Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе
По материалам: CFO
Экономика США в настоящий момент отличается заметным ростом расходов – вполне объяснимо с учетом желания организаций поскорее восстановиться после хоть и короткой по продолжительности, зато очень глубокой рецессии. Трудовые расходы исключением не стали. Если в прошлом году люди радовались тому, что их хотя бы не сократили (а если еще и оставили с прежней зарплатой, так совсем хорошо), то сегодня ситуация совсем иная, и американский рынок труда снова характеризуется высоким уровнем конкуренции. С точки зрения финансовых руководителей – столкнувшись с ростом расходов на оплату труда, как найти способы экономии? Давайте смотреть.
Трудовые расходы бывают двух основных составляющих: вознаграждения работникам (заработные платы, бонусы, премии, выплаты за сверхурочную работу и в выходные/праздничные дни), а также выплаты компании в пенсионные фонды и корпоративные планы стимулирования работников (например, страховка, оплата стоматологических расходов, планы выкупа акций). К корпоративным расходам на оплату труда также стоит отнести компенсационные выплаты за переезд, топливные расходы, командировочные и т.д. Как обнаружила исследовательская компания APQC из Техаса, интересуясь расходами на оплату труда сотрудников финансовых отделов на полной ставке, на данный момент по всем отраслям они ранжируются от $45 000 до $108 000.
Источник: APQC
Значения трудовых расходов, относящиеся к медиане, верхнему или нижнему квартилю, отличаются в зависимости от отрасли, о которой идет речь. В банковской сфере, например, медиана работника финансовой службы на полной ставке примерно на $3 тыс. меньше, чем то же значения для финансового работника в автоиндустрии. По этой причине, как часто бывает в таких случаях, рекомендуется сверяться с расходами конкурентов по отрасли, а также учитывать контекст, чтобы быть точно уверенными, что у нас с трудовыми расходами что-то не так (или, напротив, все в норме). Иногда ведь большое влияние оказывает географический регион, не говоря уж о специальных знаниях и навыках, которыми может обладать тот или иной сотрудник.
Забывать про такой анализ в условиях непрерывного роста трудовых расходов настоятельно не рекомендуется, в противном случае нельзя быть уверенными в эффективности работы финансовых специалистов. Это особенно важно с учетом того, что все эти люди, как правило - высококвалифицированные работники. Если заставлять их работать сверх меры, неудовлетворение трудовыми условиями сослужит плохую службу руководству компании, поскольку эти кадры начнут смотреть по сторонам в поисках более приятных условий работы.
Максимизация эффективности
С одной стороны, главный ориентир менеджеров – максимизация стоимости, создаваемой работниками финансовой службы на полной ставке. Однако второй составляющей обеспечения эффективности является компенсация трудовых расходов за счет источников для экономии средств в других областях. Примеры эффективной практики включают действия, направленные на сокращение (вплоть до полного устранения) заторов в рабочих процессах, переработок, простоя рабочей силы и других проявлений неэффективности, вместе с автоматизацией рутинных процессов, где это только возможно.
Даже если у нас в команде работают самые высококвалифицированные кадры, их могут вводить в ступор нарушенные рабочие процессы, проявляющиеся, среди прочего, путаницей в передаче промежуточных результатов рабочего процесса далее по цепочке, или же несколькими, “одинаково правдивыми” версиями данных. Самые передовые организации занимаются непрерывным совершенствованием внутрикорпоративных руководств для финансовых специалистов, постоянно документируя, упорядочивая и стандартизируя рабочие процессы. Если процесс приведен к стандарту и надлежащим образом задокументирован, используются единый план счетов и универсальные определения для финансовых показателей, в конечном итоге оказывается, что это здорово экономит всем время и деньги.
Одной из самых проблемных областей считается обработка транзакций, способная забрать львиную долю времени у финансовых специалистов. К счастью, есть, по меньшей мере, две возможности освобождения здесь “дополнительного места” для более создающих стоимость направлений работы.
Во-первых, исследователи из APQC обнаружили, что самые передовые компании (особенно среди представителей крупного и международно ориентированного бизнеса) часто организуют у себя общие центры ответственности для обработки относящихся к транзакциям финансовых процессов – например, работе с дебиторской задолженностью. ОЦО снижают вероятность простоя трудовых ресурсов, способствуют стандартизации, наработке опыта, да и вообще выводят работу на новый уровень.
Передача процессов обработки транзакций в общие центры ответственности высвобождает время на более полезные направления деятельности, такие как сценарное планирование, анализ данных и т.п. вещи, помогающие руководству принимать более обоснованные решения, а это и составляет суть максимизации стоимости, создаваемой финансовыми работниками.
Модель распределенных услуг, т.е. этих общих центров ответственности, подойдет не любой организации, зато почти каждая может хоть в какой-то мере использовать автоматизацию. Сегодня на рынке предлагается множество подходящих почти всем программных продуктов по автоматизации очень и очень многих финансовых процессов, включая обработку дебиторской задолженности, командировочных расходов и т.п. вещей, которые в отсутствие автоматизированных программ пришлось бы обрабатывать вручную, тратя на это кучу времени.
Вторым важным направлением работы по максимизации эффективности является “фокус вовне”, на деловое окружение, чтобы расходы не выходили из-под контроля. Вот пример: совсем необязательно, что иметь более чем одну систему управления ресурсами предприятия (ERP) – это плохо, особенно если у нас множество деловых подразделений, и каждое требует особого подхода. Возможно, иного варианта и нет, однако внедрение и управления каждой системой ERP требует своих расходов.
Усложнения корпоративной структуры трудно избежать в случае слияний и поглощений, это вполне понятно. Но по этой же причине лучше иметь наготове “дорожную карту” по интеграции новых систем и планы по выводу из эксплуатации уже устаревших. Работа, направленная на сокращение многообразия задействованных систем и повышение их универсальности, в конечном итоге, приведет к сокращению расходов, большей понятности финансовых данных, и позволит финансовым специалистам избежать необходимости обработки разрозненных, часто противоречивых массивов данных, полученных ими из разных источников.
Если расходы на персонал, работающий в финансовом отделе вашей организации, еще не выросли, почти наверняка это случится в ближайшее время. Это значит, что пора задуматься над возможностями повышения эффективности управления в целях экономии времени для самих финансовых специалистов, чтобы те уже имели возможность тратить его на что-то, создающее гораздо большую стоимость.
Другие материалы этого автора:
- Оценка киберрисков (09/06/2021)
- Общие расходы на возмещение командировочных расходов (04/05/2021)
- Общие расходы на налоговый учет (05/04/2021)
- Продажи в кредит: дополнительный риск, но также возможности для роста (02/03/2021)
- Избегаем простоев с выплатой зарплаты (06/02/2021)
- Ключевой показатель месяца: скорость подготовки управленческой отчетности (09/01/2021)
- Ключевой показатель декабря: управление временем (08/12/2020)
- Важный показатель месяца: число людей на обработке заказа (07/11/2020)
- Число итераций при подготовке бюджета - важный показатель месяца (03/10/2020)
- Важный показатель месяца: безнадежные долги как доля от выручки (05/08/2020)
- Интересный и важный показатель: время денежного цикла (05/09/2020)
- Ключевой показатель месяца: общие расходы на вознаграждение и программы лояльности (02/07/2020)
- Краткосрочное прогнозирование денежных потоков (07/06/2020)
- Как заставить быстрее платить в кризисных условиях? (05/05/2020)
- Период погашения кредиторской задолженности: увеличивайте пока можно!(02/04/2020)
- Обнаружение и предотвращение дублирующих или ошибочных платежей(09/03/2020)
- Общие расходы на управление и обработку просроченной задолженности(07/02/2020)
- Общие расходы на финансовую функцию (10/01/2020)
- Ключевой показатель декабря: время на закрытие годовой отчетности (06/12/2019)
- Как быстро ваш бизнес адаптируется к новым рискам? (08/08/2019)
- Полезный показатель этого месяца: общая стоимость управления налогами(12/07/2019)
- Общие расходы на бюджетирование и прогнозирование (07/06/2019)
- Важный фактор в управлении любой компанией: планы преемственности(15/04/2019)
- Проекты, не выходящие за рамки бюджета (15/04/2019)
- Полезный показатель этого месяца: число статей в плане счетов (13/03/2019)
- Ключевой показатель месяца: ежедневная денежная позиция (04/02/2019)
- Численность состава финансовой команды – еще один важный фактор (14/01/2019)
- Выручка на одного сотрудника – повод обратить внимание (07/12/2018)
- Ключевой показатель месяца: время прогнозирования (18/10/2018)
- Время обучения сотрудников: на что стоит обратить внимание (17/09/2018)
- Еще один важный показатель: количество отклоненных вариантов бюджета(07/08/2018)
- Еще один важный индикатор: несобранные долги (19/07/2018)
- Важный показатель: срок погашения дебиторской задолженности (08/06/2018)
- “Время закрытия” – еще один полезный KPI (19/03/2018)
- Ключевой показатель: запасы наличности (04/09/2019)
- Ключевой показатель месяца: доходность на инвестированный капитал (04/10/2019)
- Сколько времени у вас занимает финансовая оценка новых продуктов? (07/11/2019)