Автор: Стив Коллингс (Steve Collings), аудиторский и технический партнер Leavitt Walmsley Associates Ltd
Источник: Ассоциация бухгалтерских специалистов - Association of Accounting Technicians (AAT), одна из ведущих британских ассоциаций профессиональных бухгалтеров
Сегодня мы будем говорить еще об одном стандарте британской отчетности – FRS 103 “Страховые контракты – Требования к консолидированному учету и отчетности для организаций в Великобритании и Ирландской Республики, выпускающих страховые контракты”. Он был представлен Советом по финансовой отчетности (FRC) в марте 2014 года как один из стандартов, сформировавших новую систему UK GAAP.
FRS 103 применяется в отношении финансовой отчетности британских компаний, составляемой в соответствии с общим базовым стандартов FRS 102, и про которую говорят, что она призвана обеспечивать “правдивое и достоверное” отражение финансовых результатов. Стандарт FRS 103 применяется в отношении:
- Страховых контрактов, которые выпускает организаций, и договоров перестрахования, которые она у себя держит
- Финансовых инструментов, отличных от страховых контрактов, которые предусматривают возможность участия “по своему усмотрению”, иначе говоря – обладают характеристикой дискреционного участия
Сам по себе стандарт FRS 103, согласно плану регулятора, будет действовать лишь ограниченный промежуток времени: британский Совет по финансовой отчетности пересмотрит его, как только Совет по МСФО выпустил свой собственный обновленный старт по страховым контрактам, которого все давно ждут. Согласно недавним обещаниям IASB по этой теме, это должно случиться ближе к концу текущего года.
Но данная статья все равно полезна в том смысле, что в ней рассматриваются самые основные вопросы учетной политики эмитентов страховых контрактов, применяющих FRS 103.
Но сначала разберемся с не менее важными аспектами, которые FRS 103, напротив, не оговаривает. Они приведены в следующей таблице:
Вопросы, не оговариваемые FRS 103 |
Где именно они оговариваются |
Финансовые активы и обязательства, выпускаемые страховщиками |
Секция 11 FRS 102 “Основные финансовые инструменты”, или Секция 12 “Прочие финансовые инструменты” и Секция 34 “Специализированная деятельность” |
Гарантии на продукцию, предоставляемые напрямую производителем, поставщиком или ритейлером |
Секция 21 FRS 102 “Резервы и условные обязательства” и Секция 23 “Выручка” |
Активы и обязательства работодателя в рамках программ вознаграждения работников |
Секция 26 FRS 102 “Выплаты на основе долевых инструментов” и Секция 28 “Вознаграждение работников” |
Пенсионные обязательства в рамках пенсионных планов с фиксированными выплатами |
Секция 34 FRS 102 |
Контрактные права и контрактные обязательства, являющиеся условными по отношению к будущему использованию (или праву на использование) нефинансового актива |
Секция 18 FRS 102 “Нематериальные активы, отличные от гудвилла”, или Секция 20 “Аренда”, или Секция 23 |
Договоры финансовых гарантий (кроме случаев, когда их эмитент ранее уже прямо заявлял, что признает такие договоры в качестве страховых контрактов) |
Секция 21 FRS 102 |
Условные платежи, получаемые или выплачиваемые в сделках объединения бизнеса |
|
Договоры прямого страхования во владении организации |
Учетная политика в отношении них должна определяться в соответствии с принципами FRS 102 |
Учетная политика
Страховщик имеет право изменить свою учетную политику в отношении страховых контрактов тогда и только тогда, когда такое изменение способно сделать финансовую отчетность более полезной для принятия деловых решений ее пользователями и при этом не менее надежной, либо более надежной, но при этом не менее полезной для потребностей пользователей. Когда страховщик взвешивает возможности изменения своей учетной политики, он обязан обосновать, каким образом будущие изменения приведут его финансовую отчетность в большее соответствие с критериями, оговоренными в параграфе 10.4 FRS 102. Данный параграф требует от менеджмента разработки учетной политики, способной обеспечить информацию, которая:
- Полезна для принятия деловых решений пользователями, и
- Надежна в том смысле, что финансовая отчетность:
- Правдиво отражает финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки организации,
- Отражает экономическую сущность транзакций, прочих событий и условий, причем не только формально,
- Нейтральна, то есть свободна от смещения,
- Обеспечивает осторожность и
- Полноту по всем существенным аспектам.
FRS 103 покрывает собой следующие пять специфических вопросов:
- Текущие процентные ставки
- Продолжение текущей учетной политики
- Осторожность
- Будущие маржинальные прибыли по инвестициям
- “Теневая отчетность”
Разберем их подробнее.
Текущие процентные ставки
Параграф 2.5 FRS 103 позволяет страховщику изменять свою учетную политику таким образом, чтобы страховые обязательства правильно отражали текущие рыночные процентные ставки. Любые изменения в страховых обязательствах будут признаваться в прибылях и убытках. Кроме того, параграф 2.5 также позволяет страховщику менять свою учетную политику в отношении страховых обязательств без того, чтобы применять эту же учетную политику в отношении всех прочих схожих обязательств, что в противном случае было бы обязательным согласно требованиям Секции 10 “Учетная политика, оценки и ошибки” в FRS 102. Если страховщик выбирает обязательства, в отношении которых он будет проводить такую корректировку, стандарт требует, чтобы он использовал текущие рыночные процентные ставки (либо, где возможно – другие оценки и допущения) последовательно во все отчетные периоды в отношении таких обязательств, пока они не будут погашены.
Продолжение текущей учетной политики
FRS 103 позволяет страховщику продолжать следовать текущей политике по следующим аспектам:
- Если иного не требуют Правилами (или прочие законы, распространяющиеся на саму компанию) – измерять страховые обязательства без дисконтирования
- Измерять контрактные права на будущие комиссии за управления инвестициями в величинах, превышающих справедливую стоимость, которую можно определить на основе сравнения с текущими комиссиями, которые запрашивают другие участники рынка за аналогичные условия. Параграф 2.6 признает, что справедливая стоимость на дату начала действия этих контрактных прав, вероятно, будет равной издержкам на выпуск договоров, кроме случаев, когда будущие комиссии за управления инвестициями и связанные расходы сильно расходятся с сопоставимыми рыночными показателями;
- Использование нестандартных учетных политик в отношении страховых контрактов дочерних предприятий (и связанных отложенных издержек на приобретение и нематериальных активов, если это актуально), кроме случаев, разрешенных параграфом 2.5 FRS 103. Если учетная политика нестандартна, FRS 103 позволяет страховщику изменить ее, если это изменение не сделает учетную политику еще более разноплановой и при этом отвечает требованиям FRS 103.
Осторожность
FRS 103 не требует от страховщика менять учетную политику в отношении страховых контрактов ради устранения излишней осторожности. Однако если страховщик уже сейчас измеряет свои страховые контракты с соблюдением достаточной степени осторожности, дополнительной осторожности от него стандартом не требуется.
Будущие маржинальные прибыли по инвестициям
Параграф 2.8 не требует от страховщика менять свою учетную политику в отношении страховых контрактов для устранения будущих маржинальных прибылей по инвестициям (из оценки будущих денежных потоков в рамках оценки страховых обязательств – GAAP.RU). Существует, однако, несколько спорное допущение, что финансовая отчетность страховщика станет менее надежной и менее полезной, если страховщик будет использовать учетную политику, отражающую будущие маржинальные прибыли в оценке страховых контрактов. Есть два примера такой учетной политики:
- Использование ставки дисконтирования, которая отражает ожидаемую доходность на активы страховщика, и
- Проектирование доходности по этим активам по ожидаемой ставке доходности, далее дисконтирование этой спроектированной доходности по другой ставке и включение результатов в измерение страхового обязательства
Если Правила разрешают, страховщик может обойти приведенное выше спорное допущение, но тогда и только тогда, когда прочие составляющие изменений в учетной политике повышают полезность и надежность финансовой отчетности в достаточной степени, чтобы это перевешивало снижение полезности и надежности в результате включения будущих маржинальных прибылей по инвестициям. Параграф 2.9 содержит пример страховщика, чья ныне действующая учетная политика в отношении страховых контрактов предполагает, возможно, излишне осторожные допущения на начало действия договора, что означает использование ставки дисконтирования, которой требует регулятор, без оглядки на рыночные условия и игнорируя некоторые встроенные опционы и гарантии. В том примере делается предположение, что страховщик мог бы сделать свою финансовую отчетность более полезной и при этом не менее надежной, если бы переключился на ориентированный на инвесторов метод учета, который широко применяется в таких случаях и предполагает использование:
- Текущих оценок и допущений;
- Разумной, но при этом не излишне осторожной корректировки для учета риска и неопределенности;
- Оценок, которые отражают как внутреннюю стоимость, так и временную стоимость встроенных опционов и гарантий; и
- Текущей рыночной ставки дисконтирования, даже если эта ставка отражает ожидаемую доходность на активы страховщика.
Некоторые страховщики могут использовать ставку дисконтирования для определения приведенной стоимости будущей маржинальной прибыли, которая затем по формуле относится на другие периоды. Это означает, что данная ставка дисконтирования отражает измерение обязательства лишь косвенно, и использование менее подходящей ставки дисконтирования имеет лишь ограниченный эффект на первоначальное измерение обязательства или не имеет вообще. Однако при других подходах ставка дисконтирования может прямо определять обязательство, и в таких случаях маловероятно, что страховщик сможет обойти приведенное выше спорное утверждение.
“Теневая отчетность”
Часто признанные прибыли или убытки по активам страховщика будут иметь прямое влияние на измерение некоторых (а то и вообще всех):
- Страховых обязательств страховщика
- Связанных с ними отложенных издержек приобретения
- Связанных с ними нематериальных активов
FRS 103 разрешает (хотя и не требует), чтобы страховщик вносил изменения в свою учетную политику таким образом, чтобы непризнанные прибыли или потери по активам оказывали влияние на измерение приведенных выше составляющих отчетности тем же самым образом, как если бы это были признанные прибыли или убытки. Когда страховщик применяет данный подход, любые корректировки в страховых обязательствах, отложенных издержках приобретения или нематериальных активов признаются в прочем совокупном доходе, но если и только если непризнанные прибыли или убытки также признаются в прочем совокупном доходе. Эта практика имеет название “теневой отчетности” – “shadow accounting”.
Исключения из FRS 102
Параграфы 10.4-10.6 FRS 102 описывают, как именно менеджмент организации может использовать профессиональное суждение в разработке и применении учетной политики, когда какая-либо часть стандарта FRS или указания от FRC не оговаривает конкретной транзакции, события или условия. FRS 103 оговаривает для страховщика исключения из этих параграфов FRS 102 в отношении учетной политики, связанной:
- Со страховыми контрактами, которые он выпускает, что также охватывает издержки приобретения и связанные нематериальные активы;
- Договоры перестрахования, которыми он владеет.
Хотя параграф 2.12 и не требует от страховщика следовать этим параграфам FRS 102, параграф 2.13, однако, конкретно оговаривает, чтобы страховщик:
- Не признавал никаких обязательств в отношении возможных в будущем требований, если они не возникают в результате страховых контрактов, которые не существовали на конец отчетного периода;
- Проводить проверку адекватности обязательств (liability adequacy test);
- Списывать страховое обязательство (или его часть) тогда и только тогда, когда оно погашается;
- Не проводить взаимозачета активов перестрахования против связанных с ними страховых обязательств или дохода, либо расходов по договорам перестрахования против расходов или доходов от связанных контрактов;
- Оценивать, когда происходит обесценения активов перестрахования.
В отношении проверки адекватности обязательств, о которой говорилось выше: страховщик обязан проводить оценку на конец каждого отчетного периода, чтобы оценить, являются ли адекватными признанные им страховые обязательства. Для проведения теста страховщик применяет текущие оценки будущих денежных потоков по страховым контрактам. Если проверка показывает, что балансовая стоимость обязательств страховщика (за вычетом связанных отложенных издержек приобретения и связанных нематериальных активов) неадекватна с позиции ожидаемых будущих денежных потоков, тогда величина расхождения должна быть признана в прибылях и убытках.
Недавние изменения в FRS 103
В мае 2016 года FRC представил изменения к FRS 103, чтобы отразить факт внедрения европейской Директивы Solvency II начиная с 1 января этого года. Изменения обновили терминологическую базу и определения для отражения изменений в результате внедрения Solvency II. Стоит отметить, что эти корректировки не требуют никаких изменений в сегодняшней учетной политике страховщиков – ее можно продолжать применять, если компания так пожелает.
Заключение
Члены AAT и сертифицированные бухгалтеры, которые составляют финансовую отчетность для страховых компаний, должны иметь четкое представление о требованиях FRS 103. Также важно помнить, что FRS 103 будет иметь лишь ограниченный срок использования, поэтому бухгалтеры должны отслеживать изменения в этой области на сайте FRC, чтобы обладать самой последней информацией по пересмотру стандарта.