ЧТЗ: от банкротства к эффективной работе

Практика

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

ЧТЗ: от банкротства к эффективной работе

Челябинский тракторный завод – предприятие с большими историческими и производственными традициями. Созданный в годы первых пятилеток, завод стал первым в стране производителем гусеничных тракторов. В 1933 году с конвейера сошли первые тракторы, а уже в 1938 году дизельный трактор С-65 был отмечен высшей наградой на всемирной выставке в Париже. В годы войны ЧТЗ стал Танкоградом, объединив в единый производственный комплекс эвакуированные Кировский, а также Харьковский моторный завод. За эти годы было выпущено 18 тысяч танков и САУ, более 48 тысяч танковых двигателей, чем внесен большой вклад в победу над врагом. После войны тракторы ЧТЗ участвовали в освоении целины, нефтяных и газовых месторождений Сибири, в строительстве БАМа, и многих других стройках, создавших нынешний экономический потенциал России.

В ноябре 1984 года на заводе был собран миллионный трактор, а своего пика производства ЧТЗ достиг в 1988 году, когда с его конвейеров сошло более 31,7 тысячи тракторов. По объему товарной и нормативно-чистой продукции, численности работающих в объединении (свыше 60 тысяч человек) ЧТЗ был крупнейшим тракторостроительным предприятием страны.

За последние десять лет ОАО «ЧТЗ», характерный для многих гигантов машиностроительного комплекса: снижение объемов производства, разрыв многолетних хозяйственных связей, сокращение численности персонала, передача в муниципальную собственность социальной сферы.

Не обошли завод кризисные явления в нашей экономике – стремительный рост цен, снижение платежеспособного спроса, бартер, долги в бюджет, внебюджетные фонды, поставщикам, многомесячная задолженность по заработной плате.

Усугублению кризисных явлений в немалой степени способствовала смена руководства АО, произошедшая в конце 1995 года. Новая команда руководителей, не имея практического опыта управления на крупном машиностроительном предприятии, за два с половиной года привела прибыльное, устойчиво работающее предприятие до банкротства. Для объективного сопоставления приводятся итоги за 1995 и 1997 годы. Итак, 1995 год: изготовлено 3076 инженерных машин, затраты на 1 рубль товарной продукции – 81,2 коп., прибыль от реализации 135,2 млн. рублей, численность ППП – 27,8 тыс. человек.

Закономерным итогом такой деятельности стало признание ОАО «ЧТЗ» банкротом арбитражным судом Челябинской области в феврале 1998 года. Следует отметить, что в это время предприятие было практически остановлено: отсутствовали оборотные средства, быстрыми темпами росла задолженность перед энергетиками, бюджетами всех уровней, задержка заработной платы достигла 8 месяцев, по подразделениям прокатилась волна забастовок. В этих условиях в акционерном обществе с 01.04.98г. было введено конкурсное производство, и началась «новая история» ОАО «ЧТЗ».

В ходе конкурсного производства новой (старой) команде менеджеров, пришедших на ЧТЗ вместе с конкурсным управляющим, предстояло выяснить массу сложнейших организационный, юридических и технических задач, из которых можно выделить следующие:

Восстановление производства. По закону конкурсное производство не предусматривает восстановления выпуска продукции на обанкротившемся заводе, а предполагает лишь его распродажу с целью удовлетворения требований кредиторов в порядке очередности. Однако новой команде управленцев – по согласованию с комитетом кредиторов и при полной поддержке областной администрации – было принято нестандартное решение: возобновить выпуск продукции, сходя из того, что работающее предприятие, выпускающее пользующуюся спросом продукцию, представляет гораздо больший интерес для потенциальных покупателей. Распродажа же по частям отдельных производств, зданий, оборудования, привела бы по существу к ликвидации тракторного завода, как единого производственного комплекса.

Возврат имущества, восстановление имиджа. В течении 1998 года в результате проведения большой юридической работы и ряда арбитражных судов акционерному обществу было возвращено имущество на сумму 1,5 млрд. деноминированных рублей, незаконно отторгнутое командой прежнего собственника.

Одной из труднейших задач, стоявших перед конкурсным управляющим, была задача восстановления кредита доверия ЧТЗ, как со стороны поставщиков, так и стороны потребителей его техники. Восстановить имидж надежного партнера, аккуратного плательщика, производителя качественной техники, после произошедших с заводом катаклизмов и передряг было чрезвычайно сложно, но это удалось. Пошли навстречу заводу энергетики, металлурги, налоговые органы, другие кредиторы, и завод заработал.

Вторичный рынок. Одним из наследств, доставшихся новой команде менеджеров от «старого режима», было наличие большого количества посреднических структур фирмочек, через которые прежне руководство реализовала продукцию по заниженным ценам в ущерб заводу, но не в обиду себе. Следствие такой деятельности стало фактическое создание вторичного рынка нашей продукции, где цены были существенно ниже заводских. Это отсекало завод от конечных потребителей, потребовало применения сложных взаимозачетных схем в расчетах. Достаточно сказать, что в первые месяцы конкурсного производства доля денежных средств выручке от реализации была на уровне 10 %. Потребовалась большая, кропотливая работа, прежде всего коммерческих структур предприятия – чтобы изменит ситуацию. Сейчас вторичный ранок инженерных машин практически отсутствует, ведется активное наступление на вторичный рынок запасных частей. Результаты налицо: удельный вес денежной составляющей в доходах предприятия в настоящее время свыше 70 %.

Эффективный бизнес. Поставленные в ходе конкурсного производства задачи нельзя было решить без создания эффективного антизатратного механизма, имеющего целью снижение издержек, пресечение нерационального использования финансовых и материально-технических ресурсов, минимизацию затрат. Были разработаны конкретные мероприятия по структурное перестройке АО, направленной на создание эффективного механизма управления, ликвидацию убыточных, ненужных для производственного цикла подразделений. Был поставлена задача сконцентрировать максимум производственных мощностей по выпуску инженерных машин и запасных частей к ним на главной производственной площадке в том числе освоить в случае экономической целесообразности – производство изделий, получаемых по кооперации. При этом попутно решались задачи: повышения загрузки собственных мощностей, создания новых рабочих мест, уменьшения зависимости от «капризов» поставщиков.

Работа на перспективу. Практически с первых дней конкурсного производства, наряду решением текущих, повседневных вопросов выживания предприятия, перед конструкторско-технологическими службами были поставлены задачи работы а перспективу: совершенствование выпускаемой техники, расширение производства техники горизонтального ряда, создание новых промышленных образцов. В короткие сроки, в сложнейших условиях банкротства на ЧТЗ был разработан и изготовлен новый танковый двигатель, который по результатам испытания получил высокую оценку и официально признан базовым доля танка Т-90С. На предприятии ведется серьезная работа по модернизации выпускаемых бульдозеров и трубоукладчиков, разработаны новые, более совершенные модели тракторов, минидизелей и другой продукции.

Кадровая и социальная политика. Одна из проблем, которую предстояло решить – кадровая. С одной стороны с завода ушло большое количество квалифицированных работников, в основном молодого и среднего возраста, с другой – резко сократилось, а в 1996-1997 годах практически прекратилось поступление на предприятии молодых специалистов. В результате средний возраст работников предприятия в 1996 году достиг 47 лет. Таким образом, необходимо было решить первостепенно вопрос комплектования кадрами на первый момент и сформировать кадровый потенциал предприятия.

В результате позитивных перемен, произошедших за последнее время, на предприятие вернулась значительная часть кадровых работников. Динамика прироста кадров следующая: в 1997 году на завод было принято 2892 чел., в 1998г. – 3343, в 1999г. – 5442, а в 2000г.-7731 чел. Приоритетным направлением кадровой политики являлось привлечение на завод молодежи. Несмотря на трудное финансовое положение молодым специалистам, окончившим вузы и заключившим договоры о работе на предприятии в течении трех лет, выплачивается единовременно пособие в размере 1500 руб., при возвращении на завод молодых специалистов после службы в армии им выплачивается пособие в размере средней заработной платы по АО. Если в 1997 г. выпускников вузов, пришедших на завод было всего 7 человек, то в 1999 г. их число выросло до 35,а в 2000 г. – до 79 человек. В общей сложности количество принятых на завод работников в возрасте до 30 лет, увеличилось более чем в 3 раза, средний возраст работников завода в 200 году составил 43,8 года.

В коротком выступлении невозможно даже просто перечислить ту массу проблем, которые приходилось решать в практической деятельности. На протяжении трех лет на предприятии велась (и продолжает вестись) тяжелая, кропотливая работа по восстановлению славных традиций ЧТЗ. И если в 1998 год был годом выживания предприятия (быть или не быть), 199 год – годом восстановления и выхода на безубыточную работу, то 2000 год, без сомнения, можно назвать годом подъема, в котором были превышены недавно казавшиеся недостижимыми рубежи 1995 года.

В 2000 году выпущено 3610 инженерных машин, запасных частей произведено на сумму более 570 млн. руб., реализованная продукция превысила 3,5 млрд. руб., получено более 300 млн. рублей прибыли.

На ЧТЗ вовремя и в полном объеме выплачивается зарплата, уровень которой вы декабре 2000 года достиг 2840 рублей (180 % к декабрю 1999 года). В полной мере погашена задолженность по банкротству перед кредиторами 1 и 11 очереди. Существенно – почти в 5 раз возрос объем экспорта в страны дальнего зарубежья, в том числе в течение года отгружено 117 инженерных машин на сумму 3,34 млн. долларов, тракторные запчасти на сумму свыше 0,5 млн. долларов. Среди стран, с которыми заключены экспортные контракты: Монголия, Вьетнам, Китай, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Германия.

Главной задачей на 2001 года для нас является завершение конкурсного производства путем реструктуризации нынешнего ЧТЗ, создания нового АО, которое в дальнейшем сможет выкупить имущество, относимое к эффективному бизнесу, расплатиться с кредиторами и продолжить эффективную работу по производству инженерной техники.

В связи с этим, хотелось бы остановиться на некоторых проблемных вопросах, общих для многих промышленных предприятий.

Несовершенство закона о банкротстве. Нельзя «стричь под одну гребенку» со всеми градообразующие предприятия, а также предприятия, имеющие оборонное значение или выпускающие импортозамещающую продукцию. Необходимо предусмотреть процедуру своеобразной национализации таких предприятий путем передачи государству его акций в размере долга перед бюджетом.

Техническое перевооружение. Учитывая чрезвычайно высокий уровень износа технологического оборудования, необходимо законодательно предусмотреть дополнительные льготы для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение, как в Законе «О налоге на прибыль», так и путем освобождения от НДС и пошлин импортного технологического оборудования, не производимого в России. Рассмотреть вопрос о создании Российского банка реконструкции и развития, предоставляющего льготные целевые кредиты на техническое перевооружение предприятий , имеющих государственное значение.

Стимулирование лизинга. В настоящее время многие потенциальные потребители продукции машиностроения не способны приобретать технику из-за ее высоких цен, особенно это касается сельского хозяйства. Необходимо практическое осуществление мер государственной поддержки деятельности лизинговых компаний, продекларированных в ст.36 ФЗ «О лизинге». Кроме того, необходимо устранить многочисленные противоречия, имеющие место в ФЗ «О лизинге», гражданском, налоговом и таможенном кодексах.

Снижение налоговой нагрузки на предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Все льготы по налогообложению, введенные с 01.0~.2001 года 11 частью налогового кодекса, для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения единовременно были «похоронены» новым тарифом страховых платежей в фонд социального страхования от несчастных случаев (8,5 % вместо 4,3 %). Это приведет соответствующему еще большему подорожанию техники и сделает ее еще менее доступной для сельскохозяйственных производителей. Кроме того, явно необъективным представляется отнесение предприятий ТиСХМ к 22 (наивысшему!) классу профессионального риска.

Госзаказ. Руководителям всех предприятий, выпускающих спецтехнику, совершенно необходимо иметь ясность с объемами госзаказа и финансированием не только на текущий год, но и на 5-10 лет вперед, чтобы соответственно этому сформировать планы НИР и ОКР, просчитать необходимые затраты на выполнение этих работ. В противном случае получается работа на свой страх и риск без четких ориентиров и ясных перспектив.


Автор:

 

Все статьи цикла «Практические материалы с 7- ой конференции ИКФ "АЛЬТ" "Управление в России. Менеджмент роста", ноябрь 2001г»

(состоит из 7 статей)

Бизнес и человек – опыт сосуществования (16 сентября 2005)

Опыт привлечения иностранного капитала Воскресенским заводом Железобетонных конструкций и изделий (16 сентября 2005)

Подходы к управлению затратами в компании холдингового типа (16 сентября 2005)

Организационная структура Компании в условиях роста (16 сентября 2005)

ЧТЗ: от банкротства к эффективной работе (16 сентября 2005)

Противоречия внутреннего консультирования в процессе развития организации (16 сентября 2005)

Управление взаимоотношениями с клиентами (16 сентября 2005)