Американская торговая плата в России совместно с Экспертным институтом опубликовали отчет «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России» в 2000 году. Отчет затрагивает следующие вопросы реформирования системы бухгалтерского учета.
Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российской экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной активности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Для самих экономических субъектов существующие правила бухгалтерского учета также создают ненужные трудности и дополнительные издержки при принятии управленческих и инвестиционных решений, и если они пытаются привлечь иностранные инвестиции или займы, так как приходится трансформировать имеющуюся отчетность согласно международным стандартам (GAAP, IAS). Кроме того, для предприятий, чьи акции обращаются на российском фондовом рынке, возникает проблема неадекватной оценки рыночной стоимости акций.
Данная проблема признана в правительстве РФ, и уже несколько лет ведется работа по созданию новых российских ПБУ, соответствующих международным стандартам бухгалтерской отчетности1. Однако темпы создания новых правил финансовой отчетности неудовлетворительны. К январю 2000 года Программа реформирования бухгалтерского учета предусматривала разработку и принятие 22 основных положений о бухгалтерском учете, однако на сегодняшний день принято лишь 14, причем эти документы не полностью согласованы между собой и другими правовыми актами. Часть утвержденных положений по бухгалтерскому учету по ряду ключевых вопросов не соответствуют принципам и назначению Международных стандартов финансовой отчетности.
В программе Грефа реформа бухгалтерской отчетности фигурирует как необходимая мера по модернизации экономики, однако там присутствует лишь концептуальное описание политики государства в этом вопросе. Представляется, что в правительстве этот вопрос, также как и в прошлые годы может отойти на задний план, так как малоэффективная система финансовой отчетности не вызывает внезапных острых кризов общеэкономических масштабов, разрешение которых требует усилий и внимания членов кабинета Министров, а темпы работы межведомственной комиссии низки, так как раз нет жесткого спроса, так и нет реальной заинтересованности в скорейшем решении данного вопроса. Не случайно уже несколько лет российские и иностранные предприниматели и инвесторы привлекают внимание Правительства к проблеме неудовлетворительности российских ПБУ, но контраргументы государственных чиновников звучат прежние: требуется много времени на завершение методологической работы по написанию стандартов бухгалтерской отчетности и пояснений к ним, разработки обучающих программ для бухгалтеров и работников государственных контрольных органов, работающих с отчетностью, создание официальной системы сертификации бухгалтеров и т.д. Таким образом, прогресс в реформе бухгалтерской отчетности незначителен, происходит движение по замкнутому кругу.
Не оспаривая необходимости всех перечисленных мероприятий и признавая невозможность решить проблему перехода к международной системе финансовой отчетности мгновенно, представляется, что завершение реформы бухгалтерского учета должно выйти на первый план в ряду задач Правительства в 2001-2003 годах. Решение проблемы создания системы финансовой отчетности, полностью соответствующей требованиям МСФО, позволит повысить инвестиционную привлекательность российского реального сектора и расширить круг потенциальных инвесторов, будет способствовать более интенсивному перетоку инвестиционных ресурсов в экономике.
Ключевой задачей является внесение поправок в действующие нормативные акты, в соответствии с которыми банки, открытые акционерные общества и их дочетние компании в добровольном или обязательном порядке будут составлять финансовую отчетность по МСФО, при этом им не придется представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, необходимо разработать соответствующие изменения в налоговых и других нормативных актах. Ускорить данный процесс можно при увеличении интенсивности работы уполномоченной комиссии. Необходимо привлечь к работе в данной структуре специалистов из крупнейших аудиторских компаний, много лет занимающихся трансформацией российской бухгалтерской отчетности, адаптируя ее к международным стандартам. Кроме того, ряд крупнейших российских компаний, привлекающих иностранный капитал в той или иной форме, имеют квалифицированных специалистов, чьи знания могли бы ускорить работу по разработке изменений в нормативных актах, позволяющих использовать МСФО.
Многолетний трудный опыт непрерывного изменения налогового законодательства доказывает, что финансовые работники компаний, работающих в российской экономике, быстро осваивают нововведения в законодательной области, однако много проблем возникает при отчетности перед налоговыми и другими контрольными органами, так как недостаточно официальных общедоступных разъяснительных документов, где трактуются спорные или неясные вопросы законодательных актов. Практика последних лет показала, что много проблем возникает при введении терминов, заимствованных из МФСО и ранее не использовавшихся в российской системе бухгалтерской отчетности.
Поскольку трансформацией российской отчетности специалисты занимаются уже более 5 лет, накоплен опыт как по созданию самих новых ПБУ, так и по разработке российского законодательства в других областях (в том числе и по гармонизации и устранению пробелов в действующем законодательстве), представляется, что при привлечении достаточного количества экспертов работа по созданию нормативной базы для применения МСФО, разработке соответствующих изменений и необходимых методологических материалов может быть завершена в течении 12-18 месяцев.
Несомненно, потребуется государственная программа по созданию необходимой институциональной и технической инфраструктуры, обучению сотрудников контрольных и прочих государственных структур, работающих с отчетностью. Реально, как подсказывает практика, курсы переподготовки кадров в области новых стандартов будут занимать 3-6 месяцев, вне зависимости от сроков проведения реформы системы бухгалтерской отчетности – 1 год, 3 года, 10 лет, причем обучение начнется в самый последний момент, что, в общем-то, свидетельствует о рациональном поведении заинтересованных лиц: нет смысла заранее изучать правила, не имеющие применения в каких-либо еще областях деятельности, если они могут быть изменены, отменены, не введены в действие и т.п.
Таким образом, ключевая проблема реформы системы бухгалтерской отчетности – это все-таки написание самой законодательной базы, позволяющей открытым акционерным обществам и банкам применять МСФО в полном объеме, при этом она должна быть согласована с остальным законодательством, являться полной, ясной и непротиворечивой. Это – экспертная задача, не требующая значительных капиталовложений, институциональных преобразований или благоприятной конъюнктуры экзогенных факторов и т.п, и скорость решения ее во многом определяется заинтересованностью Правительства.
Источник: Американская торговая плата в России и Экспертный институт. Полную версию отчета можно получить в Американской торговой палате; адрес в сети Интернет: http://www.amcham.ru.