Рекомендации Министерства финансов США по предотвращению отмывания незаконных доходов зарубежными чиновникам

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

16 января 2001 года Министерство финансов США выпустила не обязательные к исполнению рекомендации, препятствующие зарубежным политикам использовать счета в американских финансовых институтах для укрывательства незаконных доходов. Новые рекомендации подготовлены межведомственной рабочей группой под руководством заместителя министра финансов США Стюарта Эйзенстата. Помимо представителей Министерства финансов в состав рабочей группы входили сотрудники Федеральной резервной системы, Офиса контролера денежного обращения, Федеральной корпорации по страхованию вкладов, Управления по надзору за сберегательными учреждениями и Госдепартамента США.

В данном документе, выпущенном в рамках выполнения национальной стратегии США по борьбе с отмыванием «грязных» денег, американским финансовым институтам рекомендуется брать под особый контроль крупные счета и банковские операции в случаях, когда такие счета и банковские операции могут иметь отношение к незаконным доходам, полученным высокопоставленными зарубежными политическими деятелями, членами их семей и аффилированными лицами. Для целей настоящих Рекомендаций субъектами, подпадающими под действие данного документа, являются «высокопоставленные зарубежные политические деятели», «члены их семей» и «аффилированные лица», «выявленные при открытии, обслуживании счетов или выполнении процедур, направленных на обеспечение соблюдения действующих нормативных актов». Далее в документе указывается, что «в качестве »высокопоставленного зарубежного политического деятеля« выступает (избранный или назначенный на должность) влиятельный чиновник зарубежных органов исполнительной, законодательной, административной, военной или судебной власти, высокопоставленный официальный представитель крупной зарубежной политической партии или член высшего исполнительного органа акционерного общества, находящегося в собственности зарубежного правительства. Кроме того, под определение »высокопоставленного зарубежного политического деятеля« подпадают акционерные общества, коммерческие организации и прочие хозяйствующие субъекты, учрежденные высокопоставленным зарубежным политическим деятелем или функционирующие в его интересах».

В рекомендациях содержится перечень процедур, выполняемых при открытии и обслуживании счетов, которые помогут финансовым институтам получать необходимую информацию о счетах таких клиентов. Кроме того, в документе приводится список сомнительных и подозрительных сделок, заслуживающих особого внимания, включая крупные эпизодические переводы денежных средств и сделки с офшорными компаниями. Финансовым институтам рекомендуется сообщать властям о подобных подозрительных операциях. Американские чиновники утверждают, что в основе их рекомендаций лежит модель, разработанная в Швейцарии. Так, в 2000 году швейцарские и британские органы государственной власти смогли быстро установить, что умерший в 1998 году нигерийский диктатор Сани Абаха укрывал миллиарды долларов в их банках. В то же время властям Соединенных Штатов, не имевшим возможности провести полномасштабное уголовное расследование, так и не удалось отследить, проникли деньги диктатора в американскую финансовую систему или нет.

Инициативе правительства предшествовал целый год переговоров с представителями американских коммерческих банков и федеральных регулирующих органов. Рекомендации разработаны в рамках активной кампании Минфина США, направленной на борьбу с отмыванием денег в США и за их пределами. Кампания была развернута в 1999 году на фоне громких скандалов в «Bank of New York», счета которого использовались связанными с правительством российскими криминальными кругами для отмывания примерно семи миллиардов долларов.

Полный текст «Рекомендаций по осуществлению особого контроля за операциями, которые могут иметь отношение к незаконным доходам зарубежных чиновников» размещен на странице Министерства финансов США в сети Интернет по адресу: http://www.treas.gov/press/releases/guidance.htm.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Май / Июнь 2001»

(состоит из 20 статей)

На пути к цивилизованному рынку (16 Сентября 2005)

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета в странах-членах СНГ (16 Сентября 2005)

Учебная программа МНС России (16 Сентября 2005)

Два проекта стандартов бухгалтерского учета опубликованы в рамках проекта Tacis (16 Сентября 2005)

Почему МСФО отражают реальную экономическую ситуацию (16 Сентября 2005)

Применение отчета о движении денежных средств в России (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 Сентября 2005)

«Круглый стол» ОЭСР по корпоративному управлению в Тбилиси (16 Сентября 2005)

Институт внутренних аудиторов пересматривает свои стандарты (16 Сентября 2005)

МСФО и глобализация финансовой отчетности (16 Сентября 2005)

Применение МСФО для составления отчетности российскими предприятиями (16 Сентября 2005)

Заседание ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» в Ереване (16 Сентября 2005)

Отредактирован проект рекомендаций МФБ по независимости аудиторов (16 Сентября 2005)

Опубликовано исследование МФБ о тенденциях развития управленческого учета (16 Сентября 2005)

Рекомендации Министерства финансов США по предотвращению отмывания незаконных доходов зарубежными чиновникам (16 Сентября 2005)

Комитет по аудиту: лучшее из современной практики (16 Сентября 2005)

Проблемы создания комитета по аудиту в российских компаниях (16 Сентября 2005)

Минфин утвердил долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета (16 Сентября 2005)

Коммюнике XIV заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (16 Сентября 2005)

Как предотвратить банкротство предприятия – роль МСФО (16 Сентября 2005)