Бухгалтерский учет в социальных фондах – объективное отражение социальной политики

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Оливье Лотретт
Бернар Парис

Системы социального страхования получили распространение в развитых странах после второй мировой войны. Для организации системы социального обеспечения на государственном уровне создавались новые институты, которые по закону имели право собирать средства и осуществлять выплаты пособий. В отдельных странах Западной Европы внедрялась система финансов в составе фондов, независимых от государственного бюджета. Таким образом, российская система не слишком отличается от западноевропейской.

Система социального страхования выступает в качестве альтернативного источника дохода для тех застрахованных, которые временно или постоянно утрачивают имеющиеся у них источники дохода. Как правило, социальное страхование распространяется на следующие обстоятельства, вызывающие потерю источников дохода:

  • болезнь и инвалидность;
  • потеря работы;
  • беременность и роды;
  • уход на пенсию.

Финансирование выплат пособий обычно осуществляется за счет взносов, рассчитываемых на основе размера личного дохода. Важнейшим источником взносов является заработная плата, при этом дополнительно могут использоваться отчисления с других доходов или прямые налоги. Так как при создании системы социального обеспечения не происходит авансирования денежных средств, ее финансирование осуществляется на основе принципа распределения, т.е. выплата пособий производится за счет взносов, поступивших в течение данного периода.

После финансово-экономического кризиса социальные фонды столкнулись с проблемой дефицита бюджета. Рост уровня безработицы автоматически влечет за собой соответствующее увеличение размеров выплачиваемых пособий по безработице и снижение отчислений с фонда оплаты труда. Еще одна причина бюджетного дефицита связана с увеличением средней продолжительности жизни и последствиями резкого роста рождаемости сразу после второй мировой войны, что привело к увеличению пенсионных выплат пенсионными фондами.

Проблемы с финансированием поставили под сомнение уместность методов бухгалтерского учета, используемых для оценки степени устойчивости социальных фондов.

Исторически социальные фонды функционировали в рамках госбюджета, поэтому в них использовалась система учета для бюджетных организаций. В рамках учета по кассовому методу основной акцент смещен на исполнение бюджета с тем, чтобы финансовая отчетность отражала профицит или дефицит бюджета, возникающий в результате разницы между поступившими взносами и выплаченными пособиями.

В каждой стране действуют свои правила ведения бухгалтерского учета для бюджетных организаций, которые обычно встраиваются в систему национального законодательства. В последнее время органы, устанавливающие принципы международного учета (МСФО), активно занимаются данной проблемой, однако работа над МСФО для государственного сектора по своим результатам значительно отстает от разработок МСФО для частного сектора.

Что касается стандартов бухгалтерского учета для социальных фондов, особого внимания заслуживают два события первостепенной важности:

  • Во-первых, в соответствии с Маастрихтским договором устанавливаются ограничения на величину бюджетного дефицита стран-членов Европейского Союза. Для сопоставления бюджетных дефицитов различных стран потребовалось внедрение единого стандарта. Учитывая тот факт, что согласно стандарту ЕС необходимо отражать существующую на конец года задолженность по взносам компаний и пособиям застрахованным, а также начислять амортизацию на активы, уже наметился переход от кассового метода к методу начисления.
  • Во-вторых, Международная федерация бухгалтеров (МФБ) создала Комитет по государственному сектору, занимающийся разработкой стандартов для государственных организаций. В основу стандартов МФБ положены, главным образом, стандарты МСФО, при этом цель стандартов МФБ заключается в учете обязательств, существовавших до закрытия отчетного периода.

Таким образом, в положениях Маастрихтского договора и документах МФБ предусматривается переход на учет по методу начисления, который практически ничем не будет отличаться от принципов учета в частном секторе. Основное отличие состоит в использовании термина «традиционное обязательство», определенного в МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». В соответствии с данным Стандартом под обязательством понимается «текущее обязательство, возникающее в результате прошлого события», а признание резерва осуществляется, «когда у организации имеется текущее обязательства (правовое или традиционное)…». Согласно определению Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) порядок признания правового обязательства регламентируется нормами Маастрихтского договора. Традиционное обязательство определяется как «обязательство, вытекающее из деятельности компании, когда:

  • установившаяся практика деятельности, опубликованная политика или достаточно конкретное заявление компании свидетельствуют о том, что она принимает на себя определенные обязанности; и
  • в результате у других сторон появляются обоснованные ожидания в отношении того, что она выполнит эти обязанности».

В частности, пенсии по-видимому подпадают под определение «традиционного обязательства». Тем не менее, в большинстве стран-членов ЕС в отчетности пенсионных фондов не формируются резервы на выплату пенсий в обозримом будущем.

Необходимость осуществления контроля за надлежащим применением стандартов или концептуальных принципов бухгалтерского учета объясняется не только стремлением к «глобализации» или сопоставимости финансовой отчетности. Гораздо важнее обеспечить соответствие стандарта (стандартов) специфике национальной системы социального страхования. Основной проблемой в бухгалтерском учете является признание обязательств. Применительно к социальным фондам это означает, что пособие относится на расходы фонда только при выполнении определенных юридических условий выплаты пособий застрахованным лицам. В отличие от накопительной системы, в рамках распределительной системы собранные взносы используются на выплату пособий. Распределительная система предполагает наличие строгого соответствия между доходами и расходами. Однако, следует помнить о том, что в последние годы в Западной Европе обеспечить финансовое равновесие удавалось далеко не всегда.

Если в национальном законодательстве предусматривается, что социальное пособие подлежит выплате только при наличии соответствующих денежных средств, наиболее подходящей является система на основе кассового метода учета. В этом случае пенсионер не получит пенсию, пока пенсионный фонд испытывает бюджетный дефицит.

С другой стороны, согласно принципу начисления задолженность по пособиям остается непогашенной до поступления взносов или перечисления средств из государственного бюджета. В данном случае задолженность перед пенсионером отражается в составе обязательств.

Выбор варианта зависит от социальной политики государства.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование системы управления социальными фондами. Данная реформа представляет собой уникальную возможность для рассмотрения приемлемости используемых принципов бухгалтерского учета. Как и в странах ЕС, реформа бухгалтерского учета в социальных фондах должна проводиться вслед за изменением социальной политики.

Оливье Лотретт и Бернар Парис являются финансовыми консультантами в Министерстве финансов Франции. С Оливье Лотреттом можно связаться по тел. + 336 ( 11) 61 40 18. С Бернаром Парисом можно связаться по тел: + 334 ( 91) 76 01 02.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Сентябрь / Октябрь 2000»

(состоит из 24 статей)

Издание МСА на русском языке (16 Сентября 2005)

Решение Правительства в области экономической политики о введении МСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации МЦРСБУ по внедрению МСФО (16 Сентября 2005)

Перспективы применения МСФО российскими организациями (16 Сентября 2005)

Как бухгалтерский учет влияет на оценку результатов деятельности компании (16 Сентября 2005)

Визит руководителей КМСФО в Россию (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации по применению МСФО 39 (16 Сентября 2005)

МФБ выпустила стандарты учета для государственного сектора (16 Сентября 2005)

Даты вступления в силу МСФО (16 Сентября 2005)

Черным по белому (16 Сентября 2005)

Не только для специалистов (16 Сентября 2005)

Существующие издания переводов МСФО (16 Сентября 2005)

Издание КМСФО 2000 г. (16 Сентября 2005)

Суть в деталях («Круглый стол» КМСФО по финансовой отчетности) (16 Сентября 2005)

Учет налогов на прибыль по МСФО/GAAP.ru (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учёт в региональных органах государственной власти (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учет в социальных фондах – объективное отражение социальной политики (16 Сентября 2005)

О дешевых деньгах и высоких рисках (16 Сентября 2005)

Международная профессиональная квалификация CIMA (16 Сентября 2005)

Особенности национального закона об аудите (16 Сентября 2005)

Система бухгалтерского учета в российском банковском секторе подлежит реформированию (16 Сентября 2005)

Общее собрание НФКА (16 Сентября 2005)

«Обратная связь» (16 Сентября 2005)