Автор: Хелен Ллойд (HelenLloyd),
технический редактор (аудит и бухгалтерский учет), CCH, Wolters Kluwer
Источник: Accountancy Live
Фото: accountancylive.com
- FRS 102: примеры из практики. Денежные потоки и ссуды
- FRS 102: примеры из практики. Инвестиционная собственность, бухгалтерские ошибки
В нашем сегодняшнем сценарии C Ltd- небольшой производитель программного обеспечения, стартап, который начал свою деятельность в 2012 году. Основатели, директора и они же единственные акционеры – три приятеля, чей предыдущий проект, также компания, довольно активно развивался и даже имел листинг на рынке альтернативных инвестиций (AIM). Примерно таких же успехов они желают для своего нового детища, C. В декабре каждого года у них традиционно заканчивается отчетный период, поэтому 2015 год для них, как и для многих других – это год первого применения FRS 102 “Стандарты финансовой отчетности, применяющиеся в Великобритании и Северной Ирландии”.
Ключевой продукцией C является некая уникальная программа со специфической сферой использования. В стандартный пакет, который они продают своим клиентам, входит лицензия на программное обеспечение, обновления к продукту на определенное согласованное ранее количество лет использования и разного рода сопутствующие вспомогательные и обучающие материалы.
Большая часть работы над оригинальным программным продуктом была проведена лишь одним основателем-директором, который, по сути, передал права на свою интеллектуальную собственность всей компании. Сегодня разработка тоже ведется – над новыми продуктами или обновлениями к первоначальному.
В 2014 году они также приобрели активы другой компании S, что в плане влияния на их бизнес означало принятие в штат трех новых разработчиков и приобретение программных продуктов, которые те разработали.
Неплохая кредитная история позволила владельцам получить существенный кредит в банке, чтобы профинансировать основание бизнеса. Кредит выплачивается по переменной ставке, однако в эти первые годы существования сохраняется неопределенность относительно денежных потоков, поэтому владельцы компании решили подстраховаться и заключить процентный своп, что для них означает хеджирование своей позиции относительно процентных ставок по кредиту.
У компании относительно мало сотрудников, и согласно прежним требованиям 2014 ее можно отнести к малому бизнесу. Тем не менее, с самого начала решено было вести отчетности по полному набору стандартов UK GAAP (т.е. не пользоваться преимуществами упрощенных стандартов FRSSE).
Области, где особых перемен в отчетности не ожидается
Конечно, к определенным нюансам признания выручки, может, и стоит подготовиться и продумать их как следует, однако нельзя назвать четких различий между прежними и новыми стандартами, которые точно приведут к переменам в их отчетности.
Безусловно, в FRS 102 есть отдельная секция по признанию выручки, которой очень недоставало раньше (в прежние времена эти вопросы обсуждались лишь в приложении к стандарту FRS 5 “Отражение сущности транзакций”), но ключевой принцип все тот же: выручка признается, когда товар меняет владельца, или когда происходит оказание услуги. Возможно, принципиальным для C является тот факт, что она продолжит разделять отдельные продукты или услуги, которые продаются в виде отдельных пакетов.
Поскольку большая часть издержек C, как и многих других фирм, относится на выплату зарплаты сотрудникам и обслуживание офисных помещений, учет здесь будет относительно простым. Выплата вознаграждения работникам производится на основе акций, и здесь также вряд ли стоит ожидать существенных перемен при переходе с FRS 20 “Выплаты на основе долевых инструментов” на FRS 102.
Вопрос 1: последствия объединения бизнеса
Тот самый бизнес, который C приобрела в прошлом году, имел эффектом фактическое списание в расходы издержек категории R&D (“исследования и развитие”), поэтому даже если они создали коммерческий продукт с нуля, этот факт не признан в балансовом отчете.
Когда произошло приобретение, C пересмотрела свой баланс в соответствии с действовавшими ранее требованиями FRS 7 “Справедливая стоимость в учете приобретений” и признала у себя актив, соответствующий расходам на разработку (руководствуясь, очевидно, SSAP 13 “Учет исследований и разработок”), поэтому баланс на дату приобретения полностью соответствовал учетной политике компании.
Это, однако, была единственная корректировка в результате приобретения бизнеса. В то же время, согласно FRS 102, компании C также придется пересмотреть сравнительный (предыдущий) период и применить секцию 19 нового стандарта, которая требует отразить отложенные налоги в результате сделок слияния, где это имеет место.
Детальное рассмотрение ситуации показывает, что у приобретаемой организации льготы по уплате налогов, относящиеся к деятельности R&D, составляли все 225% (см. Пример 1), что означало отсутствие дальнейших налоговых вычетов, поэтому придется признавать отложенное налоговое обязательство.
Вопрос 2: процентный своп
Соглашение о процентном свопе действует на данный момент уже два года. На отчетность C по старым правилам UK GAAP оказываемый им эффект был минимальным, с очень кратким описанием факта самого его существования. Однако по стандартам FRS 102 все будет иначе, ведь процентный своп тут рассматривается в категории небазовых (“non-basic”) финансовых инструментов (секция 12) и измеряется по справедливой стоимости на конец каждого отчетного периода.
По той причине, что процентные ставки со времени взятия кредита и заключения соглашения своп упали, при прочих равных вероятно, что стоимость процентного свопа снизилась: если бы своп на оставшиеся периоды был заключен сейчас, он оговаривал бы более выгодную (т.е. более низкую) фиксированную ставку.
Как альтернатива ретроспективному учету и переоценке свопа с самого начала по справедливой стоимости, у C есть возможность сделать более радикальный шаг в своей отчетности хеджирования.
Придется много повозиться, в том числе – показать, что хеджирование, согласно их прошлым ожиданиям, должно было оказаться эффективным (что легко делается, если критические показатели типа номинальной стоимости, времени осуществления выплат и т.д. идеально сходятся). Потребуется полная документация. Основным преимуществом для C станет сниженная волатильность, потому что денежные потоки хеджируются на инструменте хеджирования (в нашем случае – свопе, сочетающем в себе фиксированную и плавающую ставку, англ. “floating-to-fixed swap”). Однако дополнительная нагрузка, связанная с разработкой этой схемы хеджирования, а далее – ее поддержания, может быть серьезным отпугивающим фактором. В каждом отчетном периоде компании C придется получать оценку своему инструменту свопу и правильно отражать его в отчетности.
Вопрос 3: выбор режима отчетности
Хотя всем составителям отчетности предоставлен выбор в новой системе UK GAAP, какой режим им использовать – от самого минимально необходимого до самого сложного – для большинства он обычно очевиден сразу.
Однако C – особый случай. Это малая, быстро растущая фирма с большими планами развития, поэтому выбор FRS 102 для нее не так уж очевиден (см. Пример 2). Вместо этого она может пожелать использовать стандарты финансовой отчетности для малых предприятий (FRSSE) - хотя этот выбор и будет недальновидным, ведь нам известно, что эти стандарты в Великобритании будут вообще отменены в 2015 году.
В то же время C может по-прежнему уповать на свою принадлежность к категории малых предприятий и использовать предусмотренный для них режим в рамках уже новых стандартов FRS 102. Это, вероятно, станет возможным в середине года – следовательно, к концу отчетного периода в декабре отчетность подготовить по упрощенному варианту FRS 102 все-таки удастся. Впрочем, на обязательной основе стандарты будут введены в действие только в следующем году. В довольно существенной степени для C это будет означать необходимость применения требований FRS 102, но при этом ориентируясь на список доступных исключений, действительно полезных в плане снижения бухгалтерской нагрузки на малые предприятия, если грамотно в них ориентироваться. Одновременно конкуренты на рынке немногое узнают о ней из ее отчетности.
И первый, и второй вариант выглядят недальновидными решениями, если принять во внимание, что C собирается быстро расти и выйти на открытый рынок. Конечно, можно выбрать самый сложный вариант и прямо сейчас принять МСФО, но это экстремальное решение. Неплохим компромиссным вариантом будет использование FRS 101 “Сокращенные основы раскрытия”, которые по своей сути те же МСФО, только с ограниченным списком необходимых раскрытий. Для C это будет означать легкий переход на полные МСФО в будущем, когда она получит листинг. И даже подготовка проспекта эмиссии будут во много раз проще, ведь это не то же самое, что подготавливать данные МСФО с нуля.
Пример 1
Расчет отложенного налога по R&D
Когда C приобрела S в 2014 году, у компании S расходы на создание нового программного продукта составляли £100,000, при этом она претендовала на налоговые вычеты в размере £225,000 – отсюда 225%. Изначально издержки на создание продукта списывались в расходы в соответствии учетной политикой S.
По старым правилам UK GAAP был составлен баланс на дату приобретения, чтобы капитализировать £100,000 издержек на разработку.
Применяя уже новый стандарт FRS 102 и анализируя новый подход к учету объединения бизнеса, C совершенно правильно использует параграф 29.11:
|
£ |
Балансовая стоимость актива, соответствующего издержкам на разработку |
100,000 |
Величина, которую можно будет вычесть из налога в будущем |
- |
Итоговая величина для расчета отложенных налогов |
100,000 |
Отложенное налоговое обязательство 20% |
20,000 |
С помощью этого корректируются данные баланса на дату приобретения через гудвилл:
Дт Гудвилл -20,000
Кр Отложенное налоговое обязательство - 20,000
Отложенное налоговое обязательство далее станет нематериальным активом и будет амортизироваться.
Пример 2
Выбор правильного режима отчетности
В таблице ниже приводятся некоторые возможные выборы режима финансовой отчетности на протяжении следующих нескольких лет, в предположении, что компания будет активно развиваться
|
2015 (малая) |
2016 (все еще малая) |
2017 (уже немалая) |
2018 (имеет листинг) |
Выбор 1 |
FRSSE |
FRS 102, режим отчетности для малых компаний |
FRS 102 |
МСФО |
Выбор 2 |
FRS 102, режим отчетности для малых компаний |
FRS 102, режим отчетности для малых компаний |
FRS 102 |
МСФО |
Выбор 3 |
FRS 102 |
FRS 102 |
FRS 102 |
МСФО |
Выбор 4 |
FRS 101 |
FRS 101 |
FRS 101 |
МСФО |
Наверно, первый вариант сегодня потребует наименьших усилий, но здесь же придется пройти через максимальное количество изменений в следующие годы.
Со вторым вариантом С воспользуется исключениями, доступными для малых компаний, поэтому скачок на полный вариант отчетности в 2017 году будет относительно легким.
Вариант третий не так прост в плане бухгалтерских трудозатрат, но прост по своей сути: после перехода на новые правила компания просто будет держаться за них, пока не получит биржевой листинг.
FRS 101 “Reduced Disclosure Framework” – это упрощенные требования к раскрытию, и в 2015 году это станет радикальным вариантом перехода к МСФО с упрощенными раскрытиями. В то же время в 2017 году, когда компания наконец-то получит листинг, все, что ей нужно будет сделать – это просто добавить дополнительные раскрытия в свою отчетность.