Бизнес на инновациях: практика одного проекта

Практика

Автор:
Источник: по материалам Конференции "Зачем мы нужны миру?" ИКФ "Альт", ноябрь 2002 года
Опубликовано: 16 сентября 2005

Бизнес на инновациях: практика одного проекта

Предприниматели

НПФ «Ригона» – небольшая частная компания-нефтетрейдер. В конце 90-х владельцы фирмы задумали построить «какое-нибудь свое производство» и начали методичный поиск и отсев проектов. Отраслевых предпочтений не было, главное – «бизнес должен быть солидным, продукт массовым, а контракты крупными». За два года аналитическая группа проработала больше двух десятков проектов – от мукомольного комплекса и завода стеклобутылок до новых видов теплоизоляции и производства химических продуктов, пока в 1999 г. судьба не свела нашего директора с группой инженеров-композитчиков.

Композиты – материалы, которые состоят из матрицы и наполнителя. Самое распространенное сочетание: полимерная смола + стекло/углеволокно. Основное достоинство композитов – высокая прочность при малом весе. Основной недостаток – высокая стоимость. Используются с 40-х годов, основная сфера – ВПК и космос, в гражданской промышленности массового применения до сих пор не получили.

Разработчики

Инженеры были «оборонщиками». Их организацию к тому времени уже лет пять не кормили, люди стали задумываться о смысле жизни и месте, куда пристроить свои конструкторские заделы. Инженеры были грамотные, а главное – с ними был человек, слабо разбиравшийся в технических тонкостях, но талантливый мастер убеждать в блестящих перспективах. Он и воодушевил руководство «Ригоны» вложиться в композиты – да так, что аналитикой нам, по большому счету, заниматься и не пришлось.

Продукт

Идея была не новой – «Композитные баллоны для газов и жидкостей, находящихся под давлением» (почти 1,5 миллиона штук ежегодно в мире производится) – но с изюминкой: внутренний герметизирующий сосуд из ПЭТ-материала (да, те самые бутылки для газировки и пива). Казалось бы просто – обматываем такую бутылку стекловолокном, пропитанным эпоксидной смолой, и получаем прочный, легкий, прозрачный и недорогой композитный баллон – да только вот ни у кого в мире такого не получалось.

А у этих инженеров к тому времени было 3 патента и лабораторный образец, показавшийся нам шедевром композитной мысли – он сейчас в музее компании, этот неказистый уродец.

Старт

Специфика композитной отрасли – её военное прошлое и полувоенное настоящее. Гражданские изделия, как правило, продукт побочный, производство немассовое, оборудование дорогое, персонал особый, а отсюда высокая себестоимость и малые объемы продаж. И круг замкнулся.

На отработку коммерчески эффективной связки «конструкция + технология + станок» у нас ушло полтора года («дьявол скрывается в мелочах» – это точно). Параллельно проводимые детальные маркетинговые исследования и финансовые расчеты показали – у наших композитных баллонов есть будущее. Пора было определяться со стройплощадкой.

Страна

Прелестей отечественного административного капитализма «Ригона» хлебнула сполна, и инвестировать здесь собственники компании больше не хотели, тем более что средств требовалось, по меркам нашей фирмы, немало – от 4 до 6 миллионов USD, в зависимости от степени пессимизма.

Тут очень хотелось бы предстать перед коллегами средоточием мудрости и прозорливости – мол, в результате аналитико-синтетической обработки многофакторного информационного массива руководству компании было рекомендовано реализовать данный инвестиционный проект в стране Х с наилучшим сочетанием …..и т.д. – но по жизни всё получилось и проще и быстрее.

Сработали связи: через знакомых бизнесменов стало известно, что чешская Skoda, реструктуризируясь, продает свое подразделение, занимавшееся композитными материалами. «Деньги просят небольшие, страна нормальная, почему бы и нет?» – вот так в 2000 году команда очутилась в Чехии.

Видели бы вы это шкодовское «подразделение»! Облупленный 4-х этажный корпус с выбитыми окнами и дверями, по щиколотку голубиный помет, зайцы в коридорах бегают… Но решились и начали реконструкцию (год ушел и почти 2 миллиона долларов). А вообще рекомендация знакомых оказалась верной. И хотя налоговые ставки в Чехии повыше (НДС, к примеру, 22%, а на прибыль 31 %), но многих поборов просто нет (на имущество, например), а механизмы разумные и внятные (на инвестиционной фазе, представьте себе, государство возмещает вам НДС – ежеквартально и деньгами!) и никому не нужно кланяться. Как сказал наш директор «Я как будто выздоровел после жуткой болезни».

Инвесторы

С самого начала проект был сориентирован на «хороший выход». Попытавшись его ускорить, мы практически с первых дней начали поиск партнеров, посчитав таковыми крупнейшие газовые и дистрибьюторские компании. Воодушевлено писали Меморандумы о взаимопонимании, тиражировали бизнес-план, ездили по европейским штаб-квартирам и принимали гостей. «Всё что нужно нашим гениальным баллонам для всемирного успеха – это сбытовая сеть» – говорили мы. «Вот потенциал рынка – как минимум 10 миллионов штук, вот дисконтированный cash-flow, вот справедливая стоимость нашей компании – 30 миллионов долларов за 50 % участия». Партнеры слегка удивлялись (обычная цена сделки даже для компаний «с именем» в этом бизнесе 7-10 миллионов), обещали подумать и называли свои условия: «на уровне 5 миллионов».

Так мы потеряли 2001 год – в плане практического маркетинга – и приобрели понимание того, что «цыпленок должен вырасти».

Сегодня

«Kompozit-Praha» благополучно эволюционирует от start-up к «раннему росту»: пошли первые контракты, есть интерес к приобретению наших технологических линий «под ключ». Сейчас главная сложность – синхронизировать маркетинговую деятельность с развитием технологических мощностей в условиях ограниченного бюджета. В проект уже вложено около 5 миллионов долларов, и нужен ещё миллион для нормального набора высоты.

От главного конкурента, скандинавской компании, отстаем примерно на 1,5 года. Очень хорошо – меньше набивается шишек (от доработки элементов конструкции по опыту эксплуатации до выхода на новые рынки и лоббирования нужных стандартов). Получили предложение о сотрудничестве от крупной международной корпорации (планомерно занимаясь совершенствованием своих стальных баллонов, они проморгали «композитный рывок» и теперь пытаются вскочить на подножку). Два года назад для нас это был бы подарок судьбы, а теперь мы ученые – и будем думать.

Бизнес растет, на горизонте – квантовый скачок увеличения численности, делегирования ответственности и регламентации бизнес-процессов. Присматриваемся к ERP-системам среднего класса – и поскорее надо бы внедрять, пока ещё не закостенели привычки и чтоб потом не пришлось ломать по живому.

Примечания

Несколько житейских наблюдений – чтобы хоть немного сгладить ваше впечатление от этого «отчета о проделанной работе»:

  • мировой рынок. Не так страшен, как его малюют. Самое важное – вера в успех, энергия, компетентность и впитывание лучшего.
  • продвижение. Две-три грамотных статьи для международных тематических симпозиумов и конференций – и те, кому нужно, тебя заметят. Плюс выставки. И максимальное расширение и использование бизнес-знакомств. Скучно с точки зрения научного маркетинга, и тем не менее: связи решают очень многое.
  • мотивация. В небольшой компании сплотить людей несложно («мы – подводная лодка»). Совершенно замечательные результаты, когда ключевые сотрудники являются ещё и совладельцами компании.
  • конкурентоспособность отечественного машиностроения. Первый станок, который собирали в России, обошелся в 100 тысяч USD. Полгода помучившись с наладкой, заказали другой чехам. Вышло почти в два раза дешевле, не говоря о качестве. То же самое по комплектующим: полностью оплатили подготовку производства, а потом по каждой партии гневно переписывались, потому что брак до 10 % доходил. Снова к чехам – те за свой счет изготовили всю оснастку, цены на 20 % меньше и ни одной рекламации.
  • налоговый климат для инвестиций. По аналогии с «графиком безубыточности»: в России – высокий уровень условно-постоянной налоговой нагрузки на инвестиции и небольшой угол наклона условно-переменной. В Чехии с точностью до наоборот. Для нашего проекта суммарные значения совпадают где-то на 7 году жизни. И в какой стране лучше осваивать инновации?
  • открытость западных компаний. Сильно преувеличена. Самое важное зачастую не в годовых отчетах и на корпоративных сайтах, а по крупицам находится в других источниках – от отраслевых до бульварных.
  • «цивилизованная» дистрибьюция. Зря мы ругаем жадность отечественных посредников. В мировом «баллонном» бизнесе стоимость дистрибьюции сопоставима с ценой товара – в «магазине» продукт стоит в полтора-два раза больше, чем «на заводе».
  • ERP-системы. Написаны очень умными людьми для таких же умных людей. Для нормальных – слишком сложны (чтобы не потеряться, приходится держать в голове внушительный кусок бизнес-логики системы). Нет продуманности «диспетчерских пультов» – от директора до кладовщика – как у операторов атомных станций, например.
  • КИС. Должна быть сбалансированной, классу и уровню «верхней» (финансы, логистика и т.п.) должен соответствовать класс «нижней» (АСУ ТП), про которую очень часто забывают. Без этого настоящего эффекта от IT не добиться.
  • Интернет. Рабочая среда и инструмент, но одурманивает – чем больше изучаешь чужую информацию, тем меньше хочется думать самому. Информационный наркотик: – «а поищу-ка я ещё…»

В заключение

У кого-то из классиков: «… в тысячу раз приятнее этот опыт проделывать, чем о нем писать». Проект продолжается, работы невпроворот. Пожелайте нам удачи.


Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Зачем мы нужны миру?", ноябрь 2002г.»

(состоит из 16 статей)

Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество. Трансформация организации через оптимизацию бизнес-процессов (16 сентября 2005)

Мифы на рынке инвестиций (16 сентября 2005)

Пора ли собственникам отходить от оперативного управления? (16 сентября 2005)

Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга (16 сентября 2005)

Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги (16 сентября 2005)

Поиск эффективных решений для создания судоремонтного бизнеса в России (на примере рыбной отрасли) (16 сентября 2005)

Новый консалтинг (16 сентября 2005)

Бизнес на инновациях: практика одного проекта (16 сентября 2005)

Метафизика брэнда (16 сентября 2005)

Менеджмент: не наука и не искусство (16 сентября 2005)

Новый вызов руководителям компаний (16 сентября 2005)

Консалтинг, руководство продвинутого пользователя (16 сентября 2005)

Практические вопросы проектного финансирования (16 сентября 2005)

Концепция управления стоимостью в Инвестиционной Компании "СИ-ПРОПрактические вопросы проектного финансирования (16 сентября 2005)

Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании (16 сентября 2005)

Факторы риска в инвестиционных проектах и оценка эффективности использования инвестиционного капитала (16 сентября 2005)