Привлекательность юридического лица в качестве участника интеграционных отношений

Практика

Автор:
Источник: по материалам с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Роль аналитика в управлении компанией" 27 июня 2003 г.
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Привлекательность юридического лица в качестве участника интеграционных отношений

В настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для развития интеграционных процессов. Чтобы на равных конкурировать с западными компаниями, бизнесу необходимо укрупняться. В последние годы все более активно проявляется тенденция к объединению предприятий в крупные вертикально-интегрированные структуры, включающие весь технологический процесс производства, начиная от добычи сырья и заканчивая реализацией готовой продукции, и создающие условия для разработки и освоения производства новых конкурентоспособных видов продукции.

Основная задача, решаемая при проведении реструктуризации предприятий, – создание структуры, обеспечивающей достаточную гибкость в условиях быстро изменяющейся внешней среды, а также сохранение эффекта масштаба, присущего крупным предприятиям и дающего им значительные конкурентные преимущества: консолидация финансовых потоков, снижение потребности в оборотных средствах, увеличение совокупных активов, централизация бизнес-процессов

Наиболее действенно поставленная задача решается путем построения структур холдингового типа, в которых основное общество, отвечающее за согласованность действий входящих в холдинг предприятий, обеспечивает реализацию эффекта масштаба, а входящие в него общества используют преимущества, основанные на быстроте принятия решений и связанной с ней гибкости при производстве и продвижении товаров на рынке.

Успешно работающие металлургические комбинаты получают много предложений о покупке от различных организаций, либо сами формируют вертикально интегрированные структуры. Так, в ОАО «ММК» ежегодно поступает до 200 таких предложений. При этом до 50% предложений не имеет отношения к черной металлургии. В данной ситуации на первый план выходит вопрос о целесообразности и механизмах интеграции хозяйствующего субъекта в корпоративную структуру. Для принятия окончательного решения необходимо иметь представления о целях и перспективах объединения.

В первую очередь необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

  • какова цель такого объединения (получение доходного бизнеса, приобретение недостающего звена технологической цепочки, надежного поставщика или потребителя и т.п.);
  • какие финансовые издержки понесет корпоративная структура и как изменится финансовое положение организации после объединения;
  • достаточно ли у холдинга ресурсов для осуществления подобной операции;
  • как быстро и в каком объёме произойдет возврат вложенных средств.

Стремясь к интеграции с крупными, стабильно работающими организациями, претенденты на вхождение в корпоративную структуру часто приукрашивают свои технико-экономические показатели. Поэтому требуется проверка достоверности предоставленной информации. Решение необходимо принимать быстро и безошибочно. Можно изучать каждое из предложений индивидуально, проводя глубокий и детальный анализ предлагаемых субъектов, но такая процедура дорогостояща и занимает много времени. Поэтому необходимо иметь унифицированную методику оценки целесообразности вовлечения организации в корпоративную структуру. Такая методика должна охватывать ряд наиболее важных показателей, характеризующих каждую организацию, а так же учитывать как особенности оцениваемых предприятий, так и социально-политическую обстановку, сопутствующую интеграции.

В настоящее время имеется большое количество методик рейтинговых оценок, например оценки инвестиционной привлекательности, либо методики оценки кредитоспособности (применяется в кредитных отделах банков). Однако методики, позволяющей в короткие сроки получить представление о предприятии, как о потенциальном участнике холдинга, не существует, поэтому было принято решение о создании подобной методики.

Разработанная Методика позволяет в сжатые сроки получить представление о юридическом лице как о потенциальном участнике интеграционных отношений, оценить предприятие с точки зрения различных факторов, оказывающих влияние, как на производственную деятельность самого предприятия, так и на перспективы создания с данным предприятием интеграционных отношений.

Методика основывается на оценке групп факторов (критериев), характеризующих предприятие с разных точек зрения.

Юридические факторы. Основным критерием в принятии решения о включении предприятия в холдинг является достижение управляемости. Это достигается приобретением в собственность комбината контрольного пакета акций предприятия. В противном случае данное предприятие можно рассматривать лишь с точки зрения установления с ним долгосрочных кооперационных связей.

Территориальные факторы. В соответствии с концепцией создания холдинга в первую очередь к рассмотрению на предмет участия в холдинге рассматриваются предприятия, находящиеся в непосредственной близости от головного предприятия холдинга, как то на одной пром-площадке, либо в черте города.

Затем к рассмотрению принимаются предприятия области и региона, предприятия за пределами региона и в последнюю очередь иностранные предприятия.

Основная идея данного подхода к проблеме – минимизация транспортных затрат. Данный критерий, на наш взгляд, является второстепенным. Если предприятие по остальным параметрам удовлетворяет условиям вхождения в холдинг, эффект синергии будет превосходить транспортные издержки.

Технологические факторы. В этом разделе предприятие оценивается не с точки зрения его технологических циклов, определение состояния его оборудования, (этот вопрос рассматривается экспертами-технологами в составе рабочей группы на втором этапе принятия решения о целесообразности установления с данным предприятием интеграционных отношений). Определяется заинтересованность в предприятии как в крупном потребителе продукции головного предприятия, надежном поставщике сырья и материалов, как в предприятии по глубокой переработке продукции головного предприятия.

Экономические факторы. При рассмотрении данной группы проводится коэффициентный экспресс-анализ финансового состояния предприятия. К рассмотрению принимаются такие показатели, как коэффициенты рентабельности, ликвидности, автономии, деловой активности. Так же делаются выводы о финансовой независимости предприятия, о способности отвечать по своим обязательствам, оцениваются дебиторская и кредиторская задолженности. Аналитик дополнительно может рассчитать и другие коэффициенты и сделать развернутый анализ. Дополнительные факторы. В данную группу включены факторы, не вошедшие в основные группы. Степень влияния дополнительных факторов зависит от различных особенностей функционирования предприятия.

Оценивая данную группу факторов, аналитик рассматривает ситуацию, сложившуюся вокруг предприятия в настоящее время и развитие ситуации в будущем с учетом этих факторов, влияние дополнительных факторов на взаимоотношение с головным предприятием и другими предприятиями холдинга. Это влияние может быть как положительным, добавляя баллы к общей оценке предприятия и способствуя принятию положительного решения о привлекательности предприятия, так и отрицательным, отнимая баллы и обращающая внимание аналитика на необходимость более тщательного анализа предприятия.

Выводы по всем группам факторов рассматриваются совместно, делаются выводы и аналитик принимает решение либо о непривлекательности данного предприятия, как участника интеграционных отношений, либо о продолжении работы с данным предприятием и возможности (необходимости) более глубокого анализа.


Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Роль аналитика в управлении компанией" 27 июня 2003 г.»

(состоит из 9 статей)

Особенности бизнес-планирования в условиях повышенных рисков сельского хозяйства и агропромышленного сектора (16 Сентября 2005)

Привлекательность юридического лица в качестве участника интеграционных отношений (16 Сентября 2005)

Некоторые особенности аналитических оценок возможности привлечения инвестиционного капитала (16 Сентября 2005)

Два проекта в одном (16 Сентября 2005)

Так управленческий учет или … просто бюджетирование? (результаты исследования организации управленческого учета в успешных компаниях) (16 Сентября 2005)

Проекты снижения затрат: определение эффекта и моделирование альтернатив (16 Сентября 2005)

Практика внедрения управленческого учета на промышленном предприятии с иностранными инвестициями (16 Сентября 2005)

Маркетинговое исследование рынка делового программного обеспечения (16 Сентября 2005)

Экономическое моделирование как инструмент управления (опыт консультантов) (16 Сентября 2005)