Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса: финансовый аспект

Практика

Автор:
Источник: Практические Материалы с Бизнес-Форум «Financial Director», 11-12 ноября 2005 г., Москва
Опубликовано: 17 января 2006

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса [финансовый аспект]



Описание рассматриваемого вопроса

Холдинг: под холдингом в презентации понимается структура, где каждое предприятие является самостоятельным бизнесом, а не выведенными структурами некого бизнеса как-то: агенты, представительства, дистребьютеры. Таким образом в презентации рассматриваются преимущества и недостатки горизонтально интегрированного холдинга.
Предмет сравнения: возможности одного бизнеса, либо группы бизнесов, не объединенных в холдинг с одной стороны и нескольких бизнесов, объединенных в рамках холдинга – с другой.

Оговорка

Доступность тех или иных финансовых преимуществ и неизбежность тех или иных недостатков холдинговой модели бизнеса зависит от степени централизации менеджмента и интеграции отдельных бизнесов внутри холдинга (например, перевода бизнесов на единую акцию или от системы ограничений и перераспределения полномочий менеджеров предприятий холдинга и управляющей компании). Однако, преимущества или недостатки как таковые, в целом типичны и в той или иной мере, присущи всем холдинговым структурам.



Преимущества холдинговой модели

1. Управление ликвидностью
2. Работа с кредитными организациями
3. Сокращение издержек
4. Повышение прозрачности бизнеса
5. Бюджетирование
6. Налогообложение

Управление ликвидностью

Возможность сглаживания колебаний ликвидности за счет внутреннего перераспределения свободных денежных средств.
Инструменты:

  • банковские и кредитные организации (cash-pooling)
  • казначейство холдинга (система займов)
  • структурирование платежных условий по контрактам
Конкретный способ зависит от требований законодательства, возможностей и структуры холдинга.

Работа с кредитными организациями

Возможность получения для всех предприятий холдинга доступа к использованию кредитных ресурсов и финансовых инструментов в рамках общего кредитного лимита холдинга.

 – Увеличение кредитных лимитов – кредитные возможности холдинга превышают возможности каждого предприятия в отдельности;
 – цена (ставка) привлечения ресурсов (получения банковских продуктов) в рамках общего лимита ниже, чем ставки каждого предприятя в отдельности;
 – более мягкие условия по обеспечению кредитных обязательств;
 – упрощение и ускорение схемы взаимодействия «предприятие холдинга – банк», т.к. нет необходимости согласования условий использования кредитных ресурсов.

Сокращение издержек (стоимость финансовых услуг)

Компетенция Управляющей компании холдинга:
 – выбор контрагентов финансовых услуг (страховые компании, оценочные компании, консультанты, аудиторы и т.п.)
 – согласование существенных условий договоров для всех предприятий холдинга
Компетенция предприятий холдинга:
 – инициализирует заказ услуг
 – решает технические вопросы

Преимущества использования эффекта масштаба:
 – льготные тарифы
 – упрощение контроля за стоимостью услуг
 – упрощение и ускорение взаимодействия «предприятие холдинга – поставщик услуг».



Повышение прозрачности бизнеса

Стандартизация внутренней документации и отчетности:
I Регламенты вертикального взаимодействия (Управляющая компания – Предприятие):

  • Управленческий учет
  • Налоговое планирование
  • Консолидированная бухгалтерская отчетность
II Регламенты горизонтального взаимодействия (устанавливают порядок взаимодействия подразделений предприятия):
  • согласование договоров (договорной регламент)
  • согласование расчетов (платежный регламент)
Повышение инвестиционной / кредитной привлекательности

Бюджетирование

Улучшение качества бюджетного процесса (сотавление, утверждение и контроль за исполнением бюджетов) в связи с внедрением единых стандартов бюджетирования

Налогообложение

Более равномерное распределение прибыли и затрат между предприятиями.

Финансовые недостатки присущие холдинговой модели

 – Увеличение количества менеджеров и обязательных процедур (дополнительный квалифицированный менеджмент, удлинение сроков принятия решений, некоторое увеличение издержек);
 – Эффект «Ложки дегтя». Финансовые проблемы лишь одного предприятия могут оказать негативное влияние на кредитную / инвестиционную привлекательность всего холдинга в целом (дополнительные риски, рост цены ошибки).
 – необходимость информатизации бизнес-процессов для их унификации и стандартизации (инвестиции),
 – как правило, взаимоотношение управляющей компании и предприятий холдинга попадают под пристальный надзор налоговых органов (дополнительные риски),
 – снижение мотивации финансовых директоров на местах в связи с передачей ключевых функций в управляющую компанию



Выводы

1. Холдинговая модель организации бизнеса обладает существенными преимуществами, как с точки зрения самого предприятия, так и его партнеров по бизнесу
2. Реализация конкурентных преимуществ, связанных с внедрением модели, требует тщательной координации действий управляющей компании и подразделений холдинга
3. При внедрении холдинговой модели бизнеса необходимо тщательно оценивать сопряженные риски.

Автор:

 

Все статьи цикла «Практические Материалы с Бизнес-Форум «Financial Director», 11-12 ноября 2005 г., Москва »

(состоит из 8 статей)

Показатели эффективности и комплексная оценка успешности компании (17 января 2006)

Стратегия финансирования роста компании за счет публичных заимствований на финансовом рынке (17 января 2006)

Листинг на ФБ ММВБ (17 января 2006)

Выбор ключевых показателей эффективности бизнеса в современных экономических условиях . Поиск баланса количественных и качественных показателей на примере Костромской ГРЭС (17 января 2006)

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса: финансовый аспект (17 января 2006)

Плюсы и минусы внутреннего аутсорсинга с точки зрения Регионального Предприятия группы «ПРОДО» (17 января 2006)

Использование российских и международных холдингов в налоговом планировании (17 января 2006)

Особенности внедрения системы контроллинга компаниями, занимающимися долгосрочными инвестициями в имущество (17 января 2006)