В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются «цели развития бухгалтерского учета» и мероприятия, направленные на создание «системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО». Кроме того, в плане расписывается, каким образом и в какие сроки данные мероприятия будут осуществляться в отношении различных групп организаций.
Общие положения
В основе плана лежит тезис о том, что развитие системы бухгалтерского учета является составной частью общего процесса становления рыночных отношений в Российской Федерации. В результате разделения права собственности и функции управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и подробной финансовой информации. Кроме того, в плане утверждается, что глобализация рынка капиталов требует сопоставимости этой информации на межстрановом уровне, в связи с чем и создается национальная система бухгалтерских стандартов на основе МСФО.
Согласно плану, одним из важнейших условий успешного реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов (например, в рамках фондовых бирж), так и со стороны государственных органов (например, комиссий по ценным бумагам и иных регулирующих органов). Кроме того, важным связующим звеном в процессе контроля за применением стандартов являются аудиторы.
Цели развития бухгалтерского учета
В плане предусмотрены следующие стратегические цели: создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО, обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бухгалтерских стандартов для подготовки финансовой отчетности эмитентами ценных бумаг и развитие бухгалтерской профессии как активного субъекта процесса регулирования бухгалтерского учета. Более подробно задачи реформирования определены с учетом дифференцированного подхода к следующим группам организаций в зависимости от видов их собственников, размеров и рыночной активности:
I. открытые акционерные общества и иные организации, чьи ценные бумаги котируются на международном или российском рынках капитала [биржах]. Некоторые из этих организаций уже применяют МСФО или GAAP.ru США, однако для внутрироссийских целей они используют национальные стандарты учета. Им будет разрешено использовать МСФО (и не составлять финансовую отчетность по российским стандартам);
II. открытые акционерные общества, чьи ценные бумаги не котируются на рынке капитала. Для целей составления финансовой отчетности будут использоваться российские бухгалтерские правила, совместимость которых с МСФО будет обеспечиваться в процессе разработки и принятия новых ПБУ;
III. закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, за исключением малых предприятий. Организации этой группы будут также пользоваться российскими бухгалтерскими стандартами, при этом требования к раскрытию ими финансовой информации предполагается существенно снизить. Планируется провести оценку данных требований и определить необходимость доработки российских стандартов;
IV. малые предприятия будут использовать те же правила, что и организации третьей группы, однако при этом предусматривается возможность ведения ими бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности по упрощенной системе, обеспечивающей соблюдение требований налогового законодательства и соответствие потребностям менеджмента в части управленческого учета.
Другие задачи, представленные в плане, относятся к области бухгалтерского образования и сертификации, развития бухгалтерской профессии и контроля за применением бухгалтерских стандартов. Далее в плане подробно расписываются четыре основных этапа развития бухгалтерского учета в период до 2010 года.
Комментарии МЦРСБУ
План Минфина содержит целый ряд положительных моментов, включая четко сформулированное решение о переходе открытых акционерных обществ к практическому применению МСФО и всех остальных компаний – к использованию совместимых с МСФО российских бухгалтерских стандартов. Кроме того, значительным шагом вперед является стремление к скорейшему принятию порядка проведения налоговых корректировок данных бухгалтерского учета и отчетности (с тем, чтобы компании могли вести учет и составлять отчетность только по МСФО), а также к выведению бухгалтерского учета из сферы компетенции налоговых органов. По мнению МЦРСБУ, в план целесообразно включить также следующие положения:
- перейти к практическому применению МСФО и представлению заверенной аудиторами международной финансовой отчетности коммерческими банками и государственными предприятиями;
- на более раннем этапе плана разрешить открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги не котируются на рынке капитала, и дочерним компаниям применять МСФО при составлении финансовой отчетности без параллельного представления бухгалтерской отчетности по российским стандартам (а также использовать МСФО в качестве основы ведения управленческого учета и расчета показателей для целей налогообложения). По желанию таким порядком учета могут воспользоваться малые предприятия;
- перейти в обязательном порядке на составление заверенной аудитором финансовой отчетности по МСФО в процессе продажи государственных пакетов акций (приватизации государственных предприятий);
- применять новые (совместимые с МСФО) российские стандарты в обязательном порядке только после завершения работы над всеми ПБУ и обеспечения их полной совместимости с МСФО, а не осуществлять их поэтапное [стандарт за стандартом] применение на практике. В идеале следует принять МСФО в качестве стандартов на все случаи жизни и сосредоточиться на разработке методических рекомендаций по их применению (и не разрабатывать совместимые с МСФО российские стандарты).
МЦРСБУ пришел к выводу, что при реализации плана в части разработки всех совместимых с МСФО российских стандартов, нормативных актов и методических рекомендаций возникнут серьезные трудности. Во многом это связано с колоссальным объемом работы, предусмотренным в настоящем плане (в конечном итоге большая часть мероприятий может потерять свою актуальность по мере выполнения плана). Кроме того, в плане не расписан порядок финансирования и выделения других ресурсов на осуществление предусмотренных в нем мероприятий. Тем не менее, по мнению МЦРСБУ, план является шагом в верном направлении, особенно в части ускорения перехода на МСФО отдельных групп организаций и стремлении разрешить существующие проблемы с бухгалтерским учетом для целей налогообложения.
Читатели «Accounting Report», желающие ознакомиться с полным текстом плана Минфина, могут связаться с МЦРСБУ по электронной почте: publishing@icar.ru.