Выбор ключевых показателей эффективности бизнеса в современных экономических условиях . Поиск баланса количественных и качественных показателей на примере Костромской ГРЭС

Практика
Источник: Практические Материалы с Бизнес-Форум «Financial Director», 11-12 ноября 2005 г., Москва
Опубликовано: 17 января 2006

Выбор ключевых показателей эффективности бизнеса в современных экономических условиях .
Поиск баланса количественных и качественных показателей.



Современная экономика предъявляет новые требования не только к работе предприятий, но и к качеству управления ими.
В перспективе фактор эффективного управления станет одним из важнейших для жизненной устойчивости предприятия.
Именно, переход от точечного результата к ответственности за реализацию конкретных целей в конкретные сроки с четко фиксированным результатом – вот будущее эффективного развития компании.

Практически все компании в мире признают, что единственный вариант добиться устойчивой конкурентной способности – это сформулировать «правильные цели» и на основе их создавать работающие организационные системы, которые способны этих целей достигать.
Но, в электроэнергетике эффективность деятельности компаний все больше оценивается как результат достижения целевых значений ключевых показателей эффективности.

Ключевые показатели эффективности определяются исходя из мировоззрения и стратегии компании и балансируются в процессе создания BSC, которая включает в себя 4 перспективы, позволяющие достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения. Перспективы логически связаны между собой.

Фрагмент декомпозиции карты ССП

Показатели компании Показатели подразделений
Стратегическая цель Показатели результирующие 1.1 Директор по экономике и финансам 1.2 Управление 1.3 Служба/Отдел 1.4 Отделение/Сектор Мероприятия Показатель Процесс/Задача
2.1 Главный инженер 2.2 Зам. ГИ по направлениям 2.3 Цех/Служба 2.4 Сектор
 3.1  3.2  3.3  3.4
Финансы
Рост стоимости компании EVA EVA EVA Подготовка отчетности для акционеров и инвесторов
Рост доходов Доходы от реализации электроэнергии Доходы от реализации электроэнергии Доходы от реализации электроэнергии Подготовка отчетности для руководства, акционеров и инвесторов
Поддержание оборачиваемости  чистых активов на постоянном уровне Выручка/Чистые активы = const Выручка/Чистые активы = const Доход/Чистые активы = const Подготовка отчетности для руководства, акционеров и инвесторов
Снижение затрат Себестоимость 1 кВТч. Себестоимость 1 кВТч. Себестоимость 1 кВТч. Подготовка отчетности для руководства, акционеров и инвесторов
Рынок/Клиенты
Рост объема продаж Выработка 1.1/2.1 Выработка 1.1 Выработка Подготовка отчетности для руководства 
2.1 Выработка Подготовка отчетности для руководства
Оптимизация структуры клиентской базы Доля клиентов, исполняющих договорные обязательства по отношению к общему числу клиентов 1.1 Доля клиентов, исполняющих договорные обязательства по отношению к общему числу клиентов 1.     Создание базы данных клиентов 1.1 Доля клиентов, исполняющих договорные обязательства по отношению к общему числу клиентов  Мониторинг структуры клиентской базы
Дополнительные источники дохода по основному виду бизнеса Доля доходов от оказания дополнительных услуг по отношению к общему объему доходов 1.1 Доля доходов от оказания дополнительных услуг по отношению к общему объему доходов 1.4 Объем договорв на дополнительные услуги 1.     Анализ рынка дополнительных услуг
2.     Разработка программы оказания дополнительных услуг
1.1 Доля доходов от оказания дополнительных услуг по отношению к общему объему доходов Продажа дополнительных услуг
1. Аренда блока
2. Давальческое сырье
3. Системные услуги
1.4 Объем договоров на дополнительные услуги

1. Привести оперативные регламенты деятельности компании и подразделений в соответствие с целями карты ССП.
2. Решить вопросы с автоматизацией учета показателей.
3. Определить текущие и плановые значения показателей.
4. Установить сроки и ответственных за мероприятия.
5. Определить ответственных за достижение показателей подразделений на всех уровнях.

Результаты работы ОАО «Костромская ГРЭС»
2003 2004 9 мес. 2005
Товарная продукция (тыс. руб.) 4 643 528 5 733 675 5 821 823
Доля себестоимости в доходах компании (%) 98.29 88.18 90.86
Чистая прибыль (тыс. руб.) 30 188 179 595 325 943
ROE – (%) доходность собственного капитала 0.72 4.18 7.47
Капитализация (млн. $) 384 470 700
 

Все статьи цикла «Практические Материалы с Бизнес-Форум «Financial Director», 11-12 ноября 2005 г., Москва »

(состоит из 8 статей)

Показатели эффективности и комплексная оценка успешности компании (17 января 2006)

Стратегия финансирования роста компании за счет публичных заимствований на финансовом рынке (17 января 2006)

Листинг на ФБ ММВБ (17 января 2006)

Выбор ключевых показателей эффективности бизнеса в современных экономических условиях . Поиск баланса количественных и качественных показателей на примере Костромской ГРЭС (17 января 2006)

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса: финансовый аспект (17 января 2006)

Плюсы и минусы внутреннего аутсорсинга с точки зрения Регионального Предприятия группы «ПРОДО» (17 января 2006)

Использование российских и международных холдингов в налоговом планировании (17 января 2006)

Особенности внедрения системы контроллинга компаниями, занимающимися долгосрочными инвестициями в имущество (17 января 2006)