Перспективы применения МСФО российскими организациями

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Виталий Палий

В марте 1998 г. Правительство РФ приняло решение о реформировании бухгалтерского учета в стране в соответствии с МСФО. Уже утверждены первые 12 стандартов. Летом 1999 г. М. М. Задорнов, в то время – Министр финансов РФ, в интервью информационному бюллетеню «Accounting Report» сказал, что в 1999 г. «продвижение этих инструментов идет достаточно успешно. Но хочу еще раз подчеркнуть, что это не будет полная копия МСФО…. Так не получится в силу того, что нельзя рассматривать систему бухгалтерского учета изолировано». Прежде всего ее нельзя отрывать от отечественных учетных традиций и законодательства. «Планы счетов не менялись десятилетиями…». Это было оправдано в плановой экономике, но совершенно нетерпимо в современных рыночных условиях. Новые национальные стандарты и действующий план счетов не позволяют составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, да для большинства российских организаций этого и не требуется.

Компании, входящие в листинг на мировых фондовых биржах или планирующие продвижение на мировые фондовые рынки своих финансовых инструментов, обязаны составлять и представлять финансовую отчетность в полном соответствии с требованиями МСФО. В мае 1999 г. Министерство финансов РФ разрешило таким компаниям представлять сводную финансовую отчетность консолидированной группы организаций в полном соответствии с МСФО и не составлять таковую по российским стандартам и правилам. Но воспользоваться этим разрешением весьма не просто, так как применяемый в России сокращенный План счетов бухгалтерского учета не позволяет получить однозначно идентифицируемую развернутую информацию по методике МСФО, обеспечить необходимые данные для требуемого раскрытия отчетной информации.

Компании составляют свою финансовую отчетность по российским правилам, а затем прибегают к весьма дорогостоящим услугам аудиторских фирм для трансформации этой отчетности в соответствии с МСФО, но добиться необходимой прозрачности трансформированной финансовой отчетности не удается из-за недостаточности учетной информации, на что постоянно жалуются иностранные пользователи отчетности. Российские компании на мировых фондовых рынках оказываются в неравных условиях с другими компаниями, сталкиваются с неоправданными трудностями в отношениях с инвесторами.

В России по нашим подсчетам около 200 крупных компаний и холдингов, многие из них являются уже транснациональными, которым необходимо применять МСФО в полном объеме. Вместе с дочерними и другими отдельными организациями их число вряд ли превышает 2,5-3 тысячи. В Министерстве финансов и в Министерстве торговли и экономического развития вызрело понимание необходимости разрешить данным компаниям и организациям составлять финансовую отчетность и вести бухгалтерский учет только в соответствии с МСФО. Учет и отчетность по российским правилам таким организациям не нужны. Необходимую информацию для составления налоговых деклараций можно получить из любой правильно организованной системы бухгалтерского учета. Наиболее крупным препятствием для ведения бухгалтерского учета в полном соответствии с МСФО сегодня является несовершенный, устаревший план счетов, принятый еще в 1959 г. и не претерпевший существенных изменений, даже, при переходе к рыночным отношениям. Изменения коснулись 10-12 процентов счетов.

План счетов бухгалтерского учета. Специалисты фирмы «Союзаудит» в течение трех лет занимались разработкой концептуального проекта плана счетов бухгалтерского учета коммерческой, финансовой и производственной деятельности в Российской Федерации. После неоднократных обсуждений на заседаниях методологического совета по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов РФ был избран европейский подход к разработке плана счетов для российских организаций. Концепция и содержание проекта плана счетов обсуждались на трех сессиях недельной продолжительности франко – российской экспертной комиссии с участием специалистов Высшего совета Ордена экспертов – бухгалтеров Франции, Министерства экономики и финансов Французской Республики, Министерства финансов РФ, крупных российских и иностранных специалистов в этой области. Они были в целом одобрены.

В плане счетов отдельными массивами выделяются счета финансового учета – балансового и забалансового – и управленческого учета. Последние позволяют получить конфиденциальную (нераскрываемую) учетную информацию для внутреннего управления компанией.

Все счета разделены на десять классов. Первые семь классов от нулевого до шестого относятся к финансовому учету, седьмой и восьмой – к управленческому учету. В девятый (последний) класс объединены забалансовые счета. Все классы подразделяются на группы счетов. Каждая группа включает до девяти однородных счетов, что позволяет почти на порядок увеличить число применяемых счетов по сравнению с действующим планом.

Расширенная номенклатура синтетических счетов разрешает получить на счетах прозрачную и детальную информацию для составления надежной и полезной для пользователей финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Выделение отдельных классов счетов для учета расходов и доходов позволяет формировать на счетах финансового учета данные для составления налоговой отчетности. План счетов создает возможности для составления финансовой отчетности и в соответствии с GAAP.ru США, если это соответствует учетной политике Компании.

План счетов, разработанный фирмой «Союзаудит», не заменяет и не подменяет стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Он определяет только методику единообразного отражения и обобщения на счетах данных о фактах хозяйственной деятельности, характеризует содержание конкретных счетов, указывает возможную их корреспонденцию, значение и интерпретацию сальдо на счетах.

КМСФО в своих документах указывает, что применение МСФО отдельными компаниями не может быть частичным. КМСФО подчеркивает: «Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая МСФО, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого стандарта». Это значит, что в дополнение к новому плану счетов каждая компания должна иметь полную, четко сформулированную учетную политику, учитывающую требования всех МСФО, которые относятся к операциям и деятельности данной компании.

Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учета существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуют МСФО. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.

На Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ по теме международных стандартов финансовой отчетности высказывались предложения в течение 3-5 лет полностью перейти в России на МСФО при составлении отчетности и ведении бухгалтерского учета во всех российских организациях. Отдельные выступающие предлагали отказаться от завершения Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета и с января всем перейти на МСФО. Такой подход не может быть принят. Большинство участников слушаний высказались за постепенный и добровольный переход на МСФО по мере созревания условий для этого в отдельных организациях. Международным центром реформы системы бухгалтерского учета было рекомендовано начать процесс перехода на МСФО с банков и иных финансовых учреждений, а также с консолидированной финансовой отчетности предприятий, ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке.

В России, как и в других странах, совсем немного организаций, заинтересованных в представлении финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО или GAAP.ru США. Но те организации, которые хотят составлять такую финансовую отчетность, должны получить полное право на применение соответствующей учетной политики и адекватного плана счетов бухгалтерского учета. Их нужно освободить от необходимости вести параллельный учет и составлять отчетность по российским правилам при условии предоставления налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством РФ. Полагаю, что Министерство финансов РФ к такому шагу уже готово. Осталось убедить Министерство по налогам и сборам. Большинство российских организаций будет работать в соответствии с российскими учетными стандартами, приближенными к МСФО и переходить на новый план счетов самостоятельно по мере созревания необходимых для этого условий и потребностей. На основе действующего плана счетов Министерством финансов РФ подготовлен модернизированный План счетов, который позволяет вести учет в полном соответствии с новыми российскими стандартами бухгалтерского учета. Модернизированный План счетов позволит приблизить российские организации к работе в новых условиях.

Виталий Палий, доктор экономических наук, профессор, является Главным консультантом ЗАО «Союзаудит». С ним можно связаться по электронной почте: saudit@aha.ru.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Сентябрь / Октябрь 2000»

(состоит из 24 статей)

Издание МСА на русском языке (16 сентября 2005)

Решение Правительства в области экономической политики о введении МСФО (16 сентября 2005)

Рекомендации МЦРСБУ по внедрению МСФО (16 сентября 2005)

Перспективы применения МСФО российскими организациями (16 сентября 2005)

Как бухгалтерский учет влияет на оценку результатов деятельности компании (16 сентября 2005)

Визит руководителей КМСФО в Россию (16 сентября 2005)

Новости КМСФО (16 сентября 2005)

Рекомендации по применению МСФО 39 (16 сентября 2005)

МФБ выпустила стандарты учета для государственного сектора (16 сентября 2005)

Даты вступления в силу МСФО (16 сентября 2005)

Черным по белому (16 сентября 2005)

Не только для специалистов (16 сентября 2005)

Существующие издания переводов МСФО (16 сентября 2005)

Издание КМСФО 2000 г. (16 сентября 2005)

Суть в деталях («Круглый стол» КМСФО по финансовой отчетности) (16 сентября 2005)

Учет налогов на прибыль по МСФО/GAAP.ru (16 сентября 2005)

Бухгалтерский учёт в региональных органах государственной власти (16 сентября 2005)

Бухгалтерский учет в социальных фондах – объективное отражение социальной политики (16 сентября 2005)

О дешевых деньгах и высоких рисках (16 сентября 2005)

Международная профессиональная квалификация CIMA (16 сентября 2005)

Особенности национального закона об аудите (16 сентября 2005)

Система бухгалтерского учета в российском банковском секторе подлежит реформированию (16 сентября 2005)

Общее собрание НФКА (16 сентября 2005)

«Обратная связь» (16 сентября 2005)