Применение отчета о движении денежных средств в России

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Лариса Нечаева

В отличие от МСФО в России до сих пор в качестве основных бухгалтерских отчетов признаются лишь два отчета, а именно, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств рассматривается лишь как приложение к годовой бухгалтерской отчетности и его не обязательно представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности.

Между тем в международной практике отчет о движении денежных средств получил широкое применение. В соответствии с МСФО он признается в качестве основного финансового отчета и его следует представлять за каждый период, в котором представляется финансовая отчетность. Помимо отчета о движении денежных средств полный комплект финансовой отчетности содержит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, а также информацию об учетной политике и примечания к финансовой отчетности. Все вышеперечисленные отчеты взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как описывают различные аспекты одной и той же финансово-хозяйственной деятельности компании и имеют общую цель – дать пользователям отчетности наиболее полную информацию о компании для принятия экономических решений.

Каждый финансовый отчет имеет свою специфику представления информации о финансово-хозяйственной деятельности компании. Отчет о движении денежных средств раскрывает ее в разрезе движения денежных потоков за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Требования по раскрытию информации об изменениях в денежных средствах изложены в МСФО №7 «Отчет о движении денежных средств», который был введен в действие для финансовой отчетности, охватывающей периоды, начиная с 1 января 1994 г. и заменил предыдущий МСФО №7 «Отчет об изменении финансового положения».

Денежные средства требуются каждому предприятию независимо от основного вида деятельности. Отчет о движении денежных средств предоставляет информацию, которая полезна как внутренним, так и внешним пользователям отчетности (управляющим предприятия, инвесторам, кредиторам). С ее помощью они могут оценить, как предприятие создает и использует денежные средства, способно ли оно производить достаточно денежных средств, чтобы погашать текущие обязательства, выплачивать дивиденды, приспосабливаться к меняющимся условиям. Кроме того, данная информация позволяет определить требуется ли предприятию дополнительное финансирование, иная дивидендная политика, каковы были изменения в инвестиционной и финансовой деятельности за период, как были использованы денежные средства, полученные от размещения обыкновенных акций, выпуска облигаций или привлечения заемных средств и т.д.

В России отчет о движении денежных средств не имеет широкого применения. Не существует отдельного стандарта, посвященного отчету о движении денежных средств, а действующие требования по предоставлению информации в данном отчете существенно расходятся с требованиями МСФО №7. Прежде всего, расхождения касаются классификации денежных потоков по видам деятельности и формы представления отчета. Рассмотрим некоторые примеры.

Так, в соответствии с МСФО №7 компания должна представлять потоки денежных средств за период, классифицируя их по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Считается, что именно такая классификация обеспечивает информацию, которая позволяет пользователям оценить воздействие каждого вида деятельности на финансовое положение компании и сумму ее денежных средств. Кроме того, эта информация может использоваться для оценки взаимосвязи между видами деятельности. МСФО №7 дает следующие определения видам деятельности:

  • Операционная деятельность – основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой деятельности.
  • Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.
  • Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании.

По правилам, предусмотренным российскими нормативными актами, отчет о движении денежных средств содержит сведения о денежных потоках в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Определения этих видов деятельности имеют следующие расхождения с МСФО:

  • В российском отчете о движении денежных средств операционная деятельность называется «текущей» деятельностью. В определении текущей деятельности нет разграничения этого вида деятельности от инвестиционной и финансовой деятельности как это сделано в МСФО.
  • В определение инвестиционной деятельности включена деятельность, связанная с выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Данные операции приводят к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании, поэтому в соответствии с МСФО они относятся к финансовой деятельности.
  • В определение финансовой деятельности включена деятельность, связанная с приобретением и продажей краткосрочных финансовых вложений. Краткосрочные финансовые вложения представляют собой инвестиции, не относящиеся к денежным эквивалентам, поэтому в соответствии с МСФО операции по их приобретению и продаже включаются в инвестиционную деятельность.

В целях составления отчета МСФО №7 объединяет денежные средства с эквивалентами денежных средств, т.е. движение денежных средств между этими статьями не включается в отчет. Денежные эквиваленты представляют собой краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в определенную сумму денежных средств, и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости. Обычно такие инвестиции имеют короткий срок погашения (например, 3 месяца и меньше). При составлении отчета о движении денежных средств по правилам, предусмотренным российскими нормативными актами и методическими указаниями, денежные средства не объединяются с эквивалентами денежных средств.

МСФО №7 требует раскрывать всю уместную информацию об инвестиционных и финансовых операциях, не оказывающих непосредственного воздействия на текущие денежные потоки (такие как, операции, связанные с приобретением компании путем выпуска акций, конвертация долговых обязательств в обыкновенные акции, приобретение активов путем финансовой аренды). МСФО №7 также поощряет раскрытие дополнительной информации, которая может быть важна для понимания финансового положения и ликвидности предприятия. По российским правилам вышеуказанного раскрытия информации не требуется. Однако, следует раскрывать иную информацию, которая интересует контролирующие и статистические органы, например, денежные поступления по наличному расчету, в том числе, по расчетам с юридическими лицами, физическими лицами, с применением контрольно-кассовых аппаратов, поступление денежных средств из банка в кассу организации, из кассы в банк организации. Такую информацию нельзя признать полезной для понимания финансового положения и ликвидности предприятия.

Внедрение стандарта, посвященного отчету о движении денежных средств, не предусмотрено планом внедрения стандартов в практику, утвержденным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 года №283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Однако, специфика данного отчета заключается в том, что его можно принять в России абсолютно в том виде, в каком он изложен в МСФО №7 без боязни вступить в какое-либо противоречие с национальным (прежде всего налоговым законодательством). Независимо от различий, существующих между российскими и международными стандартами учета, нет никаких препятствий для того, чтобы соблюдать единые международные требования в составлении отчета о движении денежных средств (использовать единую классификацию видов деятельности, единую форму отчета и т.д.)

Для того чтобы отчет о движении денежных средств получил заслуженное признание и применение, в России следует принять МСФО №7 в неизменном виде, или, по крайней мере, разрешить российским предприятиям, составляющим отчет о движении денежных средств в соответствии с требованиями МСФО, не составлять отчет по российским правилам. Технику расчета показателей отчета о движении денежных средств следует описать в специальных методических рекомендациях и учебных курсах. Она не вызовет больших трудностей у российских бухгалтеров. Наоборот, для них, а также менеджеров, инвесторов, кредиторов и других пользователей российской финансовой отчетности смысл отчета о движении денежных средств станет более понятным и появится возможность для анализа и сравнения денежных потоков различных предприятий для принятия эффективных экономических решений.

Лариса Нечаева является техническим менеджером МЦРСБУ. С ней можно связаться по электронной почте larissa@icar.ru.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Май / Июнь 2001»

(состоит из 20 статей)

На пути к цивилизованному рынку (16 сентября 2005)

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета в странах-членах СНГ (16 сентября 2005)

Учебная программа МНС России (16 сентября 2005)

Два проекта стандартов бухгалтерского учета опубликованы в рамках проекта Tacis (16 сентября 2005)

Почему МСФО отражают реальную экономическую ситуацию (16 сентября 2005)

Применение отчета о движении денежных средств в России (16 сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 сентября 2005)

«Круглый стол» ОЭСР по корпоративному управлению в Тбилиси (16 сентября 2005)

Институт внутренних аудиторов пересматривает свои стандарты (16 сентября 2005)

МСФО и глобализация финансовой отчетности (16 сентября 2005)

Применение МСФО для составления отчетности российскими предприятиями (16 сентября 2005)

Заседание ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» в Ереване (16 сентября 2005)

Комитет по аудиту: лучшее из современной практики (16 сентября 2005)

Проблемы создания комитета по аудиту в российских компаниях (16 сентября 2005)

Как предотвратить банкротство предприятия – роль МСФО (16 сентября 2005)

Отредактирован проект рекомендаций МФБ по независимости аудиторов (16 сентября 2005)

Опубликовано исследование МФБ о тенденциях развития управленческого учета (16 сентября 2005)

Рекомендации Министерства финансов США по предотвращению отмывания незаконных доходов зарубежными чиновникам (16 сентября 2005)

Минфин утвердил долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета (16 сентября 2005)

Коммюнике XIV заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (16 сентября 2005)