлайн-формате, полагаем), по ходу которого участники обсудили ряд важных тем.
Сегодня рассмотрим все новое по следующим основным темам:
- Изменения к стандарту IFRS 17 (они, конечно, уже одобрены, но в процессе подготовки документа возникли интересные технические замечания)
- Обновление руководства по менеджерским отчетам
- Реформа базовых ставок и ее влияние на финансовую отчетность, Фаза 2
- “Инициатива по раскрытиям” - Учетная политика
- Новое в исследовательской программе
IFRS 17 “Договоры страхования”
Как известно, разработка любого положения в системе МСФО – процесс строгий, многоступенчатый и часто довольно продолжительный, к сожалению, поэтому, кроме исключительных случаев (таких как срочно требовавшиеся послабления по аренде в связи с COVID-19), любых поправок приходится ждать долго. Несмотря на то, что последнее “большое” обсуждение предложенных в прошлом году дополнительных поправок к IFRS 17 завершилось еще до введения карантина, после чего техническая команда засела за составление уже исправленной версии стандарта, эта стадия предполагает еще и финальное “быстрое” обсуждение всех одобренных ранее изменений и “подчищение хвостов”. Делается это для того, чтобы в итоговый документ попало ровно то, что ранее было решено за столом обсуждений. То, что попадет в текст, исправить потом, конечно, можно будет, но придется ждать следующего цикла внесения ежегодных улучшений либо, как минимум, следующего набора редакторских корректировок. Лучше этого не допускать.
В этот раз некоторые технические вопросы все же возникли, и по их поводу было решено следующее:
- Потребовать от организаций-составителей отчетности включать в первоначальное измерение контрактной маржи по группе страховых контрактов эффекты от списания любого актива или обязательствам по связанным с этой группой контрактов денежным потокам, признанных еще до признания самой данной группы контрактов;
- Потребовать от организаций-составителей отчетности, в случае если другой стандарт МСФО требует от них признавать обязательства по будущим денежным потокам на заключение страховых соглашений (до признания самих страховых контрактов), также признавать активы, относящиеся эти денежные потоки;
- Потребовать от организаций-составителей отчетности придерживаться систематического и рационального распределения в случае применения требований IFRS 17, относящихся к восстановлению потерь с использованием договоров перестрахования, когда организации группируют вместе обременительные контракты, покрываемые договорами перестрахования, и прочие выпущенные ими обременительные контракты;
- Потребовать от организаций признавать страховой доход, когда они признают в прибылях и убытках величины, относящиеся к налогам на прибыль, прямо перекладываемых на держателей договоров согласно их условиям;
- Включить в определения обязательства по оставшемуся покрытию и обязательства по выставленным страховым требованиям все обязательства, возникающие по выпущенным организацией договорам страхования;
- Внести изменения в параграф В96(с), чтобы прояснить там учет относящегося к инвестиционной составляющей финансового страхового дохода или расходов, которые уплачиваются в период, когда не ожидаются к уплате, либо наоборот - не уплачиваются в период, когда ожидаются.
Сейчас он звучит следующим образом: “B96 Применительно к договорам страхования без условий прямого участия пункт 44(c) требует, чтобы маржа за предусмотренные договором услуги по группе договоров страхования была скорректирована на изменения в денежных потоках по выполнению договоров, относящихся к услугам будущих периодов. К таким изменениям относятся:
…
(c) разницы между инвестиционной составляющей, которая, как ожидается, будет подлежать выплате в данном периоде, и фактической инвестиционной составляющей, которая становится подлежащей выплате в данном периоде, которые рассчитываются с использованием ставок дисконтирования, указанных в пункте B72(c)”.
Итоговый вариант измененного стандарта, по плану, должен выйти в конце следующего месяца.
“Комментарии руководства”
Такое название носит практическое руководство PS 1, которое уже не первый год находится в процессе модернизации. В этот раз Совет по МСФО уделил особое внимание рискам и внешним условиям. В требованиях по раскрытию информации, которые войдут в итоговый вариант руководства, было решено добавить положения, которые обеспечат пользователей отчетности пониманием:
- Рисков, способных нарушить нормальное функционирование бизнес-модели организации, ее стратегию устойчивого развития, сказаться на ее ресурсах и деловых отношениях;
- Того, как внешние условия, в которых организации приходится вести свою деятельность, влияют на ее бизнес-модель, стратегию устойчивого развития, ресурсы и деловые отношения, а также сами риски.
Также IASB принял решение сформулировать ключевые цели раскрытий. Таковыми будет считаться использование инвесторами и другими кредиторами содержащейся в менеджерских отчетах информации в целях оценки:
- Масштаба и вероятности возникновения неспособности организации создавать стоимость и генерировать наличность, и то, насколько эффективно менеджеры этой организации определяют и управляют рисками. Что касается внешнего окружения, то здесь инвесторы и кредиторы оценивают, как текущие тренды и прочие факторы внешнего окружения влияют на организацию, и насколько эффективно менеджеры отслеживают все эти факторы и тренды и реагируют на них.
Все это будет четко специфицировано в обновленном PS1 в качестве целей раскрытия.
Кроме того, Совет по МСФО согласился оговорить в целях раскрытия, что вся включаемая в менеджерские отчеты информация и результаты проведенного анализа должны фокусироваться на:
- Ключевых рисках и охватывать описание этих рисков и их влияние на организацию, а также то, как менеджеры осуществляют мониторинг и управление этими рисками, и как они противодействуют их негативному влиянию, если такое в самом деле случается;
- Ключевых факторах и трендах в окружающих условиях, охватывая описание этих факторов и трендов, их влияние на организацию и ответную реакцию менеджеров.
Очень вероятно также, что Совет по МСФО четко оговорит в PS 1, что ключевыми следуют считать те риски, которые влияют на способность организации создавать стоимость и генерировать наличность (чтобы не было непонимания этого момента). По аналогии, таковыми же будут считаться ключевые факторы и тренды в окружении организации. Эти те же самые риски, факторы и тренды, которые отслеживает, и которыми управляет организация.
В следующий раз IASB будет обсуждать раскрываемую информацию по результатам деятельности, финансовой позиции и сделанному прогрессу (в реализации какой-либо стратегии), а также агрегирование содержащейся в менеджерских отчетах информации.
Реформа базовых процентных ставок “IBOR” и ее влияние на финансовую отчетность (Фаза 2)
Как известно, в начале апреля вышел предварительный вариант изменений к пяти стандартам МСФО в рамках второй фазы работы над этим проектом. Консультации запустили недолгие, и завершаются они уже буквально завтра (25 мая). Пока что по всем полученным до сих пор откликам технические разработчики ознакомили членов Совета по МСФО только на словах, и о них ничего не рассказывается даже на сайте Фонда МСФО. Зато на следующей встрече обещаны уже полноценные обсуждения всех полученных отзывов.
“Инициатива по раскрытиям” – Учетная политика
21 мая члены IASB обсуждали в основном отзывы на предварительный вариант изменений к IAS 1 и практическому руководству PS 2 “Вынесение суждений о существенности”, которые вышли в августе прошлого года (не те, которые выходили в январе и касались классификации обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных). Консультации по прошлогоднему документу завершились еще в конце ноября.
В этот раз Совет по МСФО обсуждал, следует ли вносить корректировки в предложенный новый параграф 117В. Параграф очень важный, поскольку содержит описание случаев, когда учетную политику можно считать существенной (к слову, в тексте IAS 1 все годы до этого стояло не “существенная”, а “значительная”, но это уже скорее техническая тонкость). Сегодня IASB раздумывает над тем, чтобы уточнить в этом параграфе, что существенной иногда может быть информация по учетной политике, если она включает стандартизированные описания или дублирующие требования других стандартов МСФО. Никаких решений по данному вопросу пока не было принято, и к нему разработчики еще вернутся.
Зато уже известно, что Совет по МСФО решил не включать в список оговоренных ситуаций из 117В (когда информация по учетной политике является существенной) обстоятельства, описываемые параграфами 28-31 IAS 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки” (раздел, посвященный раскрытию информации).
А что касается еще одного пункта 117С, то содержащееся в нем заявление, гласящее, что специфическая для данной конкретной организации информация о применении требований стандартов МСФО в ее уникальных обстоятельствах гораздо полезнее для пользователей отчетности, чем стандартизированные описания, решено объединить с указаниям по той же самой теме из 117В(е). В нем прямо сказано, что организация обязана по возможности применять требования стандартов МСФО с учетом уникальных для нее фактов и обстоятельств.
Кроме того, в параграфе 117B Совет по МСФО хочет уточнить, что существенной может быть информация как с точки зрения объема, так и ее природы.
Что касается практического руководства PS 2, то здесь Совет по МСФО принял решение не вносить корректировок в предложенный в прошлом году иллюстративный пример Example S, чтобы в нем показать все возможные специфические для конкретной организации примеры существенной информации по учетной политике, которая, таким образом, подлежит раскрытию. Вместо этого данный пример могут скорректировать немного иначе, в частности:
- Прояснить, что момент признания выручки может считаться существенным суждением, и что информация о том, как именно транзакционная цена распределяется на обязанности к исполнению (см. стандарт по признанию выручки – GAAP.RU), также может считаться существенной.
- Пример Example T в руководстве также подкорректируют, чтобы он чуть лучше отвечал всем предложенным в прошлом году изменениям к IAS 1.
Никаких других примеров к PS 2 решено не разрабатывать.
Исследовательские проекты
По сравнению с апрелем (см. новостные материалы от 20.04.2020 и 27.04.2020) перестановок в расписании не так и много. Чуть прибавилось определенности в отношении запуска публичных обсуждений базовой модели динамического управления риском: это произойдет в четвертом квартале, тогда как в прошлом месяце называли просто второе полугодие.
Расписание по остальным проектам пока не изменилось. Из самого ближайшего следует ждать выход дискуссионного документа по теме объединения бизнеса под общим контролем – ориентировочными сроками по-прежнему стоит III квартал этого года. И уже буквально в июне в какой-то форме (на это, полагаем, интересно будет хотя бы посмотреть) Совет по МСФО может провести экспертизу накопленных результатов исследований по добывающим отраслям.
Никаких решений по существу на собрании не принималось.
Проекты, направленные на поддержание качества стандартов
Арендное обязательство в соглашениях с продажей актива и обратной арендой
Совет по МСФО обсуждал в этот раз переход и досрочное применение будущих изменений к IFRS 16. Они должны оговорить, как арендатор (он же продавец актива) будет применять требования стандарта для последующего измерения арендного обязательства, возникающего в транзакциях по продаже и обратной аренде. Предложенные изменения, наиболее вероятно, будут применяться ретроспективно в соответствии с IAS 8; также будет разрешено применение до даты официального вступления в силу.
Деталей пока известно немного, но ждать выхода предварительного варианта изменений осталось относительно недолго – до третьего квартала. Приступать к написанию документа готовятся уже вот-вот. Консультации точно не будут укороченными в этот раз, поскольку под них готовятся выделить, как минимум, 120 дней.