Дэвид Дамант
Подрядчик Tacis фирма «KPMG» опубликовала два проекта стандартов бухгалтерского учета по капиталу и отчету о движении денежных средств.
Настоящие Проекты отражают стремление России к переходу на систему финансовой отчетности, ориентированной на потребности рыночной экономики. Представленные документы можно рассмотреть с точки зрения процесса, предусматривающего внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в неизменном варианте, а также дополнительных положений, отражающих специфику российской экономики и системы законодательства.
Что касается проекта Стандарта по капиталу, Правление по международным стандартам финансовой отчетности (ПМСФО) придерживается подхода, согласно которому капитал в бухгалтерском балансе определяется как часть активов, оставшаяся после вычета обязательств. В настоящее время действует всего несколько правил, регламентирующих порядок классификации счетов раздела «Капитал», а в отношении остальных вопросов странам предоставлена полная свобода действий. Так, в «Концептуальных принципах ПМСФО» предусматривается возможность классификации счетов капитала с учетом требований национального законодательства (см. параграфы 65-68 «Концептуальных принципов»).
Возможно, в дальнейшем по мере внедрения концепции учета по справедливой стоимости ПМСФО рассмотрит влияние инфляции на составление отчетности и примет решение о необходимости регламентации отдельных статей раздела «Капитал». Однако, с учетом этих незначительных оговорок в отношении будущих перспектив развития МСФО следует отметить, что Проект стандарта соответствует требованиям современного национального законодательства в части выделения различных видов капитала и резервов. Безусловно, предложения, касающиеся национальных требований к счетам капитала, должны быть корректны с юридической точки зрения и понятны инвестору.
Предлагаемый Проект стандарта по отчету о движении денежных средств представляет собой значительный шаг в сторону принятия соответствующего Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО 7). В Проекте имеется ряд отсутплений от формы отчета, предлагаемой в МСФО 7. В то же время следует отметить, что в МСФО 7 не устанавливается обязательной к исполнению типовой формы отчета о движении денежных средств. В Приложении к МСФО 7 приводятся лишь ее возможные варианты. Кроме того, в настоящее время политика ПМСФО не предусматривает введение стандартизированных [типовых] форм финансовой отчетности, что предоставляет странам определенную свободу действий.
Если ПМСФО в будущем решит пересмотреть форму отчета, установленную в МСФО 7, Россия сможет внести полезный вклад в данную работу. В рассматриваемом Проекте стандарта предлагается перейти (в значительной степени) к использованию положений МСФО 7 и заменить действующую в России форму отчета, установленную в Приказе Минфина №4н от 13 января 2000 года. Согласно данному Приказу анализ денежных потоков представлен в виде трех колонок, в которых показатели распределяются по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Такой подход позволяет решить целый ряд проблем, например, распределить сумму налогов наиболее рациональным образом. В форме годового отчета, представленной в Приложении к МСФО 7 и предусматривающей наличие всего одной колонки, решить проблему с распределением налогов (и др. показателей) гораздо сложнее. Однако, на данный момент проект составлен верно, так как в нем предлагается система отчетности, позволяющая легче проводить сопоставления между компаниями различных стран.
Настоящие проекты отличаются взвешенным подходом и требуют внимания со стороны заинтересованных лиц. Данные документы можно заказать по электронному адресу www.tacis.acc.reform@kpmg.ru.
Дэвид Дамант является членом Консультативного совета по стандартам КМСФО. Ранее он входил в состав Правления КМСФО и работал на посту Президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков. В настоящее время он также является старшим советником МЦРСБУ.