Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе
По материалам: CFO
Сегодня у нас довольно простой, но при этом важный показатель – прогнозный объем продаж за определенный промежуток времени. Важный настолько, что отточить мастерство прогнозирования продаж (и не только их) до совершенства – мечта, наверное, любой финансовой команды. Если прогноз точен, руководство принимает обоснованные решения по найму персонала, производственному графику, капитальным расходам и так далее. Если в них закралась ошибка, или же есть такие подозрения, решения придется принимать с определенной опаской.
И пусть в современном бизнесе много новаторов, которые давно выступают против традиционных подходов к бюджетированию (см., например, “Бюджетирование “с нуля” – “хирургическое вмешательство”), даже среди них вряд ли найдется много людей, которые при этом будут выступать еще и против точных прогнозов. Как утверждает на основе своего собственного многолетнего опыта автор оригинальной статьи, большая часть его работы в роли финансового директора после начала пандемии в марте прошлого года проходила под знаком прогнозирования и перепроверки прогнозов (продаж, выручки, ликвидных резервов и т.д.), что позволило руководству принимать взвешенные решения, а сотрудникам – быть уверенными в том, что их организация сохраняет сильные позиции, несмотря ни на что.
Как оценить точность прогнозов? Формула довольно проста, однако в качестве следующего шага также можно сопоставить процент ошибок в общих прогнозах продаж с процентом ошибок, допущенных аналогичными по размеру организациями из той же отрасли. На основе имеющихся в ее распоряжении данных исследовательская и аналитическая компания из Техаса APQC обнаружила, что у самых точных в прогнозах участников рынка процент ошибок не превышает 1,1%, а у наименее точных он не опускается ниже 2,7%. Разница составляет 1,6% - это много или мало? Скажем, если речь идет об организации с $5 млрд. годовых доходов, разница составит $80 млн., “всего лишь”.
Источник: APQC
Таким образом, неточные прогнозы могут оказывать разрушительное влияние, которое в отдельных случаях имеет свойство накапливаться, в зависимости от особенностей отрасли. Взять фармацевтику и продуктовый ритейл для примера: эти товары не могут находиться на полках дольше отведенного сроком годности, если запасы продукции на полках превысят фактический спрос. И даже если возникнет дефицит и прогнозные продажи, напротив, не дотянут до фактических значений, для представителей отдельных отраслей это также может быть плохо, сопровождаясь ударом по репутации. Очень актуален на сегодня пример с той же фармацевтической отраслью, если производители вакцины не поспевают за спросом, и то же самое можно сказать о жизненно необходимых лекарствах.
Конечно, для одних отраслей терпимость к ошибке прогноза будет выше, чем для других (поэтому так важно сравнивать себя с представителями именно своей отрасли). Тем не менее, научиться точности в прогнозах важно для любого бизнеса. Как это сделать? Точный прогноз требует использования интегрированных данных и участия на всех организационных уровней. Автор оригинального материала утверждает, что следующие практики неоднократно показали свою полезность ему лично и финансовым директорам из организаций-представителей многих других отраслей.
Интегрирование данных
Пожалуй, первый и самый важный шаг – определить информацию, нужную для поручения прогноза, и получить к ней доступ. Исторические данные, отчеты, иногда даже простые наблюдения других сотрудников – все это может иметь значение для полноценного прогноза. Только, к сожалению, далеко не все организации функционируют как единый механизм – скорее как совокупность разрозненных систем с непроходимыми барьерами между ними. Как пример, опрос APQC показал, что только лишь у 14% респондентов операционные и финансовые данные интегрированы в единую систему.
Сбор данных из разрозненных источников и их последующее сведение воедино не просто отнимает время, но и повышает вероятность ошибки. И напротив, при грамотном использовании облачных вычислений организации сразу же получают большой прирост точности прогнозов и скорости прогнозирования благодаря автоматизации, в отдельных случаях даже с использованием технологий на основе ИИ.
Корпоративная культура в отношении надежности прогнозов
Цели бизнеса – это ориентиры, которые ставит перед организацией ее руководство. Это далеко не то же самое, что прогнозы, помогающие менеджерам предсказать, куда организация на самом деле двигается. В идеальном мире организации способны продумать такой план действий, что цели и прогнозы будут совпадать, но в реальности это далеко не всегда так.
Руководителей, как известно, принято вознаграждать за совпадение прогнозов с целями бонусами, премиями и так далее, однако такая политика может легко спровоцировать консерватизм прогнозирования с их стороны, сопряженный с минимизацией ожидаемых доходов и максимизацией ожидаемых будущих расходов (настолько, насколько это позволительно). С точки зрения финансового менеджмента такой подход называется осторожным и в отдельных ситуациях даже оправдан, вот только на постоянной основе он сопряжен с минимизацией выбора перспективных возможностей для роста.
Отсюда вывод, что вместо того чтобы стимулировать точность прогнозирования напрямую, лучше стимулировать команду на обеспечение надежных и несмещенных данных. Для прогнозов можно разработать специальные показатели надежности и полезности, которые будут при этом согласованы со стратегическими целями организаций. С таким подходом мотивация в прогнозировании смещается в сторону более реалистичных оценок, в отличие от первого случая, когда аналитики переживали в первую очередь о том, чтобы результаты выглядели лучше.
Одной из разновидностей этого подхода являются постоянно обновляемые на основе ключевых факторов прогнозы, которые, как показывает практика, устойчивы против манипулирования. С таким прогнозированием основные факторы, определяющие финансовый результат, постоянно обновляются – например, ежеквартально, с горизонтом прогнозирования в следующие полтора года. Тут важно заметить, что поскольку обновляются данные на период, выходящий за пределы окончания отчетного периода, это перенаправляет внимание с обсуждения стратегических целей текущего периода на обсуждение будущих результатов и способов их достижения.
Принятие в расчет отклика со стороны стейкходеров
Сотрудничество и коммуникации очень важны в обеспечении соответствия будущего результата тому, что прогнозируется сегодня. Количественные данные – это еще не все, что способно улучшить прогнозы. Как оказывается, не менее важны и качественные данные – описательного рода информация, собираемая на всех организационных уровнях.
Примеры? “Продажники” как никто другой в компании знают, какие новые продукты способны подорвать спрос на уже выпущенные старые продукты. А представители производственного департамента хорошо разбираются в сезонности и могут высказать дельные допущения относительно перебоев с поставками, которые неизбежно отразятся на предложении.
Стоит отметить, что такие дополнительные данные повышают не только точность прогнозов, но и степень вовлечения сотрудников, что способствует формированию здоровой корпоративной культуры.
Даже если сохранять свои издержки неизменными, разница в ошибке прогнозирования в 1-2% может означать очень многое, в то время как само прогнозирование является основой планирования разных ключевых для организации направлений – финансового, стратегического и так далее. Так что дополнительные усилия на интегрирование данных, выработку правильной мотивации и расширение источников прогнозных данных себя более чем оправдывают.
Другие материалы этого автора:
- Ключевой показатель месяца: трудовые расходы (07/07/2021)
- Оценка киберрисков (09/06/2021)
- Общие расходы на возмещение командировочных расходов (04/05/2021)
- Общие расходы на налоговый учет (05/04/2021)
- Продажи в кредит: дополнительный риск, но также возможности для роста (02/03/2021)
- Избегаем простоев с выплатой зарплаты (06/02/2021)
- Ключевой показатель месяца: скорость подготовки управленческой отчетности (09/01/2021)
- Ключевой показатель декабря: управление временем (08/12/2020)
- Важный показатель месяца: число людей на обработке заказа (07/11/2020)
- Число итераций при подготовке бюджета - важный показатель месяца (03/10/2020)
- Важный показатель месяца: безнадежные долги как доля от выручки (05/08/2020)
- Интересный и важный показатель: время денежного цикла (05/09/2020)
- Ключевой показатель месяца: общие расходы на вознаграждение и программы лояльности (02/07/2020)
- Краткосрочное прогнозирование денежных потоков (07/06/2020)
- Как заставить быстрее платить в кризисных условиях? (05/05/2020)
- Период погашения кредиторской задолженности: увеличивайте пока можно!(02/04/2020)
- Обнаружение и предотвращение дублирующих или ошибочных платежей(09/03/2020)
- Общие расходы на управление и обработку просроченной задолженности(07/02/2020)
- Общие расходы на финансовую функцию (10/01/2020)
- Ключевой показатель декабря: время на закрытие годовой отчетности (06/12/2019)
- Как быстро ваш бизнес адаптируется к новым рискам? (08/08/2019)
- Полезный показатель этого месяца: общая стоимость управления налогами(12/07/2019)
- Общие расходы на бюджетирование и прогнозирование (07/06/2019)
- Важный фактор в управлении любой компанией: планы преемственности(15/04/2019)
- Проекты, не выходящие за рамки бюджета (15/04/2019)
- Полезный показатель этого месяца: число статей в плане счетов (13/03/2019)
- Ключевой показатель месяца: ежедневная денежная позиция (04/02/2019)
- Численность состава финансовой команды – еще один важный фактор (14/01/2019)
- Выручка на одного сотрудника – повод обратить внимание (07/12/2018)
- Ключевой показатель месяца: время прогнозирования (18/10/2018)
- Время обучения сотрудников: на что стоит обратить внимание (17/09/2018)
- Еще один важный показатель: количество отклоненных вариантов бюджета(07/08/2018)
- Еще один важный индикатор: несобранные долги (19/07/2018)
- Важный показатель: срок погашения дебиторской задолженности (08/06/2018)
- “Время закрытия” – еще один полезный KPI (19/03/2018)
- Ключевой показатель: запасы наличности (04/09/2019)
- Ключевой показатель месяца: доходность на инвестированный капитал (04/10/2019)
- Сколько времени у вас занимает финансовая оценка новых продуктов? (07/11/2019)