Ценность финансовых специалистов для бюджетирования

Кадровый менеджмент
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 5 октября 2021


Автор оригинального материала: Перри Уиггинс (Perry D. Wiggins), CPA, секретарь и заведующий финансовым отделом в APQC – некоммерческой организации в Хьюстоне, занимающийся исследованиями и анализом в бизнесе

По материалам: CFO

 

В этот раз у нас необычный и довольно интересный показатель, отражающий в какой-то мере способность организаций удерживать у себя талантливые кадры, но не только это. Если говорить конкретнее – удерживать специалистов, занятых в сфере финансового анализа, финансового планирования, а в конечном итоге и бюджетирования. Если это действительно ценные кадры, то лучше, чтобы они как можно дольше работали на вас (а не на ваших конкурентов).

Любой, кто лично занимался хоть раз бюджетированием, подтвердит, что это трудоемкий процесс, который в отсутствие эффективного взаимодействия и коммуникаций способен значительно растягиваться во времени, превращая эффективное действо в склочные обсуждения стратегических ориентиров (планов продаж, капитальных инвестиций, бонусных выплат и так далее). В самых непростых случаях дело доходит и до споров относительно офисных расходов на канцелярские принадлежности и меню в корпоративной столовой.

Команды финансовых аналитиков и планировщиков обычно набираются из сотрудников с уже довольно продолжительным рабочим опытом, чтобы по возможности минимизировать неэффективные и продолжительные по времени “баталии” по финансовым вопросам, которые очень часто сопутствуют ежегодному бюджетированию. При таком раскладе более вероятно, что финансовые специалисты, проработавшие в компании много лет, будут иметь не только отлаженное взаимодействие с руководителями различных бизнес-департаментов, но и хотя бы примерно разбираться в особенностях их работы. Это тоже ценный нематериальный актив, который приносит дополнительную стоимость: внутрикорпоративные деловые отношения и деловой опыт, которые упрощают коммуникации там, где это требуется - каждый год, при обсуждении бюджета на следующий отчетный период.

Если исходить из предположения об эффективном рынке труда, борющиеся за конкурентное преимущество организации, при прочих равных, будут стремиться удерживать у себя рабочие кадры дольше своих конкурентов. Данные американской исследовательской организации APQC, полученные в ходе проведенной оценки текущей ситуации с финансовым управлением и планированием, показали, что организации из верхнего (75%-го) квартиля удерживают сотрудников рассматриваемой категории в течение восьми лет, и это ровно в два раза дольше, чем представители нижнего (25%-го квартиля), которых в соответствии с принятой логикой можно  отнести к отстающим и имеющим более слабую конкурентную позицию.


Источник: APQC

Специалисты в области финансового анализа и планирования несут своим работодателям и другие преимущества, помимо эффективных коммуникаций и отлаженных деловых отношений: довольно часто они становятся важным фактором успеха в снижении времени на подготовку бюджета просто благодаря тому, что им данный процесс хорошо знаком. Также они могут выступить и в роли наставников для своих более молодых коллег, что обеспечивает преемственность в организации и передачу опыта новым поколениям, даже после того как эти опытные специалисты перейдут на другую должность или - что тоже случается - в другую организацию. Подытоживая: технические навыки, “мягкие” навыки и накопленный опыт всегда будут преимуществом при планировании и бюджетировании в отдельно взятой организации.

“Новичков” со счетов тоже не сбрасываем

Организации далеко не всегда автоматом направляют “старожил” на непростые случаи бюджетирования: реалии таковы, что в условиях конкурентного рынка труда текучка кадров хоть в какой-то степени найдет проявление, какими бы привлекательными условия у вас ни были. Однако команды специалистов по финансовому анализу и планированию могут использовать эту здоровую динамику как возможность, давая новичкам взглянуть на ситуацию свежим незамутненным взглядом, предложить новые идеи и варианты решения, которые - кто знает - могут стать постоянной стратегией.

Гипотетически, весьма вероятно, что лицо, которое раньше не участвовало в обсуждениях такого рода, начнет задавать вопросы, которые ранее не озвучивались, тем самым высвечивая потенциально неизведанные стратегические направления. С этой точки зрения, поступающие от неопытных “новичков” вопросы также приносят дополнительную стоимость, как бы парадоксально это ни звучало.

Работа над удержанием ценных кадров

С учетом преимуществ обеих категорий сотрудников, идеальная команда специалистов в области финансового анализа и планирования будет в правильной пропорции включать и тех, и других. При этом удержание ценных кадров в условиях конкурентного рынка труда - тоже непростая задача для многих организаций. Для того и создаются продуманные социально-ориентированные программы стимулирования. Как же повысить степень довольства сотрудников, чтобы те оставались с вами дольше?

Хорошей идеей для начала будет поинтересоваться, чем именно финансовые аналитики и планировщики занимаются в свое рабочее – и именно рабочее - время. Это не о том, чтобы освежить в памяти их должностные обязанности, которые им самим, полагаем, прекрасно известны. Это о том, чтобы выяснить долю “стратегической” составляющей в их работе: как часто они выступают в роли доверительных партнеров и занимаются аналитикой, лежащей в основе принятия стратегических решений? Может быть, этого нет совсем, и все свое время они занимаются сбором и сортировкой данных и другими рутинными процессами?

Исследователи из APQC обнаружили, что в большинстве организаций на сегодня более вероятен как раз второй вариант: в США типовой специалист в сфере финансового анализа и планирования тратит 75% своего времени на сбор данных и административные задачи, и только 25% - на задачи, создающие дополнительную стоимость для бизнеса. Если в вашей организации все примерно так же, стоит подумать о дополнительных инвестициях в инструменты автоматизации.

Не менее важно постоянно поддерживать возможности для профессионального развития новых кадров и активнее задействовать уже опытных. Многофункциональные задачи и временное назначение сотрудников на другие направления работы помогает быстрее наладить прочные отношения в коллективе и расширяет рабочий опыт. Более опытные финансовые специалисты получают свои выгоды от наставничества, освежая в памяти собственно наработанные наилучшие практики. Есть и более неформальные механизмы налаживания деловых связей в виде деловых завтраков, корпоративов и других выездных мероприятий, которые также способствуют обмену опытом с коллегами, иногда и из сторонних организаций. Все это нарабатывает технические и “мягкие” навыки, которые обязательно принесут свои дивиденды позднее.  

Опытные специалисты в области финансового анализа и планирования обладают углубленными знаниями о бизнес-операциях, пребывают “на короткой ноге” с высшим руководством и имеют представление, как провести бюджетирование быстро и эффективно. Вместе с тем без молодых кадров любая организация рискует рано или поздно свалиться в застой и рутину, которая уже не является эффективной. Важно уметь вовремя освободить в команде место для взращивания новых кадров и участия более опытных в деятельности, более сопряженной с созданием дополнительной организационной стоимости. Это повысит вовлеченность сотрудников и их удовлетворение от того, чем они занимаются, что обязательно скажется на эффективности процесса бюджетирования.


Другие материалы этого автора:

Теги: финансовые специалисты  бюджетирование  финансовый анализ  финансовое планирование  нематериальный актив  организационная стоимость  деловые отношения  конкурентное преимущество  финансовое управление  финансовый анализ и планирования  время на подготовку