Рекомендации по реформе бухгалтерского учета в странах-членах СНГ

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Данные рекомендации были приняты на заседании ассоциации «Евразия» 21-22 мая 2001 года. Отчет о заседании опубликован на странице 12.

1. Преамбула

Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет новые требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов бухгалтерского учета.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является присущей только странам – членам СНГ. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

Поэтому конец тысячелетия для бухгалтерского учета стран – членов СНГ связан с переводом на международные стандарты бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Управление по международным стандартам (International Accounting Standards Board, IASB). IASB разрабатывает и публикует пересмотренные Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), которые с 01.04.2001 стали называться Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО (Financial Reporting Standards – IFRS).

Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране.

2. Исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе

Начало международной координации учета было положено в 1904 году, когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров. До Второй мировой войны были проведены еще 4 конгресса и, начиная с первого послевоенного конгресса в Лондоне (1952 г.), было принято решение о проведении конгрессов каждые 5 лет.

Конгресс в Сиднее (1972 г.) был связан с созданием Международного координационного комитета по развитию бухгалтерской профессии, МККРБП (International Coordination Committee for the Accountancy Profession, ICCAP), просуществовавшего до 1977 года. На конгрессе в Мюнхене было объявлено о его преобразовании в Международную федерацию бухгалтеров, МФБ (International Federation of Accountants, IFAC).

По соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США в 1973 году был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC) – независимая организация, главной целью которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире.

В настоящее время КМСФО преобразован в Управление по международным стандартам (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе с 01.04.2001 в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Штаб-квартира IASB размещается в Лондоне.

С апреля 2001 года внедрена новая структура IASB. С этой целью в 2000 году был сформирован Комитет по выдвижению кандидатур под председательством руководителя Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ) США г-на Артура Левитта. В его состав в качестве членов вошли Президент Всемирного банка, председатели британской, французской и гонгконской Комиссий по финансовым рынкам, председатель Наблюдательного совета компании «Сименс» (а также заместитель председателя Совета по стандартам бухгалтерского учета Германии) и главный исполнительный директор компании «Делойт энд Туш Томацу».

Комитет по выдвижению кандидатур назначил Совет в составе 19 известных доверенных лиц, председателем которого стал бывший руководитель Федеральной резервной системы США г-н Пол Волкер. Доверенные лица осуществляют общий контроль за соблюдением общественных интересов, обеспечивают привлечение необходимого финансирования и назначают членов нового Правления IASB, в исключительную компетенцию которого входит разработка МСФО. Доверенные лица назначили Дэйвида Твиди, являющегося председателем британского Совета по стандартам бухгалтерского учета, первым Председателем Правления IASB, которое работает в рамках новой структуры.

В настоящее время стандартизацией учета помимо IASB занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН (International Working Group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting, ISAR) и Рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development Working Group on Accounting Standards, OECD WG). Однако, общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит IASB.

Европейский Союз в июне 2000 года уже принял решение о переходе к 2005 году от использования национальных стандартов к МСФО. За ними последует большинство государств, в которых при составлении консолидированной отчетности национальные стандарты заменятся международными. Учитывая высокую заинтересованность США в этом процессе, можно также ожидать объединение МСФО и GAAP США в единую систему стандартов.

После того, как МСФО получат широкое распространение, рынки капитала, инвесторы, государственные и регулирующие органы и прочие пользователи будут рассматривать как неприемлемые не только какие бы то ни было национальные стандарты, но и любые отступления от МСФО.

При внедрении МСФО в странах-членах СНГ необходимо учитывать местное законодательство, которое придется приводить в соответствие с МСФО.

3. Преимущества международных стандартов

3.1.МСФО направлены на обеспечение отражения реальной экономической ситуации, что позволит пользователям бухгалтерской отчетности принимать правильные решения.

3.2.При развитии международных стандартов отчетности эксперты применяют лучшие международно согласованные принципы. Поэтому МСФО имеют четкую экономическую логику.

3.3.МСФО достаточно просты в восприятии для пользователей финансовой отчетности во всем мире, имеющих соответствующий уровень знаний в области бизнеса, экономики, бухгалтерского учета, финансов.

4. Экономические предпосылки перехода стран-членов СНГ на международные стандарты финансовой отчетности

4.1.Системы бухгалтерского учета стран-членов СНГ представляли собой адаптированный вариант системы, ориентированной на плановую экономику и не учитывающий экономическую реальность. Поэтому они были мало пригодны для принятия решений в условиях рыночной экономики.

4.2.Развитие систем бухгалтерского учета стран-членов СНГ после распада СССР происходило, в основном, по пути налоговой ориентации бухгалтерской отчетности. Таким образом, удобная для налоговых органов бухгалтерская отчетность оказалась неинформативной для инвесторов и других пользователей финансовой отчетности.

4.3.Для обеспечения стабильных и высоких темпов роста экономики стран-членов СНГ необходимы существенные капиталовложения.

Многим предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, необходимо составлять финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, поскольку большинство международных финансовых институтов не рассматривают инвестиционные проекты до тех пор, пока не будет составлена отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

4.4.Предприятия, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, сталкиваются с проблемой, связанной с составлением двойного комплекта отчетности и проведением двойного аудита. Принятие международных стандартов позволит сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах.

4.5.С начала 90-х годов в системах бухгалтерского учета стран-членов СНГ произошли значительные перемены. Проводимые правительствами некоторых стран-членов СНГ программы реформирования бухгалтерского учета, направлены на частичный, поэтапный переход на МСФО. Следствием являются частые изменения действующего законодательства, что приводит к дополнительным расходам, которые можно было избежать.

4.6.Непрозрачность существующих систем бухгалтерского учета позволяет в отдельных случаях руководителям скрывать реальное финансовое положение предприятий. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО, будет способствовать своевременному выявлению таких фактов.

4.7.Недостаток достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков препятствует функционированию эффективной банковской системы, налаживанию полномасштабных корреспондентских отношений во всем мире.

4.8.Всесторонняя защита прав мелких акционеров не может быть полностью обеспечена до тех пор, пока им не будет предоставляться достоверная и значимая финансовая отчетность. Национальные стандарты, как правило, не удовлетворяют данному критерию.

5. Рекомендации по реформе бухгалтерского учета1

5.1.Необходимо обеспечить законодательную поддержку перехода на МСФО. Прежде всего, следует отменить положения нормативных актов, препятствующих переходу на международные стандарты.

5.2.Разрешить в законодательном порядке предприятиям, перешедшим на МСФО, не представлять регулирующим органам отчетность, составленную по национальным стандартам, тем самым избавить их от необходимости ведения двойного учета.

5.3.Предприятиям, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке, их дочерним предприятиям, банкам и иным финансовым учреждениям в обязательном порядке перейти на МСФО.

5.4.При продаже государственных долей участия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использования в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (предпочтительно, прошедших аудиторскую проверку).

5.5.В случае обязательной аудиторской проверки унитарных предприятий разработать программу их перехода на МСФО.

5.6.Разработать методические указания по применению МСФО предприятиями малого бизнеса или же по использованию указанными предприятиями национальных стандартов, основанных на МСФО.

5.7.Разработать методику, согласно которой предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, учитывают свои налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве основы для налоговых расчетов. Для предприятий малого бизнеса разработать упрощенную систему пересчета данных финансового учета в показатели для целей налогообложения.

5.8.Государственным статистическим органам необходимо произвести адаптацию официальных методов обработки и анализа поступающих от предприятий статистических сведений.

5.9. Разработать рекомендационный план счетов, основанный на требованиях МСФО для целей применения его в переходный период.

5.10.Подготовить и обеспечить широкое распространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики практического применения МСФО.

5.11.Выделить достаточное количество финансовых ресурсов для проведения реформ, в частности:

  • для разработки рекомендаций по переводу учета со старой системы на МСФО;
  • для предоставления рекомендаций и проведения обучения сотрудников предприятий и государственных служащих (налоговых органов, органов статистики, органов, регулирующих рынок ценных бумаг и т.д.) в области практического применения МСФО;
  • для внесения соответствующих изменений в нормативные акты, которые в настоящее время основаны на национальных стандартах учета.

Рекомендации разработаны Международной региональной федерацией бухгалтеров и аудиторов МРФБА Евразия« Сайт Федерации в сети Интернет: http://www.irfaa-eurasia.org.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Май / Июнь 2001»

(состоит из 20 статей)

На пути к цивилизованному рынку (16 сентября 2005)

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета в странах-членах СНГ (16 сентября 2005)

Учебная программа МНС России (16 сентября 2005)

Два проекта стандартов бухгалтерского учета опубликованы в рамках проекта Tacis (16 сентября 2005)

Почему МСФО отражают реальную экономическую ситуацию (16 сентября 2005)

Применение отчета о движении денежных средств в России (16 сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 сентября 2005)

«Круглый стол» ОЭСР по корпоративному управлению в Тбилиси (16 сентября 2005)

Институт внутренних аудиторов пересматривает свои стандарты (16 сентября 2005)

МСФО и глобализация финансовой отчетности (16 сентября 2005)

Применение МСФО для составления отчетности российскими предприятиями (16 сентября 2005)

Заседание ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» в Ереване (16 сентября 2005)

Комитет по аудиту: лучшее из современной практики (16 сентября 2005)

Проблемы создания комитета по аудиту в российских компаниях (16 сентября 2005)

Как предотвратить банкротство предприятия – роль МСФО (16 сентября 2005)

Отредактирован проект рекомендаций МФБ по независимости аудиторов (16 сентября 2005)

Опубликовано исследование МФБ о тенденциях развития управленческого учета (16 сентября 2005)

Рекомендации Министерства финансов США по предотвращению отмывания незаконных доходов зарубежными чиновникам (16 сентября 2005)

Минфин утвердил долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета (16 сентября 2005)

Коммюнике XIV заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (16 сентября 2005)