Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга

Практика

Автор:
Источник: по материалам Конференции "Зачем мы нужны миру?" ИКФ "Альт", ноябрь 2002 года
Опубликовано: 16 сентября 2005

Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга

Аутсорсингом называют передачу сторонней организации определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса.

Здесь для руководителя очень важно сначала ответить себе на один вопрос – в чем ключевая компетенция моей фирмы, какая у нее миссия, какие цели мы ставим перед собой – в общем ответить на вопрос, для чего мы ходим на работу?

Далее мы будет говорить только о промышленном аутсорсинге (т.е. передаче по контракту именно производственного процесса) в сфере материального производства высокотехнологичной продукции.

В мире существует три основных типа компаний:

  • компании, которые осуществляют полный цикл (или его большую часть) разработки и производства продукта
  • компании, которые занимаются преимущественно разработками. Такие компании имеют лишь опытное производство и заказывают изготовление всех деталей по системе аутсорсинга. Это клиенты аутсорсинговых компаний.
  • компании, которые используют чужие разработки и, располагая передовым оборудованием и новейшими технологиями, занимаются производством, при необходимости под чужой торговой маркой. Эти компании оказывают услуги аутсорсинга.

Крупнейшие 6 фирм мира в области контрактного производства электроники – 

  • Flextronics (регистрация – Сингапур, владельцы – из США) ,
  • Sanmina/SCI (США),
  • Selestica (Канада),
  • Solectron (США),
  • Jabil Networks (США)
  • Elcoteq Networks (Финляндия).

В условиях ускоряющегося темпа разработок и меняющегося ассортимента элементной базы у большинства компаний, даже крупных, начинает не хватать компетенции быть лидерами во всех частях производственных процессов.

Ранее отмечалось, что в чистом виде EMS-компании существуют в основном на западных рынках. Их отличительным признаком является отсутствие своей продукции и своих брэндов, что принципиально не может вызвать «конфликт интересов» между контрактным производителем и его заказчиком.

Единственная компания из числа мировых лидеров, создавшая (вернее, тиражировавшая) сборочное предприятие в России (Санкт-Петербург) – финская Elcoteq Networks.

Так же, как и в других странах (число сотрудников – свыше 8 000 человек) концерн Elcoteq Networks (в России – ЗАО «Элкотек») предоставляет своим заказчикам те же виды услуг – автоматическая сборка печатных плат на линиях SMD-монтажа ( в том числе и по технологии BGA), логистика и закупка компонентов ( что дает дополнительные ценовые преимущества российским заказчикам), финальная сборка изделий (включая тестирование) и – пожалуй, самое важное для России – услуги инженерного центра мощность которого выросла в 2002 году после покупки 3\4 мощностей Центра разработок компании «Benefon». До 2001 года ЗАО «Элкотек» выполняло заказы только зарубежных заказчиков (работая в специальном таможенном режиме), но в начале 2002 года было принято решение – предложить российским предприятиям и разработчикам услуги по производству мирового уровня на территории России.

Повышение качества

Мировой опыт показывает, что компании редко имеют возможность обеспечения каждого этапа производственного процесса. За счет специализации на одном процессе обеспечивается высокое качество и относительно низкие цены. Повышение уровня качества также достигается путем строгого следования индустриальным стандартам и сертификации производственных процессов ( что находит отражение в наличии признаваемого во всем мире сертификата ISO9001).

Экономия ресурсов и снижение затрат

Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрывают отдельные производства, за счет чего получают возможность развития приоритетных направлений. При наличии конкурентной среды именно этот фактор является решающим при принятии решения об аутсорсинге.

Аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процесса.

Проще использовать в «режиме квантования» существующие производственные линии контрактного производителя – он делит издержки пропорционально количеству разных заказчиков. В случае покупки своего производства – приходится все издержки относить только на свое предприятие.

Повышение производительности труда

Благодаря аутсорсингу профессионалы имеют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда. Их поддерживает высочайшая производительность труда на контрактном производстве.

Доступ к передовым технологиям

Специализированная компания раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками. Используя аутсорсинг, другие компании получают передовые технологии, не тратя время и ресурсы на их разработку, к тому же возможности вкладывать сопоставимые с западными компаниями ресурсы в развитие основных средств (а также сопутствующие им технологии и знания) для средних российских компаний чаще всего отсутствуют.

Обеспечение эффективности производства

Кроме того, важным вопросом является повсеместное удорожание рабочей силы, которое не обошло и нашу страну. Распространено мнение, что широкое привлечение ручного труда для сборочно-монтажных работ в РФ экономически оправдано. С этим можно согласиться лишь отчасти, и это абсолютно неверно в отношении крупных городов России. При объективной оценке рациональной доли ручного труда следует рассматривать еще и фактор должной квалификации персонала, особенно при работе в несколько смен. Наконец, фактор низкой стоимости рабочей силы не рекомендуется принимать в расчет при составлении бизнес-планов и расчета сроков окупаемости электронных производств, поскольку он нестабилен и имеет тенденцию к постоянному росту.

На Западе эти факторы, скорее всего, заставят компании-производители электронных изделий полностью избавиться от ручного труда при сборке печатных плат уже в обозримом будущем.

Снижение затрат

Еще один «ресурс» более низких затрат некоторых российских компаний – небольшая доля амортизации в себестоимости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств.

Сегодня производство в России не всегда дешевле, чем даже в развитых странах Запада. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. А через 4-5 лет производить технологичную продукцию в России, возможно, будет уже дороже, чем на Западе.

Мы убеждены, что приход в Россию контрактных производителей из «первой десятки» может резко сократить технологическое отставание в производстве средств связи и электронных изделий , а также «развязать» руки российским разработчикам, которые сегодня зачастую «связаны» существующими, часто устаревшими технологиями и элементной базой, а также позволить большему количеству российских предприятий научно-технического профиля выйти и/или закрепиться на мировом рынке высоких технологий, объединив традиционную силу российской изобретательности и фундаментальной науки с современными индустриальными технологиями серийного производства заданного качества.

Но все же главной проблемой сегодня видится следующая : научатся ли российские предприятия когда-нибудь продавать (а не только разрабатывать), в том числе и на экспорт, свою продукцию или России останется только экспортировать сырье до полного его исчерпания?

Использованы материалы

  1. «Менеджмент роста» (Top Manager 1-2/2002)
  2. «Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий» Борис Дука, Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», Санкт-Петербург
  3. материалы «Electronic Assembly in the Next Millennium», «Innovation in Surface Mount Tecnology», перевод и адаптация Андрея Калмыкова
  4. Данные ЗАО «Элкотек» (Elcoteq Networks)

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Зачем мы нужны миру?", ноябрь 2002г.»

(состоит из 16 статей)

Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество. Трансформация организации через оптимизацию бизнес-процессов (16 сентября 2005)

Мифы на рынке инвестиций (16 сентября 2005)

Пора ли собственникам отходить от оперативного управления? (16 сентября 2005)

Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга (16 сентября 2005)

Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги (16 сентября 2005)

Поиск эффективных решений для создания судоремонтного бизнеса в России (на примере рыбной отрасли) (16 сентября 2005)

Новый консалтинг (16 сентября 2005)

Бизнес на инновациях: практика одного проекта (16 сентября 2005)

Метафизика брэнда (16 сентября 2005)

Менеджмент: не наука и не искусство (16 сентября 2005)

Новый вызов руководителям компаний (16 сентября 2005)

Консалтинг, руководство продвинутого пользователя (16 сентября 2005)

Практические вопросы проектного финансирования (16 сентября 2005)

Концепция управления стоимостью в Инвестиционной Компании "СИ-ПРОПрактические вопросы проектного финансирования (16 сентября 2005)

Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании (16 сентября 2005)

Факторы риска в инвестиционных проектах и оценка эффективности использования инвестиционного капитала (16 сентября 2005)